Буквы п т. Логопедические занятия на тему: "Дифференциация букв п—т". Материал для проверки

Тема. Дифференциация [п], [б] в словах.

Цель: - вырабатывать чёткую дифференциацию [п], [ б ] по звонкости – глухости;

Развивать фонематический слух, звуко-слоговой анализ и синтез слов,

Фонематические представления;

Расширять лексический запас,

Вырабатывать навыки самоконтроля.

Дидактические средства: индивидуальные комплекты бук Б, П ;

Цветные карандаши;

Демонстрационные картинки с буквами Б, П ;

Игра «Эстафета»;

Индивидуальные блиц - тесты.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

  1. - Назовите одинаковые звуки в словах:

1) бублики, батон, булка, баранки, блины;

2) пирожки, печенье, пицца, пончики.

Какое общее название можно дать всем этим словам?

Догадались, о каких звуках мы будем говорить сегодня?

Послушайте отрывок из стихотворения Парамоновой «Капли – барабаны».

Послушаем вместе «пугаться», «пускать»

А в слове «бороться» и в слове «бежать»

Слышится звонкое «Б»

Запомните, «Б» - барабанов бой,

А «П» - лишь капли дождя.

Ребята, почему «Б» - барабанов бой? «П» - капли дождя?

  1. Уточнение артикуляции звуков [п], [ б].

Ребята, давайте сравним звуки Б – Б’, П – П’, . Найдём сходство и различие при произнесении этих звуков.

Вывод . В звуках п, б

сходство: они согласные, парные, т.к. имеют одинаковую преграду, могут быть мягкими и твёрдыми;

различие: звук п – глухой, звук б – звонкий.

  1. Дифференциация п - б в словах (устно).

Игра «Эстафета».

Проведём эстафету и посмотрим, какие бегуны одержат победу и с каким счётом.

У каждого ученика беговые дорожки и фишки желтого и коричневого цвета.

Логопед диктует слова, дети продвигают фишки.

Слова: бутон, добро, подарок, капитан, топот, абрикос, апрель. работа, компот альбом, бусы.

Кто победил? С каким счётом?

  1. Анализ слов – паронимов.

Ребята, буквы б и п прислали нам шифровку. Попробуйте прочитать, что они написали. Объясните значение слов.

Слова: бочка – почка, балка – палка, бил – пил, забор – запор, плещут – блещут.

Слова прочитываются, объясняется значение. Запись в тетради.

  1. Игра «Доскажи словечко». У детей комплекты букв б-п , подсказывая слово, показывают нужную букву.

Ребята, у меня есть незаконченные стихи, подскажите, пожалуйста, нужное словечко.

  1. Капусту вытащили из … (бочки)

Листья появились из … (почки).

  1. Я холодную воду не … (пил)

И собаку свою я не … (бил).

  1. Старик опирался на … (палку)

Крыша опирается на … (балку)

  1. На воротах хороший … (запор)

Вокруг дома построен … (забор)

  1. В синем море волны … (плещут)

В синем небе звёзды … (блещут).

  1. Динамическая пауза.

Зарядка для отличника.

1.«Перекрёстные шаги». Стоим свободно и расслабленно. Поднимаем левую ногу – к ней опускаем правую руку. «Встретиться» им суждено примерно на уровне живота. Затем рука и нога меняются.

2.«Крюки Дэннисона». Руки вперёд, соединяем тыльной стороной ладоней. Перекрещиваем руки и делаем замочек из пальцев. Сгибаем руки в локтях и прижимаем к груди. Закрываем глаза.

3.Ноги параллельно, носочки чуть внутрь, коленки расслаблены. Руки вытягиваем вперёд и соединяем пальцы домиком. Большой палец направлен в потолок, остальные в пол. Глаза открыты, тоже смотрят в пол.

  1. Графический диктант. Игра «Поймай рыбку»

Мы сейчас будем ловить рыбку из аквариума. На каждой рыбке ест картинка, вы назовёте картинку, скажете, какой звук есть в этом слове, п или б , и на каком месте он стоит.

Каждый ученик выходит к доске, ловит рыбку, записывает на доске букву и её место в слове.

  1. Игра «Самый умный».

Логопед задаёт вопросы, дети отвечают одним словом, ответы записываются в тетради, звуки п – б выделяются желтым и коричневым цветом. Правильно ответивший, получает звёздочку. В конце игры подсчитываются звёздочки, определяется «самый умный» ученик.

