В каком веке были спартанцы. Спарта: история, воины, расцвет империи. Начало Пелопонесской войны

— это город в Лаконии, на Пелопоннесе в Греции. В древности это был мощный город-государство со знаменитой военной традицией. Древние писатели иногда называли его как Лакедемон и его людей как лакедемоняне.

Спарта достигла высоты своей мощности в 404 г. до н.э. после победы над Афинами во второй Пелопоннесской войне. Когда это было в расцвете, у Спарты не было городских стен; его обитатели, похоже, предпочитали защищать его вручную, а не с миномётом. Однако в течение нескольких десятилетий после поражения против Thebans в битве при Leuctra, город оказался сокращен до «второсортного», статус, из которого он так и не восстановился.

Доблесть и бесстрашие воинов Спарты вдохновили западный мир на протяжении тысячелетий, и даже в 21 веке он был включен в голливудские фильмы типа «300 спартанцев» и футуристическую серию видеоигр «Halo» (где группа супер-солдат называемых «спартанцами»).

Но реальная история города сложнее, чем делает популярная мифология. Задача разобраться в том, что реально относится к спартанцам из того, что является мифом, усложнилось, потому что многие древние рассказы были написаны не спартанцами. Как таковые, они должны быть приняты с соответствующим недоверием.

Руины древнего театра сидят недалеко от современного города Спарты, Греция

Ранняя Спарта

Хотя Спарта не был построен до первого тысячелетия до н.э., недавние археологические открытия показывают, что ранняя Спарта была важным местом, по крайней мере, еще 3500 лет назад. В 2015 году 10-комнатный дворцовый комплекс, содержащий древние записи, написанные по сценарию, который археологи называют «линейным B», были обнаружены всего в 7,5 километрах (12 километров) от того места, где была построена ранняя Спарта. Во дворце также были обнаружены фрески, кубок с бычьей головой и бронзовые мечи.

Дворец сгорел в 14 веке. Предположительно, был более старый спартанский город, расположенный где-то около 3500-летнего дворца. Позднее была построена Спарта. Будущие раскопки могут показать, где находится этот более старый город.

Неясно, сколько людей продолжало жить в этом районе после сжигания дворца. Недавние исследования показывают, что засуха, которая длилась три столетия, согревала Грецию примерно в то время, когда спартанский дворец сгорел.

Археологи знают, что когда-то в ранний железный век, после 1000 г. до н.э., четыре деревни — Лимна, Питана, Мезоа и Чиносура, которые расположены вблизи того, что будет спартанским акрополем, собрались вместе, чтобы сформировать новую Спарту.

Историк Найджел Кеннелл пишет в своей книге «Спартанцы: новая история» (John Wiley & Sons, 2010), что расположение города в плодородной долине Евротаса дало своим жителям доступ к изобилию пищи, чего не испытывали ее местные соперники. Даже имя Спарта — это глагол, означающий «Я сеял» или «сеять».

Культура ранней Спарты

Хотя ранняя Спарта предприняла усилия по укреплению своей территории в Лаконии, мы также знаем, что на этом раннем этапе жители города, похоже, гордились своими художественными способностями. Спарта была известна своей поэзией, культурой и это была керамика, ее изделия были найдены в местах, которые так далеко от Кирины (в Ливии) и острова Самос, недалеко от побережья современной Турции. Исследователь Константинос Копаниас отмечает в своей статье в журнале 2009 года, что до шестого столетия до н.э. Спарта, похоже, провела семинар по слоновой кости. Выжившие слоны из святилища Артемиды Ортии в Спарте изображают птиц, мужских и женских фигур и даже «древа жизни» или «священного дерева».

Поэзия была еще одним ключевым ранним спартанским достижением. «В действительности у нас есть больше свидетельств поэтической деятельности в Спарте в седьмом веке, чем для любого другого греческого государства, включая Афины», — пишет историк Честер Старр в главе книги «Спарта» (Edinburgh University Press, 2002).

В то время как большая часть этой поэзии выживает в фрагментарной форме, а часть ее, например, от Тиртая, отражает развитие боевых ценностей, которые прославилась Спарта, есть также работа, которая, как представляется, отражает общество, занимающееся искусством, а не просто войной.

Этот фрагмент от поэта Алкмана, который он сочинил для спартанского фестиваля, выделяется. Это относится к девушке-хористу по имени «Агидо». Алькман был спартанским поэтом, который жил в седьмом веке до н.э.

Существует такая вещь, как воздаяние от богов.
Счастлив тот, кто, звук ума,
ткет в течение дня
невыплаканный. Я пою
свет Агидо. Вижу
как солнце, которому
Агидо призывает выступить и
свидетелем для нас. Но славная хормейстерница
запрещает мне хвалить
или обвинять ее. Ибо она, кажется,
выдающийся, как будто
один помещен в пастбище
идеальная лошадь, призер с громкими копытами,
одна из снов, которые живут ниже скалы …

Перевод этого стиха является точным, поэтому о рифме не может быть и речи

Война Спарты с Мессенией

Ключевым событием на пути Спарты к становлению более милитаристского общества стало завоевание земли Мессения, расположенной к западу от Спарты, и превращение ее в рабство.

Кеннелл указывает, что это завоевание, по-видимому, началось в восьмом веке до н.э., с археологическими данными из города Мессене, показывающими, что последние свидетельства обитания были в течение восьмого и седьмого веков до н.э. до начала дезертирства.

Включение людей из Мессении в рабское население Спарты было важно, поскольку оно предоставляло Спарте «средства для поддержания ближайшего к постоянной армии в Греции», пишет Кеннелл, освободив всех своих взрослых мужских граждан от необходимости ручного труда.


Сохранение этой группы рабов под контролем было проблемой, которую спартанцы могли бы веками использовать с использованием некоторых жестоких методов. Писатель Плутарх утверждал, что спартанцы использовали то, что мы могли бы считать эскадронами смерти.

