Современные инновации в образовании. Примеры. Фундаментальные исследования Проблемные уроки и занятия

1

В наши дни новейшие компьютерные технологии все в большей степени являются и инструментом и средой делового сотрудничества. Этот социально-конструктивный тезис не только констатирует подлинный потенциал мультимедиа, виртуального пространства и сетевых технологий, но и призван объединить заинтересованных лиц вокруг общезначимых проектов и целей. Одним из таких проектов должна стать задача создания системы профессиональной вузовской подготовки специалистов.

Главнейшим социальным следствием информатизации является создание глобальной информационно-коммуникационной системы и единого информационного пространства. Виртуальная реальность - новая сфера, которая расширяет возможности для социального креатива. Это диктует приоритеты в национальной политике, экономике, социокультурном развитии, образовании. Владение новыми информационными технологиями, эффективное встраивание России в глобальную информационно-коммуникационную систему является условием ее процветания, равноправного участия в мировом сообществе.

Сфера образования представляет собой одну из наиболее инновационных отраслей, во многом определяющих создание инновационного климата и конкурентоспособности экономики в целом. В основе развития новой образовательной системы лежат современные информационные, компьютерные и телекоммуникационные технологии - технологические инновации. Сегодня место рождения новых технологий и фундаментальных открытий переместилось из университетской науки в корпоративную. Это означает, что ученые - специалисты по подготовке кадров оказываются менее компетентными в новых видах деятельности, чем их коллеги из производственных корпораций и уже не в состоянии не только опережать развитие, но и даже успевать за ним.

Если более подробно рассмотреть проблемы подготовки кадров, то следует отметить целый комплекс проблем в этой области. Нарастают проблемы с кадрами, обеспечивающими исследования и разработки, остро стоит проблема нехватки среднего технического персонала и квалифицированных рабочих. Проблемой предприятий, выпускающих инновационную продукцию, в последнее время является старение кадров, являющихся носителями ключевых технологий. Без поступления молодых работников используемые технологии могут быть частично утеряны.

При развитии системы подготовки кадров необходимо обеспечивать сбалансированную подготовку кадров по всем направлениям, обеспечивающим инновационную деятельность. Тем не менее, в качестве одной из основных проблем следует отметить, что в настоящее время большинство промышленных предприятий (как крупных, так и малых) не обладает специалистами, которые могут грамотно обеспечить продвижение наукоемкой продукции предприятий на рынок. Общая потребность в таких кадрах составляет несколько десятков тысяч человек. Проблему можно решить, только организовав целенаправленную работу по подготовке таких кадров с горизонтом планирования 5-10 лет (время на базовое обучение кадров и приобретение ими практических навыков работы).

В настоящее время подготовку специалистов в области менеджмента и маркетинга высокотехнологичного производства ведут десятки вузов страны, однако эффективность этой работы невелика. Лишь небольшое число выпускников идут работать по специальности, существуют значительные проблемы даже с комплектованием небольшого числа центров трансфера технологий, созданных с участием Роснауки. Следует отметить и дефицит квалифицированных преподавателей для подготовки кадров. Во многих вузах преподавание ведут специалисты, не имеющие практического опыта в тех вопросах, которым они обучают студентов. Обучение ведется по зарубежным разработкам и пособиям, не отражающим в полной мере российскую специфику и реалии, в результате чего на выходе получаются специалисты, которым потом в течение нескольких лет приходится набирать опыт методом проб и ошибок.

В этой связи следует отметить роль системы консалтинга. Поскольку обучение кадров процесс достаточно длительный и инерционный, а время наступления необратимых изменений на многих предприятиях, ориентированных на выпуск наукоемкой продукции, может оказаться меньше срока решения кадровой проблемы, следует предусмотреть создание и развитие системы консалтинга для промышленных предприятий в области инновационной деятельности и продвижения на рынки наукоемкой продукции.

Непрерывное образование могло бы совмещать в себе преимущества академической и корпоративной школ. Причем не только в области профессионального подготовки и переподготовки, но и в области формирования мировоззрения. Современная система образования должна предусматривать: во-первых, возможность для специалиста постоянно находится в образовательной системе, непрерывно совершенствуя свои знания и умения и одновременно обновляя их настолько, чтобы обеспечить, при необходимости, быстрое кардинальное изменение структурной деятельности; во-вторых, непрерывного личного роста, обусловленного деятельностью, связанной с участием в образовательном процессе. Однако ни та, ни другая задача традиционной системой образования пока не решается. Более того, господствующая в технологии образования антропологическая парадигма предполагает, что цель образования, обучения и воспитания выражается во внешнем, форматирующем воздействии общества на личность средствами образовательной системы. Обучающийся рассматривается системой в качестве объекта воздействия, а потому попытки привить ей задачи индивидуализации (субъективации) обучающегося обречены на неудачу в силу противоречия целевым функциям системы.

Очная система образования связывает петлей отрицательной обратной связи «профессионализм - способность к обновлению личности информацией», реально ограничивающей уровень компетентности. Здесь уместно вспомнить известный принцип дорастания карьеры до уровня некомпетентности. Наиболее оптимальный выход из этой ситуации предлагает дистантное образование с использованием средств телекоммуникаций. Непрерывное дистантное образование позволяет всегда оставаться актуальным. Оно дает возможность включать в образовательную систему новейшие достижения науки, в отличие от традиционной образовательной системы, системы с «мертвым временем» около 5 - 6 лет, которое соизмеримо со временем удвоения информации. В дистантном образовании обучение действительно становится интеллектуальным многокомпонентным трудом и школой управления интеллектуальным трудом, поскольку предполагает интерактивное взаимодействие обучающегося с совокупным субъектом информационной среды (преподаватели и другие студенты). Среда становится одновременно предметом интеллектуальной деятельности и ее субъектом (среда и обучающийся). Среда выступает в качестве средства расширения сознания и памяти человека и становится формой бытия индивидуального сознания и памяти. Процессы, происходящие внутри, репрезентируются во вне и наоборот.

Эффективное функционирование системы дистанционного обучения требует разработки и создания учебно-методических комплексов нового поколения. В создании таких комплексов следует учитывать возможности полимодального предъявления информации по широким информационным каналам аудиовизуальных средств, эксплуатационные удобства печатной учебной продукции, коммуникативные возможности, предоставляемые средствами телекоммуникаций в режиме on-line и off-line связи.

Библиографическая ссылка

Колосова О.Ю. ИННОВАЦИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=1067 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

УДК 338.001.76

О.А. Баклушина

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА

Рассматриваются основные моменты нововведений, которые необходимо предпринять в вузовском образовании. Предложены конкретные примеры инноваций, способных создать стимулирующие механизмы лучшего усвоения знаний студентами, повышения уровня обучения преподавателями, обеспечивающих активизацию и внутренних мыслительных, рационально-творческих фундаментальных

способностей студента.