Вопросы.

Кого ловят рыболовы?

Какое дерево имеет белую кору?

Что ставит на зуб врач – стоматолог?

Какое вежливое слово вы говорите, когда благодарите?

О каком овоще говорят: «Сто одёжек и все без застёжек»?

Тарелки, чашки, блюдца, кастрюли – это …?

- Ёмкость, в которой продают лимонад?

Назови одним словом: стол, стул, диван, шкаф -…

Как зовут лучшего друга Винни-Пуха?

Какой день недели наступает после четверга? а после пятницы?

  1. Заполнить блиц – тест. Вставить в слова буквы б или п .

III. Итог.

О каких звуках мы сегодня говорили на занятии?

Чем эти звуки похожи?

Назовите отличительный признак звука б (п).

Что больше всего понравилось на занятии?


Зинаида Приведенцева
Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»

Цели :

1. Коррекционно-образовательные :

Различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях;

Уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;

Закрепление навыков звукового анализа и синтеза ;

Профилактика буквенных замен;

2. Коррекционно-развивающие :

Развитие координации речи с движением;

Развитие внимания, памяти, воображения и мышления;

Развитие мелкой моторики;

Развитие фонематического восприятия.

3. Коррекционно-воспитательные :

Воспитывать у детей самоконтроль за речью.

Развитие дисциплинированности, закрепление уважительного отношения к сверстнику, совершенствование умения выслушивать сверстника.

Задача : дифференциация звуков [б - п] на слух , в произношении в слогах, словах и предложениях.

Оборудование : предметные картинки (бочка - почка, тетради, ручки, карандаши, таблички с цифрами (1,2, массажные коврики, ребусы, индивидуальные карточки для работы.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Психогимнастика.

Логопед : - Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие .

Артикуляционная гимнастика : «Окошко» - «Оскал» - «Трубочка» - «Улыбочка» .

Логопед : - Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Почему вы так решили? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.

Но прежде чем приступить к выполнению нашего письменного задания выполним пальчиковую гимнастику «Полянка»

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

И катались по траве,

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались, устали.

Мимо змеи проползали,

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха мать.

Дети прыгают, всеми пальцами по коврику.

Прокатывают ладони от оснований к кончикам пальцев.

Допрыгивают и ложатся ладонями на коврик.

Ползут ладонями, как змеи.

Гладят коврик ладонями поочередно.

Шла медведица спросонок,

А за нею медвежонок.

А потом пришли детишки,

Принесли в портфелях книжки. Переступают ребром ладони как косолапый мишка.

Идут вторыми и третьим пальцами. Сжимают и разжимают кулачки.

II. Основная часть.

1. Сообщение темы занятия .

Логопед : - Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.

Смастерили из досок

И надели поясок.

И хранит посуда эта

С грядки собранное лето.

(бочка)

На ветках -

Плотный комочек.

В нём дремлет

Зеленый листочек.

(почка)

Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка!

Какими звуками отличаются эти слова?

Какие это звуки ? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости.) .

Давайте, сравним произношение звука [б] и звука [п] , в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков ) .

Б – согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ, твердый, звонкий (тактильно-вибрационный контроль, губной.

Б’ - согласный, мягкий, звонкий, губной.

П – согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ, твердый, глухой (рука на горлышке-горлышко не дрожит, губной (активно участвуют губы) .

П’ - согласный, глухой, мягкий, губной.

Логопед : Сегодня на занятии мы будем различать звуки Б- Б’ , П- П’, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.

2. Развитие фонематического восприятия.

Логопед : Отгадайте загадки и запишите из отгадок только тот слог, в котором слышится звук занятия .

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

А он взял и улетел.

(Бабочка)

На малину налетели,

Поклевать ее хотели

А увидели урода -

И скорее с огорода.

(Пугало)

Посадили зернышко,

Вырастили солнышко.

(Подсолнух) Что на сковороду налью

И вчетверо сверну?

(Блины)

3. Развитие логического мышления.

Логопед : Отгадайте ребусы и запишите отгаданные слова, укажите наличие звуков занятия . (Бабочка, порт, бак) .

4. Дифференциация звуков Б - Б’ , П - П’ в словах.

Логопед : «Подружите» слова с буквами Б - П.

ЗА__ОР __О__ЕЛКА

О__ЛАВОК ХЛО__ОК

5. Физминутка.