«Магистраты время от времени отправляли в страну по большей части самых сдержанных молодых воинов, оснащенных только кинжалами и такими принадлежностями, которые были необходимы. В дневное время они разбрелись в неясные и ухоженные места, где они прятались и молчали, но ночью они спустились по шоссе и убили каждого Илота, которого они поймали ».

Спартанская система обучения

Наличие большого количества рабов облегчило спартанцев из ручного труда и позволило Спарте построить систему обучения граждан, которая готовила детей города к жестокости войны.

«В семь лет спартанский мальчик был взят от матери и вырос в казармах под глазами старших мальчиков», — пишет профессор Университета Вирджинии Дж. Э. Лендон в своей книге «Солдаты и призраки: история битвы в классической древности» (Йельский университет Press, 2005). «Мальчиков взбунтовали, чтобы внушить уважение и послушание, они плохо одеты, чтобы сделать их жесткими, и они были голодны, чтобы сделать их устойчивыми к голоду …»

Если они были слишком голодны, мальчикам было предложено попытаться воровать (как способ улучшить их скрытность), но были наказаны, если их поймали.

Спартанцы тренировались строго и развивались через эту систему обучения до 20 лет, тогда им разрешалось вступать в общинный порядок и, следовательно, становиться полноценным гражданином сообщества. Ожидается, что каждый член предоставит определенное количество продуктов питания и будет строго тренироваться.

Спартанцы издевались над теми, кто не мог бороться из-за инвалидности. «Из-за их крайних норм маскулинности спартанцы проявляли жестокость к тем, кто не был способен, вознаграждая тех, кто был способен, несмотря на их нарушения», — писал Вальтер Пенроуз-младший, профессор истории в Университете Сан-Диего, в газете опубликованной в 2015 году в журнале «Классический мир».

Женщины Спарты

Ожидается, что девочки, не обученные в военном отношении, будут физически тренироваться. Физическая пригодность считалась столь же важной для женщин, как и для мужчин, и девочки принимали участие в гонках и испытаниях силы», — пишет Сью Бланделл в своей книге «Женщины в древней Греции. Это включало в себя бег, борьбу, метание диска и копья. Они также знали как управлять лошадьми, мчались в двухколесных колесницах».

По словам древних писателей, спартанская женщина даже участвовала в Олимпийских играх, по крайней мере, на соревнованиях на колеснице. В пятом веке до н.э., спартанская принцесса по имени Циница (также написана Киниска) стала первой женщиной, выигравшей в Олимпийских играх.

«Она была чрезвычайно амбициозна, чтобы преуспеть в Олимпийских играх, и была первой женщиной, которая разводила лошадей и первой, кто выиграл олимпийскую победу. После Синиска другие женщины, особенно женщины из Лакедемон, одержали олимпийские победы, но ни одна из них не была более отличающийся своими победами, чем она», — писал древний писатель Паусаниас, который жил во втором веке нашей эры.

Цари Спарты

Спарта вовремя разработала систему двойного царства (сразу два царя). Их власть была уравновешена избранным советом эфов (который может выполнять только один годичный срок). Был также Совет старейшин (Gerousia), каждый из которых был старше 60 лет и мог служить на всю жизнь. Общее собрание, состоящее из каждого гражданина, также имело возможность голосовать по законодательству.

Легендарный законодатель Ликург часто упоминается в древних источниках, обеспечивая основу для спартанского права. Однако Кеннелл отмечает, что он, вероятно, никогда не существовал и был на самом деле мифическим персонажем.

Война Спарты с Персией

Первоначально Спарта не решалась заниматься Персией. Когда персы угрожали греческим городам в Ионии, на западном побережье того, что сейчас является Турцией, греки, которые жили в этих районах, послали в Спарту эмиссара, чтобы обратиться за помощью. Спартанцы отказались, но угрожали царю Киру, сказав ему оставить греческие города в покое. «Он не должен был нанести вред ни одному городу на греческой территории, иначе лакедемоняне на него не напали», — писал Геродот в пятом веке до н.э.

Персы не слушали. Первое вторжение Дария I произошло в 492 г. до н.э. и был отбит главным образом афинской силой в битве при Марафоне в 490 г. до н.э. Второе вторжение было начато Ксерксами в 480 г. до н.э., персы, пересекающие Хеллеспонт (узкий пролив между Эгейским и Черным морями) и двинулись на юг, набрав союзников на этом пути.

Спарта и один из их царей Леонидас стали главой антиперсидской коалиции, которая в конечном итоге сделала злополучную позицию в «Термопилах». Расположенный у побережья, Термопилы содержали узкий проход, который греки блокировали и использовали, чтобы остановить продвижение Ксеркса. Древние источники указывают, что Леонидас начал битву с нескольких тысяч солдат (в том числе 300 спартанцев). Он столкнулся с персидской силой, во много раз превышающей их.


Лакедемоняне

Лакедемоняне сражались таким образом, что заслуживают внимания, и проявили себя гораздо более искусными в бою, чем их противники, часто поворачиваясь спиной и делая так, как будто все они улетают, на которых варвары спешат за ними с большим шумом и крича, когда спартанцы при их приближении обойдутся и предстанут перед преследователями, тем самым уничтожив огромное количество врагов.

В конце концов, греческий человек показал Ксерксу проход, который позволил части персидской армии перехитрить греков и напасть на них на обоих флангах. Леонидас был обречен. Многие из войск, которые были с Леонидасом, ушли. Согласно Геродоту, Thespians решили остаться с 300 спартанцами по собственной воле. Леонидас сделал свою роковую позицию и «храбро сражался вместе со многими другими знаменитыми спартанцами», пишет Геродот.