O.A. Baklushina INNOVATIONS IN EDUCATIONAL PROCESSES OF A HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

The important factors of innovation in higher education institutions are researched in the paper. The paper suggests certain examples of innovation.

They must make stimulus mechanisms of the best student’s assimilation of knowledge and increase the learning level by tutors. These factors are to increase the internal intellectual, rational creative fundamental student’s abilities.

После эпохи эффективности, продолжавшейся в 50-60-е годы, качества - в 70-80-е годы, гибкости - в 80-е и 90-е годы, сейчас мы живем в эпоху инноваций.

Инновации в квалифицированной литературе рассматриваются не как диффузное множество спонтанных «самовыражений» удачливых пророков или дельцов, а как предпосылки интегративного процесса модернизации, а сегодня - и глобализации. Этот процесс раскрывается в его перспективе - не ситуативно и хаотично, а в контексте сложной, многотемной исследовательской программы, в которой на основе эмпирических исследований выявляется комплекс основных тенденций развития общества на данном этапе - в экономике, технике, информации, во всех подразделениях культуры - в политике, праве, искусстве, в том числе, в науке и образовании.

Однако параллельно с этим, все более полно и отчетливо образование начинает пониматься и осваиваться как особая философско-антропологическая категория, фиксирующая фундаментальные основы бытия человека.

Для инновационного реформирования образовательного комплекса в условиях глобализации акцент должен сместиться в сторону решения вопросов повышения качества и обновления содержания образования, внедрения новых инновационных технологий организации учебного процесса, особенно в плане становления системы непрерывного инновационного профессионального образования.

В результате реформы образовательного комплекса следует формировать новый тип специалиста - инноватора - творческой личности, высококвалифицированной, ориентированной на рыночную экономику, мобильной, духовно богатой, социально

ответственной и интеллектуально развитой, владеющей необходимыми знаниями и методологией создания научной продукции мирового уровня.

Сегодня образование оказывается самым масштабным и, может быть, единственным социальным институтом, через который осуществляются трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов именно образование позволяет осуществить адаптацию к новым жизненным формам, поддержать процесс воспроизводства социального опыта, закрепить в общественном сознании и практике новые политические реалии и новые ориентиры развития.

Из простого фактора общественной и государственной жизни образование становится подлинным субъектом преобразований изменяющегося социума, порождает новые формы общественной жизни, создавая тем самым условия становления жизнеспособного общества. Образование обретает статус особого механизма общественного и культурного развития регионов, страны в целом, становится пространством личностного развития каждого человека.

Мобилизация мыслительных, рационально-творческих фундаментальных способностей человека в невиданных ранее масштабах для создания сложнейших наукоемких высоких технологий и техники нового поколения сегодня не возможна без современной инновационной высокотехнологичной методологии по обучению новых специалистов разработке высококачественной и конкурентоспособной научной продукции, управлению людьми, социальной направленности компаний.

Высокая духовность и интеллектуализация зрелого гражданского общества, выявление и развитие одаренных детей, создание благоприятных условий для формирования неординарных личностей и высококачественной организации по их инновационно-активной деятельности - главные компоненты стратегической основы, обеспечивающей процветание, конкурентоспособность и могущество России.

Переход на инновационную методику обучения - закономерный этап в развитии высшего профессионального образования страны. Вуз должен стремиться создать такие условия, при которых и студенческий коллектив, и персонал будут с успехом применять инновации. Основа современных инноваций в образовании - это ориентация на сознательность студента. При этом студент работает ради своего будущего - карьеры, успешного интеллектуального роста. Это позволяет выбрать индивидуальную траекторию обучения (обеспечивает вариативность образования). У студентов появляется возможность заниматься по другим направлениям и специальностям (при соответствующем согласовании расписания), изучать дополнительные дисциплины, осваивать смежные специализации или получать дополнительную квалификацию. Кроме того, они получают доступ к учебным курсам и академической жизни других вузов, в том числе и зарубежных, с гарантией академического признания результатов обучения. Наиболее рациональными инновационными направлениями в высшем образовании должны стать следующие:

1) Практическое применение знаний студентами путем проведения практических занятий в условиях, максимально приближенных к реальным. Так, изучая бухгалтерский учет, студенты должны иметь возможность проанализировать работу конкретного предприятия, имея в распоряжении первичную бухгалтерскую документацию: кассу, банк, подборку договоров и пр.

2) Формирование меньших по объему студенческих групп. Оптимальная численность 10 человек. Формирование групп должно происходить на основе рейтинга студента по основным дисциплинам или дисциплинам этого курса. Предположим, изучение дисциплины «Эконометрика» происходит после усвоения студентом таких дисциплин, как «Математика», «Статистика», «Основы экономики». Эконометрика напрямую связана с этими дисциплинами и использует методики и теории этих дисциплин. Получая однородные группы студентов по показателю подготовленности по

взаимосвязанным предметам, преподаватель имеет возможность варьировать глубину изучения новой дисциплины в соответствии с уровнем знаний студентов. Это позволит более полно усваивать знания студентами ввиду одинакового уровня подготовки. При этом вузу будет необходимо вести учет рейтинга студентов по каждой пройденной дисциплине, находить взаимосвязанные дисциплины, группировать все дисциплины по признакам: гуманитарные, экономические, технические и пр.

3) Для отсутствия предвзятости в оценке преподавателем студента на зачете или экзамене, необходимо принимать этот зачет или экзамен комиссией. Оптимальный состав комиссии - 3 человека. В комиссию обязательно должны входить специалисты той области, к которой относится предмет. Это нововведение позволит избежать высказываний со стороны студентов о предвзятом отношении преподавателя к кому-то конкретно. Преподавателю - объективно оценивать студентов в согласии с мнением комиссии. Комиссии - оценить объем знаний, который преподаватель сумел передать студентам.

4) Создание большего количества электронных учебников по всем дисциплинам курса, доступ к которым имелся бы у всех студентов. Плюсы электронных учебников заключаются в возможности в маленьком объеме информации сделать несколько интерактивных ссылок, объясняющих термины, понятия, формулы и пр., о которых идет речь. То есть если студенту необходимо рассчитать индексы цен и у него отсутствуют знания в этой области, он может набором в строке поиска слова «индексы» получить основные понятия и определения в этой сфере. В определении индексов встречаются относительные величины. Щелкнув по этому определению, студент может получить представление об относительных величинах и т. д.

5) Премирование студентов по итогам семестра (или года). Набранные в течение семестра (года) баллы по всем дисциплинам выявляют наиболее успешных и трудолюбивых. Наиболее стимулирующими премиями для студентов являются:

Денежное вознаграждение;

Устройство на практику (работу) в престижные компании;

Льготы при поступлении в аспирантуру;

Обменные программы в вузы других городов (стран).

6) Возможность выбора времени обучения, что позволит студентам помимо учебы работать. При этом работа позволяет студенту сориентироваться в той или иной специальности, получить практические навыки в деловой сфере.