Шёл по берегу петух

Подскользнулся, в речку – бух!

Будет знать петух, что впредь

Надо под ноги смотреть.

Шаги с раскачиванием в стороны, руки за спиной.

Круговое движение руками, присесть.

Ритмичный подъём, погрозить пальцем.

Наклон вперед.

6. Самостоятельная работа.

Логопед : Вставьте пропущенные буквы Б или П в словах.

1. …ок, …ол, су, зу…ы, …лины, за…ор, …елка, та…очки, …ольшой, …удка, ка…ли, хло…ок, …латок, …лузка, …альто, …антик, то…ор, о…ои.

2. …а…очка, …о…лавок, …о…елка, …о…ольше, …о…утный, …о…еда, …о…оище, …о…итый, …о…ороть, …оку…ка.

Ответы :

1. Бок, пол, суп, зубы, блины, забор, белка, тапочки, большой, будка, капли, хлопок, платок, блузка, пальто, бантик, топор, обои.

2. Бабочка, поплавок, побелка, побольше, попутный, победа, побоище, побитый, побороть, покупка.

7. Игры со звуками [б – п] .

«Поймайте звук [п] или звук [б] »

Логопед : - Ребята вы должны хлопнуть в ладоши один раз если услышите звук [п] и два раза если услышите звук [б] . Слушайте внимательно!

Лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан, плакат, платок, будильник, забота, сапоги, посуда, работа, пилот, боец, пирог, брошка, пуговица.

«Цифровой ряд»

Битва, балалайка, бобры, бомба, буран, барбарис, броня, барабанщик.

Теперь посчитайте звук [п] в словах и поднимите соответствующую цифру.

Папа, прапорщик, пила, панама, пупсик, попытка, капкан, тапочки.

«Путаница»

Логопед : - Запишите в три столбика : в первый – только со звуком [п] , во второй - только со звуком [б] , а в третий – со звуками [б – п] . Подчеркните П одной чертой, Б – двумя чертами.

Пломба, пират, проба, лампа, письмо, колбаса, облака, поляна, порог, баран, палуба, пароход, баржа, забор, автобус, собор, полка, брак, пакет, пробор, прибор, беседа, просьба, просить, благодарить, будить, пробуждаться, плакать, заплатка, бежать, побежать, победа, беда, пакет, блузка, пальто, платок, букашка, поблагодарить.

«Слоговая мозаика»

Логопед : - Сейчас я раздам вам карточки, в них пропущены слоги «ПА» или «БА» . Вам необходимо правильно вставить эти слоги и записать получившиеся слова.

Ры…., тру…., тро…., Лю…., ….ран, ….латка, ….лец, ло….та, при….вил, за…ва, …гаж, ….нан, ….рта, ….лата, ры….лка.

«ПО» - «БО»

…ты, …ка, …жар, …лото, …ле, ….вар, …лёт, …шёл, …нёс, …гас, ра…та, са…ги, …лел, за…та, …бер, за…ры.

8. Работа с предложениями.

Логопед : Закончите предложения, вставив нужные слова по смыслу.

палка- балка

Старушка опирается на … .

Крыша опирается на … .

бочка - почка

Капусту вытащили из … .

Листья появились из … .

забор - запор

Вокруг дома сделали новый … .

У калитки хороший … .

забыть - запить

Ссору надо … .

Лекарство надо …. .

блещут - плещут

В синем небе звезды … .

В синем море волны …. .

Логопед : Внимательно прочитайте предложения. Найдите в них ошибки.

1. Черепаха ползла по песку.

2. У малыша появился первый зуп.

3. Боря сам постирал свою рупашку.

4. У Полины красивая юпка.

9. Работа с текстом.

Логопед : Спишите. Подчеркните буквы П-Б.

Наш дом большой и красивый. На первом этаже дома магазин. В магазине продают одежду, обувь. У подъезда дома растут тополя и берёзы. Вокруг дома ребята посадили много цветов. Из окон дома видна большая площадь. Мы очень любим наш дом.

III. Подведение итогов.

Какие звуки мы сегодня повторяли?

Чем они похожи? Чем различаются?

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за занятие .

Тема: «Дифференциация П и Т».