В конечном итоге персы убили почти всех спартанцев. Илоты, снесенные вместе с спартанцами, также были убиты. Персидская армия отправилась на юг, уволив Афины и угрожая проникнуть в Пелопоннес. Греческая военно-морская победа в битве при Саламине остановила этот подход, персидский царь Ксеркс отправился домой и оставил армию позади, которая позже будет уничтожена. Греки во главе с ныне мертвым Леонидом победили.

Пелопоннесская война

Когда угроза от персов отступила, греки возобновили свое межгородское соперничество. Двумя из самых могущественных городских государств были Афины и Спарта, и напряженность между ними обострилась за десятилетия после победы над Персией.

В 465/464 г. до н.э. мощные землетрясения поразили Спарту, и илоты воспользовались ситуацией для восстания. Ситуация была достаточно серьезной, что Спарта призвала союзные города помочь в ее прекращении. Однако, когда афиняне прибыли, спартанцы отказались от их помощи. Это было воспринято как оскорбление в Афинах и укрепило антиспартанские взгляды.

Битва при Танагре, сражавшаяся в 457 г. до н.э., объявила период конфликта между двумя городами, которые продолжались и продолжались более 50 лет. Время от времени, Афины, как оказалось, имели преимущество, такое как битва при Сфактерии в 425 г. до н.э. когда, отвратительно, 120 спартанцев сдались.

Ничто из того, что произошло на войне, не удивило эллинов так сильно, как это. Было мнение, что никакая сила или голод не могут заставить лакедемонян отказаться от оружия, но они будут сражаться, как могли, и умереть вместе с ними в своих руках, — писал Фукидид (460-395 до н.э.).

Были периоды, когда Афины были в беде, например, в 430 году до н.э., когда афиняне, которые были упакованы за городскими стенами во время спартанского нападения, пострадали от чумы, в которой погибло много людей, включая их лидера Перикла. Были предположения, что чума была фактически древней формой вируса Эбола.

Конфликт между Спартой и Афинами

В конечном счете конфликт между Спартой и Афинами разрешился на море. В то время как афиняне пользовались военно-морским преимуществом на протяжении большей части войны, ситуация изменилась, когда человека по имени Лизандер назвали командиром флота Спарты. Он искал персидскую финансовую поддержку, чтобы помочь спартанцам создать свой флот.

Он убедил персидского царя Кира предоставить ему деньги. Царь привез с собой, сказал он, пятьсот талантов, если эта сумма окажется недостаточной, он будет использовать свои собственные деньги, которые дал ему его отец, и если это тоже окажется неадекватным, он зайдет так далеко, как чтобы разбить трон, на котором он сидел, на серебро и золото, — писал Ксенофонт (430-355 до н.э.).

С финансовой поддержкой Персианс Лисандр построил свой флот и обучил своих моряков. В 405 г. до н.э. он занимался афинским флотом в Эгоспопати, на Геллеспоне. Он сумел поймать их врасплох, выиграв решительную победу и отрезав Афины от запасов зерна из Крыма.

Теперь Афины были вынуждены заключить мир по условиям Спарты.

«Пелопоннезийцы с большим энтузиазмом начали срывать стены [Афины] с музыкой флейт-девочек, думая, что этот день стал началом свободы для Греции», — писал Ксенофонт.

Падение Спарты

Падение Спарты началось с ряда событий и ошибок.

Вскоре после победы спартанцы повернулись против своих персидских сторонников и начали неубедительную кампанию в Турции. Затем в следующие десятилетия спартанцы были вынуждены проводить кампанию на нескольких фронтах.

В 385 г. до н.э. спартанцы столкнулись с мантиейцами и использовали наводнения, чтобы разорвать свой город. «Нижние кирпичи стали пропитаны и не смогли поддержать тех, кто над ними, стена начала сначала трескаться, а затем уступить», — писал Ксенофонт. Город был вынужден отказаться от этого неортодоксального натиска.

Больше проблем затронуло спартанскую гегемонию. В 378 г. до н.э. Афины образовали вторую морскую конфедерацию, группу, которая бросила вызов спартанскому контролю над морями. В конечном счете, однако падение Спарты пришло не из Афин, а из города по имени Фивы.

Фивы и Спарта

Под влиянием спартанского царя Агесилауса II отношения между двумя городами Фивы и Спарта стали все более враждебными, и в 371 г. до н.э. в Леуктре произошла ключевая битва.

Сила Лакедемонян была разгромлена Фивами на поле Леуктры. Хотя союзник Спарты во время долгой Пелопоннесской войны Фивы стали проводником сопротивления, когда победоносная Спарта стала злым тираном, в свою очередь, — пишет Лендон. Он отмечает, что после того, как мир был согласован с Афинами в 371 г. до н.э., Спарта обратила внимание на Фивы.

В Леуктре по причинам, неясным, спартанцы отправили свою кавалерию перед своей фалангой. Лакедемонянская кавалерия была бедной, потому что хорошие спартанские воины все еще настаивали на том, чтобы служить гоплитами [пехотинцами]. Фиванцы, напротив, имели старую кавалерийскую традицию, и их прекрасные лошади, много упражнявшиеся в последних войнах, быстро разгромили спартанскую конницу и вернули их в фалангу, сбив с толку ее порядок.

С путаницей в спартанских линиях бойня продолжалась.

Клембрутус, сражаясь в фаланге, как спартанские цари, был поражен и был вырван из битвы, — пишет Лендон. Другие ведущие спартанцы вскоре были убиты и в битве. Говорят, что фиванский генерал Эпаминондаз сказал: Дайте мне один шаг, и у нас будет победа!

Из семисот полных спартанских граждан в битве погибло четыреста …

Смотрите видео: Древняя Спарта. История древнего мира

Поздняя история Спарты

В следующие столетия Спарта в ее сокращенном состоянии находилась под влиянием разных держав, включая Македонию (в конечном счете возглавляемую Александром Македонским), ахейскую лигу (конфедерацию греческих городов) и позднее Рим. В этот период спада спартанцы были вынуждены строить городскую стену впервые.