Все перечисленное позволяет стимулировать самостоятельную работу студента в течение всего периода обучения, что помогает ему выработать навыки самостоятельного поиска информации и ее аналитического осмысления с целью получения новых знаний.

Обладая колоссальным ресурсом и потенциалом, обеспечивающим поступательное динамичное развитие нашего общества, национальная инновационная стратегия вуза изменяет существующие подходы к организации и управлению образованием, культурой, качеством жизни и решением других сложнейших комплексных проблем различной природы и характера (социального, политического, экономического).

Баклушина Ольга Александровна -

ассистент кафедры «Экономика и управление в машиностроении»

Всестороннее развитие и воспитание личности согласно общественным запросам - первостепенная задача, стоящая перед российской педагогикой. Внедрение инновационных методик в образование призвано улучшить результаты обучения.

Одновременно, несовершенство и косность образовательной системы осложняет освоение нового, что чувствительно тормозит процесс.

Тем не менее инновационные технологии в образовании остаются действенным козырем государства, ставящего задачу повысить уровень жизни граждан и вывести страну из состояния экономической стагнации.

Новое в системе образования

Инновации в образовании приоритетны для государств, заинтересованных в системном экономическом развитии, усилении роли науки, улучшении благосостояния населения и снижении социальной напряженности. Очевидно, что застой в системе преподавания - негативное явление, отрицательное сказывающееся на государстве и обществе, ведущее к накоплению системных проблем на всех уровнях существования.

Инновация - понятие широкое. В плане образования это использование новых технологических и методологических исследований и своевременная замена устаревших стандартов.

На сегодня российская педагогика представляет собой скопившиеся за годы независимости недоработки и упущения, базирующиеся на морально устаревшей системе образования. Проблема дифференцируется по следующим пунктам:

  • несоответствие принятых стандартов интересам и способностям учащихся;
  • различия в темпах развития науки и возможностей восприятия;
  • конфликт сторонников концепций узкой специализации и многостороннего развития.

Присутствие подобных сложностей объясняет трудности внедрения инноваций и указывает направления для решения будущих задач. Это:

  • профессиональная классификация инноваций в образовании;
  • инновационный менеджмент в образовании;

Большое значение имеют применяющиеся виды инновационных технологий и особенности их внедрения в образовательной сфере.

Усовершенствование обучения

Обучение - это инновационный образовательный проект. Само понятие синонимично терминам рост и созидание, то есть это и есть инновация.

Цель обновлений в образовании - воспитание личностей, способных достигать успеха в любой области применения способностей.

Под систематическими нововведениями в данной сфере следует предполагать осмысленное и рациональное изменение работы преподавателей посредством:

  • изменения сути процесса;
  • создания новых способов и видов работы.

Таким образом, прогресс инновационных технологий в образовательном процессе - усовершенствование системы и повышение «отдачи» на практике.

К методам модернизации относят:

  • внутрипредметные обновления - переход к новым обучающим комплексам и авторским разработкам;
  • общеметодические новшества - внедрение нестандартных, универсальных образовательных технологий, использующихся в любой предметной отрасли образования;
  • управленческие инновации - решения руководителей, направленные на повышение результативности функционирования субъектов системы;
  • идеологические разработки - нововведения, вызванные изменениями в сознании, являющиеся фундаментальной основой для остальных инноваций, так как только осознание необходимости нового ведет к появлению инноваций.

Задача инновационных технологий - качественное изменение личности субъекта относительно традиционной системы, что возможно при задействовании программ, локализующих проблему педагогического кризиса. Главные задачи подобных программ - формирование нестандартного мышления и максимальное развитие способностей учащихся.

Структура инноваций в образовании

Инновационные процессы в образовании - сочетание процедур и средств, превращающих идею обучения в осязаемое нововведение. Основные элементы процесса - генерирование и использование новшеств в сочетании с системностью, интегральностью и целостностью.

Таким образом, реализующая идеи и формирующая систему руководства процессом деятельность - новая по форме и прогрессивная по содержанию.

Педагоги с аналитическим мышлением понимают суть процесса и видят способы для улучшения. Жизнеспособная структура - это сумма следующих элементов:

  • причина;
  • намерение;
  • проблема;
  • смысл;
  • способы;
  • результаты.

Процесс начинается с причины, затем появляется цель инновации, на основании чего формируется список задач и разрабатывается содержание и т. д.

Структура внедрения инноваций вытекает из теории новшеств в производственной сфере и включает следующие элементы:

  • появление идеи;
  • планирование;
  • создание (освоение на практике);
  • внедрение.

Управленческая форма предполагает гармоничное взаимодействие перечисленных факторов. На практике введение новшеств в учебном заведении осуществляется в форме программы развития, в согласии с которой организуется деятельность коллектива, реализующего задачу. В итоге создается инновационная площадка - учреждение, где накопление новинок и идей улучшает образовательный процесс.

Проблемы инноваций в образовании

Проблемы нововведений в образовании начинаются уже на начальном этапе разработок, так как каждый из авторов инноваций не уверен в эффективности собственного плана. Всякая инновация - это риск без гарантии.

Но попытки усовершенствовать инновационный менеджмент в образовании не прекращаются. На сегодня нововведения классифицируются как:

  • Аналоговое. Инновация основана на принципе классический метод + частное нововведение.
  • Комбинированное. Объединение образовательных блоков для получения нового подхода.
  • Ретроинновационное. Заключается в привлечении забытых методов (гимназическое обучение, лицеи).
  • Сущностное. Внедрение ранее не применявшихся инноваций.

Суть новшеств в педагогике заключена в применении эффективных методов обучения, соответствующих требованиям общества и технологий. Кроме того, инновации обязаны относиться к определенным областям распространения:

  • воспитательной;
  • обучающей;
  • управленческой;
  • переквалификационной.

Введение изменений - это риск, но этот риск оправдан, так как в противном случае страна рискует застрять в устаревшей системе образования, что негативным образом отразится на развитии государства.

Управление инновациями

Введение новшеств - это инновационные процессы в образовании, означающие усовершенствование существующего, генерация идеи в готовый для практического применения продукт. Процесс обоснован и переводит действующую систему на новый уровень - режим развития.

Регулирование процесса обновления в учебном заведении - синхронизация регулирующих и регулируемых систем, конечная цель которого - «одушевление» образования и повышение качества преподавания.

На управление процессом влияет множество факторов, поэтому его нужно рассматривать как способ общего руководства следующими функциями:

  • выполнением директив управляющих органов;
  • применением технологических и научных новинок;
  • обновлением теоретической части педагогики;
  • изучением запросов учащихся.

Регулирование процесса внедрения инноваций - многопрофильная деятельность, включающая:

  • постановку и решение стратегических задач;
  • мониторинг рисков;
  • изучение структуры и возможностей образовательного учреждения;
  • формирование пакетов инновационных предложений и пр.

При этом главными направлениями руководства инновациями нужно считать разработку общей стратегии, материально-техническое обеспечение процесса и контроль за ним.