Цель : Научить дифференцировать буквы П и Т в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

Образовательные:

  • развитие умения сравнивать буквы П и Т в слогах, словах и предложениях;
  • развитие словаря;

Коррекционные:

  • развитие зрительно-моторных координаций;
  • развитие фонематического восприятия;
  • развитие языкового, фонематического анализа и синтеза;
  • развитие фонематических дифференцировок;
  • развитие навыка письма и чтения;
  • развитие связной речи;
  • развитие ВПФ.
  • Воспитательные:
  • развитие самоконтроля, самостоятельно оценивать результат логопедической деятельности;
  • развитие интереса к занятию;
  • организация порядка на рабочем месте.

Оборудование: карточки с буквами, карточки с заданиями на звуки П и Т, тетради, ручки и карандаши, мяч, цифровая линейка, слоговые таблицы.

Ход занятия:

1. Орг. момент. Здравствуйте, ребята. Сегодня к нам на занятие пришёл необычный гость. Его имя зашифровано на доске. Чтобы его узнать, нам надо познакомиться с темой нашего занятия и тогда мы быстро вставим недостающие буквы в его имя. Активно поднимаем ручки и отвечаем, за правильные ответы каждый будет получать звёздочку. В конце занятия посчитаем у кого сколько звёздочек.

Задания на пространственную ориентацию:

возьмите правой рукой за левое ухо;

левой рукой за правый локоть;

правой рукой закрыть правый глаз;

левой рукой дотронуться до правой коленки;

2. Введение в тему. А сейчас, каждый прочитает то, что записано на его карточке.

Ребята, скажите, какие первые буквы стоят с названиях этих слов? (П и Т).

Характеристика звуков П и Т. (согл., глух., тв./мягк.).

Давайте вставим в имя нашего гостя нужные буквы и узнаем как его зовут. (Топтыжка).

Сегодня он будет смотреть кто из вас был самым активным, не выкрикивал и поднимал руку.

3. Основная часть. Определение их сходства и различия букв по написанию.

Посмотрите и скажите: сколько «ног» у буквы Т ? у буквы П ?

Чем похожи эти буквы? (Одинаковые элементы)

Чем различаются? (Написанием одного элемента - 1 палочки)

4. Вычленение букв п и т. У каждого из вас на столах есть карточка с буквой. Я буду называть слова, а вы будете поднимать карточку, в зависимости от того, какой звук вы услышали в слове: П или Т. Слова: туман, пила, парус, тарелка, торт, пирог, танк.

5. Дифференциация букв П - Т в слогах. Чтение слоговой таблицы.

6. Игра «Волшебный ластик».

Однажды в гости к буквам пришел волшебный ластик и стёр в буквах П и Т перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слоги, опираясь на количество ножек букв.

Восстановите перекладины в слогах и запишите все слоги.

В тетради у детей: пу, та, пат, пу, ты, пя, пот, та, тет, пё

Какое слово спряталось в слогах? (пот.)

7. Дифференциация букв П - Т в словах. Сравнение слов по написанию.

В начале урока вы читали слова на карточке (тачка, пачка, точка, почка, пушка). Давайте посмотрим, как может измениться смысл слова, если не дописать одну палочку у буквы “Т”.

На доске карточка “тачка”. Убираем одну палочку у буквы Т. Какое слово получилось? (“Пачка”).

Точно также сравниваются слова “точка”, “почка”.

Вывод: Вот видите, ребята, как важно не допускать ошибки при написании буквы П и Т.

8. На столах у вас есть карточки. Давайте прочитаем задание: вставить в слово недостающий слог ПА или ТА.

8. Игра «Шпионы». Прочитайте слова, используя ключ шифра.

Запишите слова в тетрадь. В тетради у детей: Желток, павлин, творог, крупа, сироп, закат, сапог, станок, платок, толпа, пират, потолок, торт, аптека, портфель.

9. Физ. Минутка.

Нужно словить мячик правой рукой, если услышите звук [П] в словах, если услышите звук [Т] - словить левой. (Слова: пушка, танец, тир, павлин, крупа, танк).

10. Классификация слов по наличию букв П - Т. Запишите слова в два столбика:

11. Назови картинки, соедини их с буквой. Определение места букв П - Т в слове.

Определите место букв П и Т в словах с помощью цифровой линейки.

Назовите слова, в которых буква “П” и “Т” есть одновременно. (Это портфель и лопата).

портфель

12. Дифференциация букв П - Т в предложениях. Формирование навыка понимания прочитанного.

Прочитайте предложения, выбрав из скобок подходящие по смыслу слова:

Над столом висит (толка, полка).