Были попытки восстановить Спарту в ее бывшей военной мощи. Спартанские цари Агис IV (244-241 г. до н.э.) и позднее Клеоменес III (235-221 г. до н.э.) провели реформы, которые отменили задолженность, перераспределили землю, позволили иностранцам и не гражданам стать спартанцами и в конечном итоге расширили гражданский корпус до 4000 человек. Хотя реформы привели к некоторому обновлению, Клеомен III был вынужден уступить город контролю ахейцев. Агеевская лига, в свою очередь, вместе со всей Грецией в конечном итоге упала в Рим.

Но, хотя Рим контролировал регион, народ Спарты никогда не забывал свою историю. Во втором веке н.э., греческий писатель Паусания посетил Спарту и отметил наличие большого рынка.

«Самая яркая особенность на рынке — портик, который они называют персидским, потому что он был сделан из трофеев, взятых в персидских войнах. Со временем они изменили его, пока он не станет таким же большим и прекрасным, как сейчас. столбы — белые мраморные фигуры персов … », — писал он.

Он также описывает гробницу, посвященную Леонидасу, который к этому моменту умер 600 лет назад в Термопилах.

«Напротив театра находятся две гробницы, первая — Паусаниас, генерал в Платее, второй — Леонидас. Каждый год они выступают с речами над ними и проводят конкурс, в котором никто не может конкурировать, кроме спартанцев», — писал он, «Создана плита с именами и именами их отцов, из тех, кто выдержал борьбу с Фермопилами против персов».

Руины Спарты

Спарта продолжалась в средние века и, действительно, никогда не терялась. Сегодня современный город Спарта стоит около древних руин, население которых составляет более 35 000 человек.

Историк Кэннелл пишет о том, что сегодня с уверенностью можно идентифицировать только три объекта: святилище Артемиды Орфия рядом с Евротами [рекой], храмом Афины Халсиокус (Бронзового дома) на акрополем и ранним римским театром чуть ниже.

Действительно, даже древний писатель Фукидид предсказал, что руины Спарты не выделяются.

Предположим, например, что город Спарта должен был стать безлюдным и что остались только храмы и фундаменты зданий, я думаю, что будущим поколениям со временем было бы очень трудно поверить, что это место действительно было столь же могущественным, каким он был представлен.

Но Фукидид был только наполовину прав. Хотя руины Спарты могут быть не такими впечатляющими, как Афины, Олимпия или ряд других греческих городов, рассказы и легенды о спартанцах живут. И современные люди, смотря фильмы, играя в видеоигры или изучая древнюю историю, знают что-то о том, что означает эта легенда.

Во II тыс. до н. э. на юг Балканского полуострова вторгаются греческие племена. В тесных рамках, очерченных природой страны (небольшие долины, огороженные высокими горами), развивалась особая греческая цивилизация в виде городов-государств (полис ). В историческое время греки никогда не были единым государством: их взаимоотношения между собою строились как отношения международные. Однако в определенный момент среди многочисленных полисов важную роль стали играть Спарта и Афины. Поэтому в дисциплине «История государства и права зарубежных стран» изучается Спарта как пример греческой монархии и Афины как пример демократии.

Государство Спарта

Возникновение государства в Спарте

На Пелопонесском полуострове самым ранним полисным государством стала Спарта. По сравнению с другими греческими полисами, становление здесь государства имело значительные особенности.В IХв. до н. э. дорийские племена вторгаются в Лаконию и вытесняют или порабощают местное население – ахейцев, что приводит впоследствии к объединению родоплеменной верхушки завоевателей и покоренных.

Завоеватели разделялись на три клановых племени, каждое из которых подразделялось на девять фратрий («братств»), представляющих религиозно-правовые объединения с внутренним самоуправлением.

Дорийцы селились в независимых деревнях (их насчитывалось около ста), организованных в шесть царств. Они делились на три родовые филы , дополнительно разделяясь на пять групп (деревень), получивших топографические названия. Затем происходит объединение пяти деревень в Спартанское государство. Территория Лаконии распределялась по округам (обам ), число которых и их организация неизвестны. Пять «царей» составили Совет полиса. В период 800-730 г. до н. э. спартиаты покорили все остальные деревни, и их жители стали вассалами – периэками (бук. «живущие вокруг»).

Потом последовало завоевание Мессении (740-720 г. до н. э.) и аннексия страны, которая была распределена на доли для спартиатов, а в горную местность были оттеснены периэки. Благодаря этим завоеваниям Спарта превратилась в потенциально богатейшее и самое могущественное государство в Греции VIII в. до н. э.

В условиях завоевательных войн государственное устройство Спарты подверглось некоторым изменениям. Общественное развитие Спарты приняло застойный характер: долго сохранялись элементы общинного строя, городская жизнь и ремесло развивались слабо. Жители в основном занимались сельским хозяйством.

Поддержание порядка и господства над порабощенным населением обусловило военный строй всей жизни спартиатов. Законодателю Ликургу (VIII в. до н. э.) приписывают установление общественного порядка и государственного строя посредством издания договора (Ретры ). Он создает Совет старейшин Герусию («старее», «старейшина»). Затем он взялся за передел земли , что имело социально-политическое значение, и, по словам древнегреческого писателя Плутарха (вторая половина I в. до н. э.), реформатор это сделал, «дабы изгнать наглость, зависть, злобу, роскошь и еще более старые, еще более грозные недуги государства – богатство и бедность». С этой целью он уговорил спартанцев объединить все земли, а затем разделить их заново. Земли, относящиеся к городу Спарте, он разделил на 9 тысяч участков по числу спартанцев, а лаконские земли – на 30 тыс. участков между периэками. Каждый надел должен был приносить по 70 медимнов (один медимн – около 52 литров сыпучих тел) ячменя.