Законодательство РФ

На сегодня инновации в системе образования России регламентирует Федеральный закон, принятый 29.12.12, «Об образовании в Российской Федерации». В частности, внедрение инновационных проектов и программ в образовании регулируется ст. 20 «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования».

Закон об образовательных учреждениях определяет:

  • направления и задачи обновления;
  • формулирует понятие федеральных и региональных площадок;
  • утверждает порядок функционирования инфраструктуры.

Одновременно, государственные органы субъектов РФ управляют общеобразовательной системой, создавая возможности для реализации проектов и их практического применения.

Международное законодательство

Инновационные процессы в современном образовании важны для развития государств сегодня и в перспективе. Правовое регулирование норм осуществляется документами, регламентирующими функционирование системы разработки и внедрения новшеств во всех сферах жизнедеятельности, включая образование.

В Европейском Союзе инновационная политика базируется на информационном проекте «ПРО ИННО Европа», созданном для координации деятельности стран-членов ЕС. Проект основывается на трех документах: «Политика анализа», «Политика знаний», «Политика развития». В рамках Союза в 2000 г. разработана стратегия, в которой сформулированы основы европейской инновационной политики, предполагающей построение конкурентоспособной экономики, основанной на знаниях, примерах идей.

Великобритания

Определяющую роль в инновационной политике Соединенного Королевства играет информационная поддержка новейших разработок, в том числе и в области образования. Именно с этой целью Министерство инноваций, вузов и повышения квалификации размещает на официальном сайте документы для участников процесса. Одновременно ведется формирование структур для ведения инновационной деятельности, в частности, компаний, оказывающих консультативное обслуживание в области технологического развития. Обычно такие компании создаются на базе вузов и являются собственниками инновационных центров.

Отличительная черта инновационной политики Германии в сфере образования - определяющая роль государства как основного инструмента финансирования исследований и внедрения новшеств. Около 80% исследовательской деятельности, ведущейся в университетах страны, происходит за счет финансовых вливаний от грантов пяти научных сообществ.

Классификация инноваций в образовании

Инновационные проекты и программы в образовании появляются в виде идей конкретных людей, а затем преобразуются в авторские новинки либо становятся общепринятой нормой.

Инновации классифицируют:

  • по объему новизны: как открытия или доработанные и улучшенные проекты;
  • по педагогическим объектам и категориям;
  • по масштабам: от конкретного учебного заведения до всей страны;
  • по способу авторства - индивидуальный или коллективный проект;
  • по источникам - сторонний заказ или собственное изобретение.

Без сомнений, внедрение новшеств - сложный инновационный процесс в образовании, включающий создание, испытание, анализ полученных результатов и их корректировку, после чего становится возможным введение инновации в образовательный процесс.

Многоступенчатой является и система управления нововведениями, включающая сотрудничество с педагогами, учащимися и родителями, информационное обеспечение и контроль за процессом.

Расширение опыта

Инновации - часть профессиональной деятельности людей, предмет научного изучения и применения на практике. Новшества в педагогике не спонтанное явление, а результат накопленного опыта и научных разработок. А значит, данный процесс требует руководства.

Относительно учебного процесса, инновации в образовании - это обновление сути и методики обучения.

Выделяют следующие этапы процесса:

  • определение необходимости нововведений;
  • мониторинг информации;
  • разработку;
  • внедрение;
  • институализацию - применение новшества на практике длительное время.

В сумме перечисленные этапы образуют локализованный цикл.

Направления по анализу и продвижению опыта:

  • мотивация и поощрение преподавателей по результатам обновлений;
  • объединение усилий научного и преподавательского состава для распространения накопленного опыта;
  • создание информационного ресурса для сохранения наработанных знаний;
  • применение опыта на практике.

Вопросы по внедрению инноваций в российское образование, анализ и распространение инновационного опыта прописаны в соответствующих нормативных документах: законах, указах Президента и приказах Министерства образования.

  • Созаев Константин Губадиевич , кандидат наук, доцент, доцент
  • Северо-Осетинский государственный университет имен и К.Л. Хетагурова
  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
  • КОМПЕТЕНЦИИ
  • КОМПЕТЕНТНОСТЬ
  • ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
  • СТУДЕНТ
  • ИННОВАЦИИ
  • ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

В статье предпринята попытка анализа проблем, возникающих в ходе утверждения в образовательный процесс вуза новых форм и методов организации работы по активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся, их самостоятельности, развитию творческого мышления.

  • Вера как один из помощников в работе с инкурабельными больными
  • Совершенствование качества обслуживания потребителей

В последние десятилетия качество системы образования отечественной высшей школы вошло в противоречие с общественным развитием, дальнейшим прогрессом науки, техники и экономики, развитием человечества в целом. С целью выхода из этой критической ситуации в настоящее время в нашем обществе активизировался научный поиск, предприняты шаги по оптимизации образовательного процесса вузов, вырабатывается новая стратегия развития российского высшего образования, намечены базовые параметры модернизации образования, разработано новое поколение Федеральных государственных образовательных стандартов. В системе высшего образования ставятся цели повышения качества жизни вузовских коллективов различных инноваций посредством утверждения компетентностного подхода.

Понятие «инновация» происходит из латинского языка, и в переводе означает введение чего-либо нового, процесс изменения, связанный с созданием, признанием или внедрением новых элементов (или моделей) материальной и нематериальной культур . В педагогической литературе термин «инновация» подразумевает идеи, процессы, средства и результаты, взятые в единстве качественно совершенной педагогической системы . Решая цели и задачи, стоящие перед высшим профессиональным образованием в области подготовки специалистов, свободно владеющих своей профессией и ключевыми компетенциями, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готовности к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности и вступлению в межкультурные профессиональные коммуникации, российская система высшей школы опирается на положения и принципы Болонской декларации. Целью данного документа, подписанного Россией в 2003 году является создание европейского образовательного пространства с тем, чтобы увеличить способность выпускников к трудоустройству, повысить мобильность студенчества, нарастить конкурентоспособность высшей школы. Первым и скорее всего, основным положением декларации является требование введения в вузе двухуровневого обучения, в частности – уровня бакалавриата, длительностью в 3-4 года (но не менее 3-х лет) и уровня магистратуры продолжительностью в 1-2- года. Первый из данных уровней завершается присвоением выпускнику звания «бакалавр», второй – «магистр».

Далее декларация рекомендует «внедрение» системы зачетных баллов (кредитов), аналогично с ESTC (Europan Commrinity Course Cretit Transter System) европейской системы перерасчета зачетных баллов, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности, предоставление возможности для студенчества свободного передвижения из вуза в вуз для набора баллов. Документ предлагает «свободное перемещение» студентов из одного вуза в другой в пределах как своей страны, так и Европы в целом. Наряду со студентами рекомендуется «расширение» мобильности и преподавателей, так как предполагается организация конкуренции вузов друг с другом за преподавательским составом. Переход к двухуровневой модели нашей системы высшего образования (бакалавр-магистр) сопряжен с коренным изменением всей структуры учебно-воспитательного процесса.