Гадкий Утёнок (спал, стал) лебедем.

Теплоход приходит в (торт, порт).

Мише подарили (порт, торт).

От лентяев мало (полка, толка).

13. Работа с деформированными предложениями. Составь из слов предложения. Запиши предложения, вставляя буквы П или Т.

Наташи, у, #ё#лые, #а#ки.

#одме#ае#, Таня, #ол.
ка#ок, иду#, на, де#и.

ку#ил, па#а, #ор#.

14. Итог занятия. Вспомните слова, которые вы слышали на уроке. Назовите слова, в которых есть одновременно звук [П] и [Т]. Чему учились сегодня на занятии? Как различать при написании буквы П и Т?

Зинаида Приведенцева
Логопедическое занятие в 4 классе «Дифференциация букв П-Т по оптическому сходству»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ :

Научить соотносить буквы со звуками и символами.

Учить различать п, т в слогах, словах, предложениях, тексте.

Отрабатывать механические навыки движения руки.

Развивать умение согласовывать слова, анализировать предложения, умение образовывать новое слово от исходного .

Развивать у детей навыки слогового анализа и синтеза . Звукового анализа,

Развивать графические навыки, речь, зрительное восприятие и внимание, логическое и образное мышление, лексику.

Воспитывать бережное отношение к природе, чувство прекрасного, доброту, отзывчивость.

ОБОРУДОВАНИЕ :

Индивидуальные зеркала; «волшебная шкатулка» ; пособие на дифференциацию букв п , т; карточки со слогами и буквами ; бумажные ленты с названиями сказочных героев; белое облако; предложения на ватмане; индивидуальные карточки с заданиями.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Логопед : Здравствуйте, дети. Каждый из вас должен достать из «волшебной шкатулки» картинку и назвать сказочного героя, изображённого на ней.

Дети называют. Логопед вывешивает бумажные ленты с выделенными буквами п , т : Доктор Айболит,

Гадкий Утёнок,

Кот в сапогах,

Буратино,

Поросёнок Фунтик,

Красная Шапочка,

Золотой Петушок,

Кот Леопольд,

Спящая Красавица,

Чиполлино.

Логопед : Посмотрите внимательно и скажите, какие буквы выделены ?

Дети : Буквы п , т.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

СРАВНЕНИЕ БУКВ ЗАНЯТИЯ

Логопед : Вам надо научиться различать эти буквы на письме в слогах , словах, предложениях. Ребята, сейчас я вам расскажу одну историю, которая произошла с маленьким мальчиком.

Логопед : Из-за своей торопливости у него не хватало терпения дописывать букве т третью ножку и получалось у т только две ножки. Пишет мальчик : «Я хочу конфету» . А получалось : «Я хочу конфепу» . Все смеялись над ним. Пошёл тогда малыш к папе и рассказал про свою беду. А папа спрашивает : «Какую букву ты напишешь в начале слова «три» «Т» , - отвечает мальчик. «Так вот запомни, - говорит папа, - что у буквы т – три ножки . Слово «три» поможет тебе не ошибиться и не путать букву т с буквой п , у которой только пара ножек. Помни об этом и перестань торопиться!»

Среди вас тоже есть ученики, которые путают п и т. Поэтому сегодня выполним ряд заданий, помогающих различать эти буквы . Посмотрите на них и назовите основное отличие.

Дети : Буква т состоит из трёх элементов, а п – из двух.

Логопед : Чем они похожи?

Дети : При написании повторяется первый элемент.

Логопед : На какие предметы похожи п, т? (Показывает ассоциативные картинки)

Дети отвечают.

Логопед : Пропишите пальчиком на столе, а потом в воздухе буквы п , т.

Дети выполняют.

ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

Логопед : А теперь я буду диктовать цифры, а вы будете записывать нужные буквы в тетрадь . Вспомните, сколько элементов у буквы т и п .

Дети выполняют.

2, 2, 3, 3, 3, 2, 3, 2, 2, 3.

(п, п, т, т, т, п, т, п, п, т) .

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ.

Логопед : Найдите букву занятия и подпишите под ними цифру 2 или 3.

Т п т п П Т

т н Б Г К В

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Логопед : В индивидуальных зеркалах вы увидите, как произносятся звуки П, Т. Где находится язык при произнесении звука Т?

Дети : За верхними зубами.

Логопед : А какая помеха встречается при произнесении звука П?

Дети : Губы.