Третьей его реформой стало разделение движимого имущества, чтобы уничтожить всяческое неравенство. С этой целью он выводит из употребления золотые и серебряные монеты, заменив их на железные (огромного размера и веса). По свидетельству Плутарха, «для хранения суммы, равной десяти минам (одна мина – в среднем от 440 до 600 грамм), требовался большой склад, а для перевозки – парная запряжка». К тому же, это железо нельзя было использовать для других целей, т. к. оно было закалено посредством окунания в уксусе, и это лишило метал крепости, он становился хрупким. У спартиатов пропала охота к воровству и брать взятки, ибо нечисто нажитое нельзя было спрятать, поэтому в Лаконии исчезли многие виды преступлений. Ликург изгнал из страны бесполезные и лишние ремесла, что также было направлено против роскоши, и потому дома были сделаны только при помощи топора и пилы. И постепенно, по словам Плутарха, роскошь «увяла и исчезла».

С целью уничтожить у спартиатов страсть к богатству, реформатор учреждает общие трапезы (сисситии ), на которых совершеннолетние граждане по 15 человек собирались вместе и вкушали одинаковую простую пищу. Каждый сотрапезник вносил ежемесячные взносы продовольствием и деньгами. Запрещалось обедать дома. Во время трапезы спартиаты зорко следили друг за другом, и если видели, что человек не ест и не пьет, порицали его, называя «разнузданным и изнеженным». Трапезы не только боролись с богатством, но и способствовали сплочению воинов, т. к. сотрапезники не разъединялись друг с другом и на поле битвы, входя в одно воинское подразделение.

В быту спартанцы сохранили много обычаев, восходивших к глубокой древности. Например, союзы по возрастным группам, представлявшие, видимо, своего рода дружины, имевшие места постоянных собраний (лесхи ), где проходили не только общие трапезы, но устраивались и развлечения, на которых молодежь и зрелые воины проводили большую часть времени не только днем, но и ночью.

Для борьбы с богатством и установлением равенства предписывалось богатым жениться на бедных, а состоятельным женщинам – выходить замуж за бедных.

Ликург учреждает обязательное единообразное воспитание и обучение спартанцев. Это распространялось и на девушек. Реформатор отрегулировал и брачно-семейную сферу, и женщины во многом были уравнены с мужчинами, занимаясь спортом и военным делом.

Общественный строй

Господствующим классом были спартанцы, пользующиеся всеми политическими правами. Они обеспечивались земельными наделами, передаваемыми им вместе с рабами (илотами ), которые обрабатывали их и фактически содержали спартанцев. Последние жили в городе Спарте, представляющем из себя военный лагерь. Плутарх писал, что «никому не разрешалось жить так, как он хочет, точно в военном лагере; все в городе подчинялись строго установленным правилам и делали то из полезных для государства дел, которое им было назначено».

Государство брало заботу о воспитании детей: с 7 лет мальчиков отрывали от семьи и они проходили выучку под руководством особых лиц (педономов ) и в особых школах – агелах (бук. «скот»). При этом особое внимание обращалось на физическое воспитание, на выработку качеств стойкого и выносливого воина, на дисциплину, привычку повиноваться старшим и властям. Даже говорить они должны были кратко, лаконично. «Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя обойтись», – замечал Плутарх.

С возрастом требования становились жестче: дети ходили босиком, с 12 и до 16 лет их приучали ходить нагими (в том числе и девушек), получая на год всего лишь по одному плащу. Их кожа была загорелой и грубой. Спали они вместе на постелях из тростника. С 16 лет юноша (эфеб) вносился в списки полноправных граждан. Обучение заканчивалось в 20 лет, и до 60 лет спартанцы оставались военнообязанными. Жениться им разрешалось только с 30 лет, когда спартанец считался совершеннолетним и приобретал политические права. Число спартанцев было невелико, к V в. до н. э. их насчитывалось не более 8 тысяч, а позднее – значительно меньше – около 1 000 человек.

В процессе завоевания часть покоренного населения была превращена в рабов (илотов ). Они были прикреплены к клерам, на территории которых им надлежало под контролем специально уполномоченных государством лиц вести хозяйство. Они считались государственной собственностью и передавались в распоряжение спартанцев, которые могли их убить, передать другому согражданину или продать за границу. С разрешения властей господин мог отпустить илота на волю и в этом случае отпущенный именовался неодамодом. Своей земли илоты не имели, а обрабатывали земельные участки спартанцев, платя им половину урожая. Илотов призывали в войско в качестве легковооруженных воинов.

Свое господство над илотами спартанцы поддерживали террором: ежегодно им объявлялась война (криптии ), во время которой сильных и смелых илотов убивали. Господин, укрывший сильного илота, наказывался. Кроме этого, илоты ежегодно получали определенное количество ударов без всякой вины для того, чтобы они не разучились чувствовать себя рабами. Древнегреческий историк Ксенофонт писал, что они готовы были съесть своих господ с кожей и волосами. Поэтому спартанские воины всегда ходили вооруженными. Число илотов в несколько раз превышало число спартанцев.

Покоренные жители горных районов Спарты – периэки также не пользовались политическими правами, но были свободными, занимая промежуточное положение между илотами и спартиатами. Они могли приобретать собственность и совершать сделки. Главными их занятиями являлись торговля и ремесло. Они несли воинскую повинность в качестве тяжеловооруженных воинов. Периэки находились под надзором гармостов . Высшим должностным лицам Спарты – эфорам – предоставлялось право предавать периэков смертной казни без суда.