На решение указанной острой и актуальной задачи направлены принятый новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЭ), Федеральные государственные стандарты высшего образования (ФГОС ВО). В центре внимания данных документов находится вопрос о кардинальном повышении качества образования как комплексной характеристики образования и подготовки учащихся, охватывающей в целостном виде процесс социализации человека, в частности, студента, как его учебную, так и внеучебную деятельность. При этом в документах определен в качестве современной предпосылки результативно-целевой основы образовательного процесса и роли развития личностных качеств обучающихся при его реализации, то есть его ожидаемый результат в понятиях «компетенция» и «компетентность», означающие способности личности применять знания, умения, навыки и другие качества для успешной деятельности в определенной профессиональной деятельности . Реализация новой модели образования, включающей в качестве основной цели – качество и компетентностный подход, требует соответственно применения комплексного подхода к организации всего образовательного процесса и педагогической деятельности в целом.

В российской науке социологические проблемы образования находятся в поле внимания Г.Е. Зборовского, Р.Э. Кесаевой, З.М. Сабанова , К.Г. Созаева , В.Г. Харчевой, Е.Л. Щуклиной, проблемы комплексного системного подхода, в соответствии с которым под педагогической системой понимается целостное единство всех факторов образования, деятельностный подход к формам формирования и обучению личности и концепцию о поэтапном развитии умственных действий разработали В.И. Андреев, ПЯ. Гальперин, А.Н. Леонтьев. А.К. Марков, психологические теории личности Л.С. Выготский, С.П. Рубинштейн и др. Вопросы самоорганизации и учебно-профессиональной деятельности и самостоятельной работы рассматриваются в трудах В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, Б.А. Тахохова . Проблемы управления качеством образования анализировались М.М Поташником, В. Добреньковым, Е.В. Ковалевым, Р.Ф. Кутлияровой , Л.Х. Магазова , В.Я. Нечаевым. Вопросы развития современной концепции качества подготовки высококвалифицированных специалистов рассмотрены в трудах С.А. Амбаловой , В.И. Байденко, М.И. Бекоевой , Е.Ж. Володиной, А.П. Егоршина, Э.М. Короткова. Проблемам компетентностного подхода в образовании посвящены труды М.И. Бекоевой , А.С. Белкина, З.К. Малиевой , А.М. Новикова, Б.А. Тахохова , А.В. Хуторского, В.Ф. Яковлев и др. Нынешняя концепция модернизации процесса повышения качества образования в рамках компетентностного подхода в вузах ориентирует на включение в содержание и организацию обучения, как непосредственных участников образовательного процесса, так и других заинтересованных в этом деле работодателей, родителей учащихся. Руководствуясь принципами Болонского процесса, Законом образовании 2012г. ФГОС третьего поколения, Национальной доктрины образования в Российской Федерации до 2025 г., главной задачей высшего образования является формирование у студентов ключевых компетенций, которые обозначены в ФГОС ВО для соответствующих специальностей. В стандартах третьего поколения указано, что выпускник должен обладать целым рядом общекультурных и профессиональных компетенций. Структура компетентностного опыта включает ориентировочную основу: 1) компетентного исполнения деятельности на основе образа предполагаемого продукта и логики его создания; 2) концептуального знания о сущности процесса и результата деятельности; 3) набора апробированных в собственном опыте способов деятельности (мыслительных, организационных, коммуникативных, информационных и др.); 4) выполнения этой деятельности в проблемных условиях (при неполноте задания условий задачи, дефиците информации и времени и др.); 5) рефлексии и самоконтроля своих действий .

Компетентностный формат федерального государственного образовательного стандарта высшего образования предполагает оценивать качество профессионального образования через компетенции выпускника, под которыми понимается интегральный результат освоения образовательной программы. Таким образом, главной задачей высшего профессионального образования является формирование у студентов ключевых компетенций, которые обозначены в ФГОС ВО для соответствующих специальностей.

С целью разрешения указанных противоречий и повышения уровня процесса обучения и воспитания в высшей школе происходит переориентация в ней от социоцентрического по направленности и авторитарного по характеру подхода к образовательному процессу, к новой концепции – гуманитарному, ставящему в центр образования студента с его индивидуальными возможностями и способностями, т.е. в логической схеме «преподаватель-студент» на первый план выходит студент, а преподаватель становится его помощником, тьютором-наставником и поддерживающим учащегося в ходе совместной с ним учебной работы. В итоге этой перестройки ведущим источником в обучении и воспитании становится, во-первых, активность самого студента, во-вторых, формой развития учащегося выступает самоактуализация, и, в-третьих, условиями эффективного развития студента является удовлетворение базовых потребностей личности (в комфортных межличностных отношениях, в реализации творческого потенциала в познании в соответствии со своей индивидуальной когнитивной стратегией, в-четвертых, вооружение студента необходимыми психологическими знаниями, умениями и навыками для выстраивания своей жизненной стратегии, своего поведения, деятельности и общения.

Таким образом, принципы Болонской конвенции, внедряемые в настоящее время в отечественной высшей школе, как инновации, способствуют утверждению в ней в более широких масштабах, чем прежде, индивидуализации познавательной деятельности студентов в комплексе с развивающим подходом. А для достижения этой цели, как указывают специалисты, следует поставить студента в условия, вызывающие в нем внутреннюю потребность в знаниях, поскольку лишь в этом случае можно говорить об улучшении качества подготовки специалистов, формировать творческую личность . Процесс внедрения Болонской декларации в деятельность вузов сопровождается утверждением в ней различных инноваций профильного и дистанционного обучения, новых и информационно-коммуникационных технологий улучшения материальной базы, финансирования и самостоятельности в управлении. При этом инновации охватывают не только содержание программ, планов учебных дисциплин, но и формы технологии обучения, введение в учебных процесс педагогических и управленческих новшеств (нового содержания обучения воспитания, управления, новых способов работы, новых организационных форм и др. .

Изменения вносятся и в методики учебной работы. Все активнее используются методы проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы и др., предусматривающие актуализацию творческого потенциала и самостоятельности студентов. В современных условиях организация новых форм обучения и воспитания студентов в вузе в соответствии с требованиями Болонской декларации к качеству образования замедляется из-за трудностей по двум проблемам: во-первых, из-за сложности перестройки позиции личности преподавателей от авторитарного управления учащимися к совместной деятельности и сотрудничеству, во-вторых, трудностями при переходе от преимущественной ориентации на репродуктивные учебные задания к ориентации на продуктивную и творческую мыслительную деятельность студентов.

В целях оптимизации данных противоречий в вузах идут активные процессы изменения позиции преподавателей в ходе учебно-воспитательной работы со студентами, ориентация их к созданию на занятиях сотворческой обстановки, которые определяют как «синкретическая или диалогическая, или коммуникативная». Сегодня, преподаватели вузов значительно более активно, чем прежде стали уделять внимание проблемам развития личности студента, формирования его способностей к самообразованию, самообучению, стремясь к формированию у него мотивов к выработке умений и навыков углублять и расширять свои знания, развивать мышление и интеллект.