Логопед : Правильно. Нам встречается преграда в виде зубов и губ. Мы не можем пропеть их голосом. Значит, оба звука будут согласными. Если мы приложим к горлышку руку, то сможем определить звонкие они или глухие.

МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА

Логопед : Ребята, а какой из наших «дежурных» звуков встречается в названии этого цветка? (Показывает картинку – одуванчик) . Наших звуков здесь нет. Но этот цветок поможет выполнить упражнение на дыхание : сделайте глубокий вдох и сдуйте пушинки.

Дети выполняют 5 раз.

Мы так сильно дули, что поднялся ветер и похолодало. Давайте наденем «Шапочки» : сверху вниз – надели, снизу вверх – сняли.

Дети заворачивают ушки 5-7 раз.

Шапочку сняли. Голова устала, опустите её на грудь, поверните влево-вправо.

Дети выполняют упражнение «Часики» 5-7 раз.

Поднимите правую руку и потрите шею, затем левую руку и потрите затылок.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ БУКВ п-т В СЛОГАХ .

Логопед : Пока мы с вами проводили разминку в гости к буквам пришёл волшебный ластик и стёр в буквах п и т перекладины . Посмотрите, что получилось. Прочитайте слоги, опираясь на количество ножек букв .

//у //а /// а //у/// ///ы

//я //о/// ///а/// е/// //ё

Логопед : Восстановите перекладины в слогах и запишите все слоги.

Ответы : пу, па, та, пут, ты, пя, пот, тат, ет, пё.

Логопед : Какое слово спряталось в слогах? (Пот) .

ЗНАКОМСТВО С ГЕРОЯМИ ЗАНЯТИЯ

Логопед : Соберите имена детей из букв .

О П Л Я – Поля.

Т Л Я О – Толя.

Чем отличаются имена? (Написание, значением) Какое имя принадлежит девочке? А какое мальчику?

Логопед выставляет изображения детей и карточки с их именами.

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ СЛОГОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

Логопед : Однажды Поля и Толя составляли из слогов слова . Но не смогли справиться с эти заданием. Давайте им поможем справиться с заданием. Дети, а в этом задании из слов выпали слоги ПА и ТА. Давайте, восстановим слова. Вставим карточки со слогами ПА и ТА и прочитаем слова. Назовите самое длинное слово. Назовите имена детей.

…ПОРОТНИК

…БУРЕТКА

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ п-т В СЛОВАХ

Логопед : Однажды Поля и Толя были в лесу. Они собирали грибы и ягоды. Дети уже собирались пойти домой, но тут на лесной дорожке появился маленький старичок. (Логопед выставляет изображение Лесовичка.) он решил подшутить над ребятами и заколдовал их одежду и обувь.

Прочитайте слова на карточках и «расколдуйте» вещи детей.

3 А 2 КИ ША 2 КА

2 АЛЬ 3 О БО 3 ИНКИ

2 УХОВИК 3 УФЛИ

СА2ОГИ 2 ЛА 3 ЬЕ

ФИЗМИНУТКА

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс .

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем как зайки,

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули.

Отдохнули?

Отдохнули!

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы кружимся потом.

Мы топаем ногами :

Топ-топ-топ.

Мы хлопаем руками :

Хлоп-хлоп-хлоп.

Мы руки разведём

И тихо упадём.

РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Логопед : Лесовичок видит, что с вами сложно справиться. Он отпускает детей и даёт нам следующее задание. На доске записаны предложения, которые написаны в столбик. Нужно подчеркнуть на доске все буквы п и т .

Дети выполняют.

ОТ ТОПЫТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ

Логопед : Запишите скороговорку в тетрадь и подчеркните дежурные буквы .

Дети выполняют.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Логопед : Следующее задание Лесовичок приготовил для вас для каждого. Из текста выпишите слова в три столбика : п; т; п,т.

Сплошной стеной стоит лес. Застыли стройные пальмы. На ветках сидят пёстрые попугаи. Прячутся в траве пауки. Прыгают по веткам обезьяны.

УПРАЖНЕНИЕ НА РЕЛАКСАЦИЮ

Логопед : Дети, вы проделали большую работу, поэтому сейчас мы отдохнём, представив себе, что лежим на цветочной поляне и смотрим на небо.

Вывешивается белое облако.

Будто я лежу на травке,

На зелёной мягкой травке.