Государственный строй

Он был монархическим и являлся образцом рабовладельческой аристократии. Народное собрание (апелла) не играло большой роли и собиралось один раз в месяц. В нем участвовали граждане, достигшие 30 лет и сохранившие свои земельные наделы и связанные с их обладанием политические права. Созывалось собрание царями, а потом эфорами, которые и председательствовали. Помимо очередных собраний созывались и чрезвычайные, в которых принимали участие лишь граждане, находившиеся в данный момент в городе. Такие собрания назывались малыми собраниями (микра апелл). Выступать в собрании с речами и предложениями могли лишь должностные лица и послы иностранных держав.

К компетенции народного собрания относилось законотворчество; избрание должностных лиц и послов; вопросы союза с другими государствами; вопросы войны и мира (во время войны оно решало, кому из двух царей идти в поход); вопросы Пелопонесского союза; производило прием новых граждан или лишало отдельных спартанцев прав гражданства. Собрание также выступало и судебным органом, когда дело шло о низложении должностного лица за его преступления. В случае возникновения спора о наследовании престола оно выносило свое решение. Голосование производилось криком или расхождением участников собрания по сторонам. Аристотель называл такой способ ведения народного собрания «детским».

Царская власть осуществлялась двумя царями (архагетами или базилевсами ) и была наследственной. Двойная царская власть, по всей видимости, возникла в результате объединения верхушки племен дорийцев и ахейцев. Однако царская власть была в основном реальной только в военное время, когда базилевсы могли издавать все распоряжения, и им докладывали обо всех делах; они приобретали право жизни и смерти над воинами. Каждые восемь лет коллегия высших должностных лиц в Спарте (эфоры ) проводила гадание по звездам, в результате которого цари могли быть преданы суду или отстранению от должности. Эфоры сопровождали царя в военном походе и наблюдали за ним. Ежемесячно эфоры и цари приносили друг другу клятву: базилевсы клялись, что будут царствовать по законам, а эфоры клялись от имени государства, что при соблюдении царями своей клятвы государство будет незыблемо блюсти их власть.

Кроме военной власти, цари обладали жреческой и судебной, входили в состав герусии – совета старейшин. Цари также наблюдали за правильностью распределения и использования земельных наделов. В позднейшее время они распоряжались и выдачей замуж девушек, ставших наследницами родовых клеров. Цари были окружены почетом, в их пользу устанавливались различные сборы, все должны были вставать перед ними.

Герусия (совет старейшин) состояла из 28 членов и двух царей. Свое начало она ведет от родоплеменной организации, от совета старейшин. Члены герусии (геронты ) были, как правило, из представителей знатных родов и с 60-летнего возраста, т. к. уже были освобождены от военной службы. Их избрание происходило в народном собрании криком, и избранным считался тот, которому кричали сильнее, чем другим кандидатам. Они занимали должность пожизненно. Герусия первоначально созывалась царями, а потом – эфорами. Ее компетенция была следующей: предварительное обсуждение дел, которые должны были рассматриваться в народном собрании; переговоры с другими государствами; судебные дела (государственные и уголовные преступления), а также против царей; военные вопросы. Однако совет старейшин не располагал законодательной инициативой. Дела по имущественным спорам были подсудны эфорам. Роль герусии уменьшалась с увеличением роли эфоров.

Эфоры («наблюдатели») – коллегия высших должностных лиц, которая занимала совершенно исключительное положение в государстве. Первоначально они являлись заместителями царей в гражданском суде, впоследствии их власть настолько расширилась, что перед ней склонялись и цари. Эфоры ежегодно избирались народным собранием криком в количестве пяти человек. Во главе коллегии стоял первый эфор, именем которого обозначался год. Полномочия эфоров: созыв герусии и народного собрания, руководство ими; внутреннее управление; контроль за должностными лицами и проверка их отчетов, а также отстранение от должности за проступки и передача суду; надзор за нравами и за соблюдением дисциплины; внешние сношения; гражданская юрисдикция. Во время войны руководили мобилизацией войск, отдавали приказ о выступлении в поход, а двое эфоров сопровождали царя в военном походе. Они также объявляли криптии против илотов и периэков. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения по большинству голосов. Отчитывались они перед своими преемниками по истечении годичного срока.

Такой государственно-политический строй у спартанцев оставался почти неизменным в течение многих веков. Спартанцы осуществляли военное лидерство среди греческих полисов, с этой целью в VI в. до н. э. они возглавили Пелопонесский союз для борьбы за главенство в Элладе. После победы в Пелопонесской войне над Афинами и ее союзниками, другими греческими полисами, спартанское общество, разбогатев, стало расслаиваться. В результате этого сокращается число полноправных граждан, которых в конце IV в. до н. э. стало насчитываться около 1 000 человек. В следующем веке в результате очередного политического кризиса в Спарте почти ликвидируются старые институты власти, и цари становятся диктаторами. Во II в. до н. э. восставшие илоты захватывают власть, а в середине этого века государство Спарта становится частью провинции Римской империи.

Древняя Спарта – античное государство, город – полис, располагавшийся в южной части Балканского полуострова, в Пелопоннесе.

Название провинции Лаконика дало второе название Спартанскому государству в античный период истории – Лакедемон.

История возникновения

В мировой истории Спарта известна как пример военизированного государства, в котором деятельность каждого члена общества подчинена единой цели – вырастить сильного и здорового воина.

В античный период истории на юге Пелопоннеса располагались две плодородные долины – Мессения и Лаконика. Между собой они были разделены труднопроходимой горной грядой.

Изначально государство-город Спарта возникло в долине Лаконика и представляло собой весьма незначительную территорию – 30 Х 10 км. Выходу к морю препятствовала болотистая местность и ничто не сулило этому крошечному государству мировой славы.

Все изменилось после насильственного завоевания и присоединения долины Мессения и во время правления древнегреческого философа и великого реформатора Ликурга.