Важным направлением в указанном плане становится педагогическая деятельность в вузе, нацеленная на то, чтобы в процессе самостоятельной и внеаудиторной работы «научить студента учиться». Для этого стали использоваться такие формы выработки качественных умений, как умения и навыки работы со специальной литературой, справочниками, освоение информационных и телекоммуникационных технологий, умения вести поиск необходимой информации в интернете, овладения рациональными методами в подготовке к практическим, семинарским занятиям, к тестированию и самотестированию на компьютере и т.д. С введением принципов Болонской конвенции в учебный процесс вуза изменяются функции преподавателя при изложении учебной информации. Студенты теперь должны получать как можно больше «живого» «сегодняшнего» знания. И не только в ходе практик, но и из уст преподавателя, который в этом случае должен быть исследователем, экспериментатором, а не только транслятором написанного в учебниках, совсем не им добытых знаний. И если мы говорим о качестве, т.е. адекватности знаний и образовательном процессе меняющимися требованиями общественной жизни и деловой практики, то «живое» знание должно носить опережающий характер.

Претворение данного положения в практику становится возможным благодаря внедрению в учебно-воспитательный процессе неизвестных до сих пор дидактических и воспитательных программ – учебно-методических комплексов, предполагающих оптимизировать деятельность педагога. Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности и предусматривают использование в процессе образования методов проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, посредством которых актуализируется творческий потенциал студентов.

Сделав стратегической целью отечественной высшей школы максимальное раскрытие творческого потенциала и возможностей самореализации личности студента на благо общества, и, делая при это упор на активность, самостоятельность обучающихся, их способности адаптироваться к меняющимся условиям, важную роль играет контроль, учет и оценка знаний студентов, как наиболее ответственный этап и средство обучения, позволяющий не только определить степень освоения студентами учебного материала, но и, одновременно, выявлять недостатки преподавания и наметить пути их устранения .

Известно, что традиционные методы контроля знаний в вузе, нередко позволяют учитывать только фактические знания студентов при ответе на стандартные вопросы, оценить их навыки и умения. А ведь не менее важно в итоговой оценке знаний по дисциплине учитывать индивидуальные способности студента к самостоятельной работе, умению решать конкретные задачи. Эти цели призваны решать внедренная в вузах страны инновация – рейтинговая оценка результатов различных видов деятельности в вузе, в том числе, учебной. Слово «рейтинг» происходит от английского «torate» – оценивать и «rating» (оценка, оценивание). Рейтинговая технология оценки обученности и подготовки по преподаваемой дисциплине основана на балльной оценке всех видов деятельности студентов за определенный период времени и подсчете набранных ими баллов.

Рейтинговая система оценки уровня знаний, к примеру, была внедрена в СОГУ им. К.Л. Хетагурова в 2007 году. Она нацелена на оценку уровня подготовки студента как в ходе текущей учебной деятельности его умений и навыков в процессе участия на семинарских, лабораторных занятиях, подготовке рефератов, написания контрольных работ, так и выполнения компьютерного тестирования, сдаче устных зачетов и экзаменов. В СОГУ им. К.Л. Хетагурова на первом и втором курсах ряда факультетов – филологическом, экономическом, фармацевтическом, юридическом и искусства было проведено исследование того, как балльно-рейтинговая система контроля качества знаний удовлетворяет потребности студентов в образовании, насколько она успешно функционирует и влияет на учебную мотивацию. Большинство из опрошенных студентов – 53,5% из первокурсников и 61,4% второкурсников признают, что балльно-рейтинговая система имеет как плюсы, так и минусы. На преимущества БРС указали 34,0% из респондентов, на недостатки этой системы – 28,0% из опрошенных. К достоинствам балльно-рейтинговой системы студенты относят, что можно самому заработать побольше баллов и получить зачет и экзамен по набранной сумме, возможно сдавать учебный материал дробно, блоками, система держит студента в напряжении и, соответственно, улучшает дисциплину и посещаемость, что способствует более прочному усвоению знаний, письменная форма аттестации помогает давать более четкие, обдуманные ответы (по сравнению с устными формами контроля) позволяет избежать избыточного волнения на экзамене, анонимность работ, исключает субъективный подход преподавателя и т.д. К недостаткам БРС студенты относят следующие факторы: мало времени отводится на подготовку к рейтингам, большое количество аттестаций за одну неделю, по 2-3 работы приходится сдавать за один день, фактор невротизации (психологическое давление наблюдателя), недостаточное время для написания работы, невозможность объективной оценки знаний, имеется возможность не работая в течение семестра, просто списать и получить максимальное количество баллов и получить незаслуженную высокую оценку, субъективизм преподавателей при проверке работ, малое количество баллов, начисляемых за текущую работу студента .

Указанные в исследовании замечания и предложения студентов по организации и проведении рейтинговой системы оценки уровня знаний были учтены сотрудниками управления качества образования университета. Поэтому в процессе организации работы по балльно-рейтинговой системе особое внимание придается тому, чтобы она способствовала большей активности и заинтересованности студента, стимулировала его систематическую учебную работу Как видно, внедрение в вузах в виде инноваций многоуровневой подготовки специалистов по схеме введения модульности построения учебных планов, кредитной оценки трудоемкости дисциплин, компетентностный подхода ведет к определенным позитивным улучшениям в отношении студенчества к успеваемости и учебе, что вселяет некоторые надежды, что кризисная ситуация в высшей школе будет переломлена и создана положительная динамика повышения качества образования. Но в деятельности вузов на сегодняшний день, к сожалению, вместе с отмеченными улучшениями, существует немало отрицательного, проблем и нерешенных вопросов, как в ходе утверждения принципов Болонской декларации, так и внесения изменений в учебные планы, содержание, методы, технологии, формы учебных занятий, стиле педагогической работы и организации учебно-познавательного процесса, контроля и оценки уровня образования и др.

Так, социологические исследования показывают, что пока в вузах, как и прежде, нет достаточной и кропотливой работы с первокурсниками в период их адаптации к условиям учебной деятельности, оказании им помощи в выработке умений и навыков самостоятельной работы с литературой, на лекциях, в процессе подготовки к семинарским занятиям и т.д. В вузах ощущается нехватка необходимой литературы и учебных пособий. В последние годы появилось много новых учебников, учебных пособий и переведенных монографий, делаются попытки написания учебных пособий на кафедрах и их издание малым тиражом для собственных учебных нужд. Но этого явно недостаточно. Поэтому целесообразно стимулировать выпуск как отечественной, так и переводной, а также возможностей вузов в создании учебников и учебных пособий, строго соответствующих требованиям государственных стандартов и компетентностного подхода

В деятельности вузов по внедрению инноваций и повышению качества образования имеются и ряд других назревших проблем. В частности, внедрение новаций в вузах замедляется чаще всего, с точки зрения преподавателей, чрезмерно завышенной нагрузкой их учебными часами, отсутствием у них материальной заинтересованности. Новая система стимулирования труда преподавателей не удовлетворяет многих из них. Поэтому необходимо решение вопроса о достойной оплате труда педагогов, поскольку без этого трудно требовать от них полной отдачи сил и значительного повышения уровня их педагогического мастерства.