Греет солнышко сейчас,

Руки тёплые у нас.

Дышится легко, ровно, глубоко.

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Логопед : Сегодня вы изучали буквы п ,т, их отличия и сходство . Спасибо вам за помощь. Урок закончен. До свидания.

Желамская О.В.
учитель-логопед, г.Псков, МБОУ

Тема: Дифференциация букв п – т.

Образовательные:

Автоматизировать графомоторный навык написания букв п – т в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

Дифференцировать буквы п-т на письме.

Коррекционные:

Отрабатывать пространственно-временные представления.

Развивать зрительный гнозис и мнезис.

Развивать фонематический анализ и синтез.

Развивать внимание, мышление, память.

Развивать мелкую моторику рук.

Развивать навык самоконтроля.

Пополнять активный словарь.

Переводить слова из пассивного словарного запаса в активный словарь.

Воспитательные:

Воспитывать положительную учебную мотивацию, желание посещать логопедические занятия.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, раздаточные

карточки с заданиями, разрезные элементы букв, цветные

карандаши, ручка, простой карандаш, зеркала, тетради,

цветные карточки с буквами, карточки для звуко-буквенного

анализа слов, салфетки, клей, солнышки, тучки.

Ход занятия.

I Организационный момент.

1. Дети рассаживаются на свои места согласно карточкам на столах (первая буква его имени).

2. Артикуляционная гимнастика. («Внуки»)

II Основная часть.

1. Сообщение темы и цели занятия.

Прочитайте про себя стихотворения, затем вслух. Какая буква повторяется в начале каждой строчки. (слайд 1)

Сегодня на занятии мы будем говорить о буквах п-т и их написании.

2. Артикуляционный уклад.

Произнесите звуки п-т ещё раз, что вы заметили? (Звук [п] – “взрываются ” губы. Звук [т] – язык упирается в зубы).

Какими буквами эти звуки обозначаются на письме? Посмотрите как они пишутся (слайд 2,3).

3. Графический образ букв.

Из каких элементов состоят эти буквы, сколько элементов?

Сконструируйте из элементов буквы нашего занятия.

4. Работа в тетради.

Откройте тетради, запишите число. Пропишите целую строчку чередование букв п-т. Слайд 4.

5. Чтение слогов.

Прочитайте слоги (обычные, зашифрованные) Слайд 5,6.

6. Работа в тетради.

Я предлагаю вам сыграть в очень интересную игру, называется она разведчики. Я зашифровала слова с буквами нашего урока, попробуйте, догадаться какие слова я записала. Игра «Разведчики». (Задание на карточках)

IIIворог сироII салюIII

IIавлин закаIII IIираIII

лаIIка сIIIанок IIIанец

IIоIII IIIолIIа галоII

желIIIок IIлаIIIок IIоIIIолок

круIIпа IIIеIIлица IIоIIIоII

Физкультминутка.

7. Работа с карточками.

Соедини схемы слов и картинки. Слайд7.

п п т т т п т т п т

8. Дифференциация П-Т в словах. Работа со слайдом8.

Вставьте слог ПА или ТА, прочтите получившиеся слова.

Физкультминутка для глаз.

9. Составление слов. (слайд 9)

«Белые кораблики»

10. Дифференциация П-Т в предложениях. (Работа с карточками.)

Прочитайте предложения. Подчеркните подходящие по смыслу слова.

* Над столом висит (толка, полка).

* Гадкий Утёнок (спал, стал) прекрасным лебедем.

* Мультипаром переправил пассажиров в (торт, порт).

* Папа принёс детям вкусный (порт, торт).

Назовите слова, значение которых вам было не понятно. (Даётся толкование непонятных слов.)

11. Работа с деформированным предложением.

Составьте из данных слов предложения, запишите их в тетрадь.

1. крова3ь, НикиIIIа, уIIIром, за2равляе3.

2. IIрочиIIIал, Ан3он, 2овес3ь.

3. Сёс3ры, IIIаня, и, Ка3я.

III Заключительная часть.

1. Итог занятия.

О каких буквах говорили сегодня на занятии?

Сколько элементов и буквы П? Покажите на пальчиках.

Сколько элементов у буквы Т? Покажите.

2. Рефлексия.

У вас на столах лежат солнышки и капельки. Кому было сегодня всё понятно, и легко вложите в тетрадь солнышко, у кого были какие-то затруднения, вложите капельку.

3. Оценка деятельности детей.