Его реформы были направлены на образование государства с определенной доктриной – создать идеальное государство и искоренить такие инстинкты как алчность, корыстолюбие, жажду личного обогащение. Им были сформулированы основные законы, которые касались не только управления государством, но и строго регламентировали частную жизнь каждого члена общества.


Постепенно Спарта превращается в военизированное государство основной целью которой было собственная национальная безопасность. Основная задача – производить солдат. После завоевания Мессения Спарта отвоевала некоторые земли у Аргоса и Аркадии, своих соседей в северной части Пелопоннеса и перешла к политике дипломатии подкрепленной военным превосходством.

Такая стратегия позволила Спарте стать во главе Пелопоннесского союза и играть важнейшую политическую роль среди греческих государств.

Государственное устройство Спарты

Спартанское государство состояло из трех социальных классов – спартанцы или спартиаты, периэки, населяющие завоеванные города и рабы спартанцев илоты. Сложное, но логически стройное устройство политического управления Спартанского государство представляло собой рабовладельческий строй с остатками родоплеменных отношений, сохранившимися с первобытнообщинных времен.

Во главе стояло два правителя – наследственные цари. Первоначально они были полностью самостоятельны и не подчинялись кому-либо еще и не перед кем не отчитывались. Позднее их роль в управлении государством была ограничена советом старейшин – герусией, состоявшей из 28 пожизненно избранных членов старше 60 лет.

Древнее государство Спарта фото

Далее – народное собрание, в котором принимали участие все спартанцы, достигшие 30 лет и располагающие необходимыми для гражданина средствами. Несколько позднее появился еще один орган государственного управления – эфорат. Он состоял из пяти чиновников, выбранных общим собранием. Их полномочия были практически безграничны, хотя и не имели четко определенных границ. Даже правящие цари должны были согласовывать с эфорами свои действия.

Устройство общества

Господствующим классом в Древней Спарте являлись спартиаты. Каждый имел свой собственный земельный надел и определенное количество рабов илотов. Пользуясь материальными благами, спартиат не мог продать, подарить или завещать землю или рабов. Это являлось собственностью государства. Только спартиаты могли входить в органы управления и голосовать.

Следующий социальный класс – периэки. Это были жители захваченных территорий. Им разрешалось торговать, заниматься ремеслами. Они имели привилегию поступать на военную службу. Самый низший класс илоты, находящиеся на положении рабов были государственной собственностью и происходили из порабощенных жителей Мессении.

воины Спарты фото

Государство предоставляло илотов в аренду спартиатам для обработки их земельных наделов. В период наивысшего расцвета Древней Спарты количество илотов превышало господствующий класс в 15 раз.

Спартанское воспитание

Воспитание граждан считалось в Спарте государственной задачей. С рождения до 6 лет ребенок находился в семье, а после его передавали на попечение государства. С 7 до 20 лет юноши проходили очень серьезную физическую подготовку. Простота и умеренность в обстановке полной лишений с детства приучала к строгой и суровой жизни воина.

Прошедшие все испытания 20-летние юноши заканчивали обучение и становились воинами. По достижению 30 лет они становились полноправными членами общества.

Экономика

Спарте принадлежали две наиболее плодородные региона – Лакония и Мессения. Здесь преобладало пашенное земледелие, оливки, виноградники, садовые культуры. Это являлось преимуществом Лакедемонии перед греческими полисами. Самый основной продукт питания хлеб выращивался, а не привозился.

Среди зерновых культур преобладал ячмень, продукт переработки которого использовался как основной в пищевом рационе жителей Спарты. Богатые лакедемоняне использовали муку из пшеницы в качестве дополнения к основному рациону в общественных трапезах. Среди основного населения более распространена была дикая пшеница – полба.

Воинам требовалось полноценное питание, поэтому скотоводство было развито в Спарте на высоком уровне. Для пищи выращивались козы и свиньи, а в качестве тягловых животных использовали быков, мулов, ослов. Лошадей предпочитали для формирования конных военных отрядов.

Спарта это государство воин. Ему требуется, прежде всего, не украшения, а вооружение. Роскошные излишества заменялись практичностью. Например, вместо расписной, нарядной керамики, основная задача которой восхищать, достигает совершенства ремесло по изготовлению сосудов которые можно использовать в длительных походах. Используя богатые железные рудники, в Спарте изготавливалась самая прочная "лаконская сталь”.

Обязательным элементом военного вооружения спартанца был медный щит Истории известно множество примеров, когда политиканство, властные амбиции разрушали самую прочную экономику и уничтожали государственность, не смотря на всю ее военную мощь. Древнее античное государство Спарта наглядный тому пример.

  • В Древней Спарте заботились о здоровом и жизнеспособном потомстве весьма жестоко. Новорожденных детей осматривали старейшины и больных или слабых сбрасывали в пропасть с Тайгетской скалы. Здоровых возвращали в семью.
  • Девочки в Спарте занимались атлетикой наравне с юношами. Они также бегали, прыгали, метали копье и диск, чтобы вырасти сильными, выносливыми и произвести здоровое потомство. Регулярные занятия физическими упражнениями делали спартанских девушек очень привлекательными. Они выделялись своей красотой и статностью среди остальных эллинок.
  • Древнему спартанскому воспитанию мы обязаны такому понятию как "лаконичность”. Это выражение связано с тем, что в Спарте юношей приучали скромному поведению, и речь их должна была быть короткой и сильной, то есть "лаконичной”. Этим и выделялись жители Лаконии среди любящих ораторствовать жителей Афин.

Пожалуй, нет такого человека, который не слышал бы о спартанцах. Первые ассоциации, которые возникают при упоминании государства Спарта , - это «великие воины», «сбрасывание нездоровых новорожденных детей в яму», «жестокое воспитание детей», «300 спартанцев». Отчасти это стереотипы, отчасти преувеличение, отчасти правда. Сегодня попробуем разобраться, что к чему.