Другая «болевая точка» большинства вузов – это устаревшая материально-техническая база учебного процесса. На необходимость ее модернизации указывает тот факт, что в настоящее время коллектив факультета владеет лишь одним компьютерным классом с 8-10 компьютерами, которых, увы, недостаточно для нормальной работы.

Не менее важное значение имеет проблема необходимости организационной работы по обобщению и распространению опыта преподавателей, творчески работающих по внедрению инновационных технологий обучения, чтобы на примере лучших образцов показывать преимущества этих новых форм, направлять интересы других их коллег на проведение инноваций.

И, наконец, необходим и крайне важен постоянный анализ проходящих в вузовской системе изменений. Такой анализ может проводиться различными путями, одним из которых может стать исследование общественного мнения основных субъектов системы высшего образования – студентов и преподавателей. Их оценка хода инновации важна потому, что, в конечном итоге, они направлены на них и от них зависит претворение этих новшеств в жизнь. Сопоставление полученных оценок позволит говорить о проблемах, возникающих в вузах, об их перспективности и т.д. Ибо, если преподаватели и студенты не окажут поддержку предлагаемым инновациям, то вряд ли возможно надеяться на успешный исход дела преобразования высшей школы.

Список литературы

  1. Амбалова С.А. Личность и ее приобщение к социальному миру //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 9-11.
  2. Бекоева М.И. Проблема формирования способности личности к самореализации в философском, психологическом и педагогическом аспектах //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1. С. 25-28.
  3. Бекоева М.И. Формирование профессиональной компетентности магистранта -будущего педагога на основе практико-ориентированного подхода //Nauka-Rastudent.ru. 2015. № 3 (15). С. 13.
  4. Гагиева Л.А. Основные направления совершенствования процесса формирования педагогической культуры сотрудников уголовно-исполнительной системы //сайт. 2016. Т. 2. № 50. С. 330-334.
  5. Гулиева С.А. Вопросы информационного обеспечения управления общеобразовательных школ нового типа //Электронное периодическое издание «Информационная среда образования и науки». 2012. №9. С. 10 -20.
  6. Кутлиярова Р.Ф., Магазова Л.Х.. 2016. Т. 1. № 41. С. 219-223.
  7. Малиева З.К. Роль корпоративной культуры вуза в профилактике девиаций социального здоровья студентов //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 132-134.
  8. Подповетная Ю.В. Интеграция учебной деятельности и самообразования с целью развития профессиональных компетенций будущих бакалавров //Вестник Южно- уральского государственного университета. Серия Образование. Педагогические науки. 2011. Выпуск №3(220).
  9. Сабанов З.М. Социально-профессиональная реабилитация инвалидов: проблемы и пути решения: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук /Институт социально-политических исследований Российской академии наук. Москва, 2004.
  10. Сионина Л.Н., Шкерина Т.А.. 2016. Т. 1. № 42. С. 235-239.
  11. Созаев К.Г. Проблема оптимизации самостоятельной работы студента в учебном процессе вуза на основе компетентностного подхода в профессиональной подготовке будущих специалистов //Современные научные исследования и инновации. 2016. №2 (58). С. 920-924.
  12. Созаев К.Г. Проблемы самоактуализации студентов в условиях вуза //Социальные проблемы современного общества и их решение в эпоху глобализации. Материалы Международной научно-практической конференции. Министерство Республики Северная Осетия-Алания по вопросам национальных отношений; Министерство образования и науки РФ. 2014. С. 288-294.
  13. Тахохов Б.А. Управление качеством образовательного процесса современного вуза //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2014. № 4. С. 283-287.
  14. Яковлев В.Ф.. 2016. Т. 1. № 42. С. 235-239.

ИННОВАЦИИ В ВЫСШЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

INNOVATION IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION

Медная Т. А. студентка ЮРИУ РАНХиГС, факультета ГМУ, группы ГМУБ_411

Mednaia T.A. student

South Russian institute of management оf the Russian Presidential Academy of National Economy

and Public Administration faculty GMU groups GMUB_411

В статье анализируются новшества в сфере высшего профессионального образования в Российской Федерации, их реализация и функционирование на практике. Рассмотрен перечень основных задач высшего профессионального образования и функционирование инновационной образовательной деятельности.

Ключевые слова: инновации, высшее профессиональное образование, уровни образования, бакалавр, магистр.

The article analyzes the innovations in the field of higher professional education in the Russian Federation, their implementation and operation in practice. A list of the main tasks of higher education and operation of innovative educational activities is considered.

Key words: innovation, higher education, levels of education, bachelor,

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в образовательной политике России. Современное российское образование - это результат огромных перемен, произошедших в системе отечественного образования за последние годы. В этом смысле образование не просто часть социальной жизни общества, а её авангард: вряд ли какая-то другая её подсистема в той же степени может подтвердить факт своего поступательного развития таким обилием нововведений и экспериментов.

Образование - всегда настоящего времени, хотя основано на прошлом опыте и обращено к будущему. О воспитании и образовании будущего специалиста написано много, что свидетельствует об интересе к данной проблеме, с одной стороны, и отсутствии статичности в понимании образа современного специалиста и специалиста будущего - с другой.

Проблема инноваций давно интересует ученых. Л.П. Княженко, проведя анализ сущности инноваций и инновационного процесса в образовании, делает следующие выводы: 1) новшество - это средство, а инновация - это процесс освоения этого средства; 2) под инновационным процессом следует понимать деятельность по созданию педагогических новшеств, их использованию и распространению.

Согласно Всемирной декларации о высшем образовании для XXI в., опубликованной ЮНЕСКО, высшее образование, история которого насчитывает несколько столетий, убедительно продемонстрировало свою жизнеспособность и свою способность к изменениям, к содействию преобразованиям и прогрессу в обществе.

В ряде государственных документов Российской Федерации содержится следующее определение высшего профессионального образования - это образование на базе среднего (полного) общего или

среднего профессионально- го образования, осуществляемое в высшем учебном заведении по основным профессиональным образовательным программам (соответствующим установленному стандарту), завершающееся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о высшем профессиональном образовании.

В типовом положении о государственном учреждении высшего профессионального образования представлен перечень основных задач высшего образования, он выглядит следующим образом:

1) Удовлетворять потребности личности в интеллектуальном, нравственном и культурном развитии, посредством получения высшего профессионального образования;

2) Развивать науки и искусства посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использовать полученные результаты в образовательном процессе;

3) Содействовать подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;

4) Формировать у обучающихся гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

5) Сохранять и приумножать нравственные, культурные и научные ценности общества;

6) Распространять знания среди населения, повышать его образовательный и культурный уровни.