Спарта, или Лакедемон

Названия «Спарта» и «спартанцы» появились благодаря римлянам и прижились. Самоназвание же их - лакедемоняне, то есть граждане полиса Лакедемон. Оттого на щитах их воинов изображалась греческая буква «Λ» (лямбда). Лаконичная речь - понятие, обозначающее немногословность, краткость, понятность изъяснения. Оно досталось нам также благодаря спартанцам, поскольку Лакедемон располагался в области Лакония (Греция, юг полуострова Пелопоннес).

Убивали детей?

Существует укоренившийся миф, получивший распространение благодаря древнегреческому философу Плутарху (примерно 46-127 годы н. э.). Вот что он сообщает: «Отец был не вправе сам распорядиться воспитанием ребенка, он относил новорожденного на место, называемое лесхой, где сидели старейшие сородичи по филе. Они осматривали ребенка и, если находили его крепким и ладно сложенным, приказывали воспитывать, тут же назначив ему один из девяти тысяч наделов. Если же ребенок был тщедушным и безобразным, его отправляли к Апофетам (так назывался обрыв в горах Тайгет), считая, что его жизнь не нужна ни ему самому, ни государству, раз ему с самого начала отказано в здоровье и силе».

Однако существуют контраргументы против свидетельства Плутарха. Во-первых, Плутарх жил достаточно поздно, когда Греция уже входила в состав Римской империи около 200 лет, то есть философ мог толком и не знать всех обстоятельств жизни спартанцев в эпоху их расцвета. Тем более что сведения о таком жестоком отборе детей он сообщает нам в жизнеописании Ликурга (прибл. IX век до н. э.) - древнеспартанского законодателя, которому древние писатели приписывают знаменитое политическое устройство Спарты. Во-вторых, Плутарх, хотя и грек по происхождению, был подданным Рима. Древнегреческие историки имели свойство приукрашивать и преувеличивать действительность, что известно из сравнения греческих и римских письменных источников, повествующих об одних и тех же событиях. В-третьих, в Спарте существовало сословие гипомейонов («опустившиеся») - обедневшие или физически неполноценные неполноправные граждане Спарты. Наконец, археологические данные не позволяют подтвердить массовую и долговременную (речь идет о нескольких веках) практику убийства неполноценных новорожденных детей. Впрочем, ученые к единому мнению по этому вопросу не пришли. Добавим лишь, что в других областях Древней Греции также существовала практика инфантицида (умышленного детоубийства), вероятно, она касалась заметно больных и недоношенных детей.

Неравноправное общество

Спартанское общество имело весьма сложную структуру и вовсе не было примитивным, хотя не строилось на принципах свободы и справедливости. Очертим лишь общую его структуру. Первое сословие - те, кого условно можно назвать аристократией. Это гомеи («равные») - полноправные граждане, они же спартанцы или спартиаты. Второе сословие - условно называемое простым народом. В него входили уже упомянутые гипомейоны, мофаки (дети не гомеев, получившие полное спартанское воспитание и вероятное право на гражданство); неодамоды (бывшие илоты, получившие неполное гражданство); периэки (свободные неграждане). Третье сословие - зависимые земледельцы - илоты - греки, порабощенные спартанцами, пришедшими на их земли. Иногда илоты получали свободу, другие находились в разной степени несвободы. Некоторые из представителей второго и третьего сословий возникали в разное время в связи с различными историческими процессами. Именно от илотов исходила главная угроза Лакедемону. После сильного землетрясения, когда Спарта пошатнулась во всех смыслах этого слова, илоты восстали. Подавление восстания заняло десятилетия. С тех пор за ними пристально наблюдали, а за неповиновение убивали. В остальном Спарта жила по принципу «Лакедемон защищают не стены, а храбрые воины».

Суровое воспитание и армия

Спарта - это государство - военный лагерь. Чтению и письму детей спартиатов обучали настолько, насколько этого было достаточно для военной службы, все остальное воспитание сводилось к тренировкам на выносливость, к послушанию и военному искусству. Мальчиков-спартанцев кормили умышленно скудно, что, естественно, приводило к воровству - так воспитывалось умение самостоятельно выживать. Если мальчика ловили, то били.

Каждому воину ежемесячно выдавалось 3,5 ведра ячменя, около 5 литров вина, 2,5 кг сыра, чуть больше 1 кг фиников и совсем немного денег на покупку мяса и рыбы. Спартанские деньги представляли собой куски ржавого железа и служили для внутреннего товарооборота, чтобы не воспитывалась любовь к роскоши и обогащению.

Для спартанца принадлежность к отряду воинов была его положением в обществе. Мужчина без отряда - как солдат без армии. Жизнь в отряде была столь же сурова, как и спартанское воспитание. Один заезжий гость был так поражен скудостью спартанской пищи, что сказал: «Теперь я понимаю, почему они не боятся смерти». Убить или быть убитым. Вернуться со щитом или на щите. Более того, труса клеймили позором, его детям запрещалось вступать в брак и заводить детей, если только воину не удавалось оправдаться.

Примерно в 30 лет спартанский воин проходил последний этап становления, благодаря которому мог получить право покинуть казарму и вести частную жизнь. С этого момента он служил государству и войне, не мог торговать или заниматься земледелием (для этого были неполноправные свободные жители Лакедемона и илоты) и должен был обзавестись семьей, детьми. Холостяков и бездетных порицали.

Непобедимая армия?

Разумеется, спартанская армия была грозной силой и основным инструментом ведения внешней политики с соседями. Сами римляне восхищались силой армии Спарты. Однако спартанская армия, давшая миру такие понятия, как воинская дисциплина, лаконичная речь, построение войска фалангой, была малотехнологичной, не знала инженерного дела и толком не умела брать крепости врагов. В конце концов Лакедемон уступил натиску Рима и вошел в его состав в 146 году до н. э.