Образовательный стандарт высшего профессионального образования сложился к 1994г. Он включает в себя общие положения, касающиеся системы высшего профессионального образования в целом; Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования; Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки

выпускников по каждому конкретному направлению специальности.

В Государственном стандарте высшего профессионального образова ния закреплены три уровня высшего образования.

Первый уровень именуется неполным высшим образованием, которое получает студент, проучившийся в вузе не менее двух лет и успешно прошедший промежуточную аттестацию. Разумеется, для этого уровня образования не создается отдельных образовательных программ. Фактически он существует как незавершенное прохождение какой-либо образовательной программы более высокого уровня.

Второй уровень высшего профессионального образования завершает ся присвоением квалификации "бакалавр". Соответствующая ему образовательная программа предполагает нормативный срок обучения не менее четырех лет.

И наконец, третий уровень высшего профессионального образования соответствует образовательным программам двух типов обеспечивающих подготовку специалистов с квалификацией «магистр» или традиционно указываемой квалификацией - «учитель», «агроном» и т.п., обобщенным наименованием для которых является термин «специалист».

Образование напрямую связано с инновациями. Так что же это? Определим термин «инновация». Обратимся к статье известных канадских исследователей Чарльза Белангера и Поль Меджит. Они пишут: «Инновация, в общем, определяется как процесс, посредством которого такая ценность, как новые экономические и социальные выгоды(пользы), извлекается из умений и знаний через порождение, развитие и выполнение(реализацию) идей для производства новых и улучшенных продуктов, процессов, сервисов. В своей статье ученые раскрыли прагматический подход к инновациям, именно он, по их мнению, стал основным для того чтобы возросла ценность прикладного знания.

Развитие инновационно - образовательной деятельности зависит от

внешних и внутренних факторов влияющих на высшие учебные заведения. Внешняя среда характеризуется повышением конкуренции, изменениями в государственной политике, направленной на модернизацию системы образовании, равно как и изменениями, касающимися контингента поступающих и требований к выпускникам со стороны работодателей. Внутренняя среда характеризуется компетентностным подходом, стандартами третьего поколения, требующими существенной коррекции в организации учебного процесса. Все эти факторы, так или иначе, приводят к увеличению и распространению педагогических инноваций, позволяющих вывести качество образования на новый уровень, соответствующий требованиям сегодняшнего и завтрашнего дня.

Исходные условия развития инновационно-образовательной деятельности, определяются следующими факторами:

Организационно - технологическими;

Мотивационно - психологическими;

Материально - техническими;

Информационными.

Инновационный подход в обучении предопределяется:

> быстрым устареванием знаний;

> интенсивной информатизацией общества;

> запаздыванием передачи социального опыта;

> организационно - структурным кризисом мировой системы образования.

В этом отношении педагогические инновации могут рассматриваться в качестве системной реакции на социально - культурную динамику развития как цивилизации в целом, так и отдельного.

Вхождение России в мировое образовательное пространство сопровождается рядом тенденций:

1. Первая тенденция связана с развитием многоуровневой системы

обучения во многих университетах России. Преимущества этой системы состоят в том, что она обеспечивает более широкую мобильность в темпах обучения и в выборе будущей специальности; формировать на базе полученного университетского образования новые специальности.

2. Вторая - это обогащение вузов современными информационными технологиям, широкое включение в систему Интернет и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов.

3. Третья - универсализация высшего образования в России и процесс интеграции всех высших учебных заведений с ведущими отечественными и зарубежными университетами, что приводит к появлению университетских комплексов.

4. Четвертая - включение вузов России в процесс обновления высшего профессионального образования с учетом требования мировых стандартов.

Вузы, изменяющиеся в процессе инновационного поиска, относят к категории саморазвивающихся систем образования.

Бордовская и Реан отмечают, что в системе отечественного высшего образования выделяют разные типы нововведений. При этом использую следующие критерии:

> масштаб преобразований вуза;

> степень глубины осуществляемого преобразования;

> степень новизны по фактору времени.

способность в масштабах всей системы образования и других сфер человеческой деятельности распространять и применять нововведения, которые коренным образом изменяют нравственность, духовность, интеллектуальность общества.

В конце 1970-х гг. впервые основательно прозвучала тема инноваций

и инновационности. Смысл инновации в педагогике впервые был увязан с расширением воспроизводства опыта. (М.В.Кларин)

За рубежом выделились два типа обучения:

1. поддерживающее (аналог нашего репродуктивного традиционного);

2. инновационное, которое могло быть модернизирующим (в предлагаемом нами варианте - активным и трансформирующим (инновационно - интенсивным).

В последние годы получает распространение синергетический подход. Идеи синергетики в моделировании и прогнозирование развития образовательных систем развиваются целым рядом авторов (Пригожин, Адамский, Богуславский и т.д.).

Г.К. Селевко выделяет следующую структуру педагогической технологии, в которую входят: концептуальная основа, содержательная часть обучения и содержание учебного материала, процессуальная часть, куда входят организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности, обучаемых и преподавателя, диагностика учебного процесса и др.

Будущее России, ее место в мировом сообществе, благосостояние населения в значительной мере определяется тем, окажется ли она в состоянии выработать и реализовать основные приоритеты в области инновационно - экономического и социального развития. Сегодня стратегия развития инноваций, оптимизации управления инновациями для России - это момент истины. Переломить ситуацию и встать в ряд ведущих стран мира возможно, сделав ставку на «экономику знаний», развитие социального и человеческого капитала.

Список литературы:

1. Митусова О.А.Инновационный подход к языковому образованию будущего специалиста. //Известия ЮФУ Филологические науки, 2010, № 2,

Стр. 164-165.

2. Сластёнин В.А. Педагогика профессионального образования. Москва, 2006.

3. Костюкевич С.В. Инновации: подход современных западных авторов в контексте Российского опыта. Вестник высшей школы. Образование за рубежом. 2011. №4. Стр. 69-73.

4. Всегда ли инновации в области терминологии - следствие развития научного знания? Методика. 2004. №3. Стр. 30.

5. Сальников В.А. Инновационное обучение: личностно-ориентированный подход. 2010. №11. Стр.22-27.

6. Непомнящий. А.В., Писаренко В.И. Инновационное образование: достижения и перспективы. 2007. №7. Стр. 14-19.

7. Солодова Е.А. Новые модели в системе образования. Москва, 2011.

8. Митусова О.А. Архитектоника и логико-смысловое содержание языкового образовательного пространства: формальное, неформальное, информальное образование студентов // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3. С. 171-176

9. Авдулов Н.С. Наука и инновации // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2008. № 3. С. 6-15.

10. Фролова Ю.Г. Система высшего образования как необходимый элемент стратегии инновационного развития // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2012. № 1. С. 241-246