Программа внеурочной деятельности: «Занимательная орфография. Занимательная орфография на уроках русского языка Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

Если буква у тебя вызовет сомнение,
Ты немедленно ее ставь под ударение.
Например, ли са в ле су как-то заблудилась.
В ле с на выручку ли сы много ли с явилось.

Непроверяемые гласные и согласные в корне.

Есть слова, в которых буквы невозможно заменять.
Удареньем бесполезно их запомни проверять.
Помнить надо те слова и не путать никогда.
Не ленись в словарь взглянуть –
Это к грамоте твой путь.
Апельсин, арена, здесь
Орфограмма эта есть.
И в конфете притаилась, в пианино закатилась.
В баскетбол идешь играть, но про т не забывать.
На футболе не зевай, букву т не потеряй.
– Все запомнил?
–Повтори!
Орфограмму заучи.

Проверяемые согласные в корне слова.

“Дуб” ли, “год” ли разберись,
Ответ дать не торопись.
Докажи сначала мне,
Что напишешь ты в конце.
Дуб – дубы, а год – года
Пишем букву д тогда.
Значит просьба – попросить,
А ходьба будет ходить .
– Все понятно?
– Повтори!
Орфограмму заучи.

Непроизносимые согласные в корне слова.

И ужасно , и опасно
Букву т писать напрасно.
Всем известно , как прелестно
Букву т писать уместно.
А проверить?
Известить.
Грустно станет – загрустить.
Поздно – значит опоздать ;
Здравствуй здравия желать.

Буквы и, у, а после шипящих.

Буквы и, у, а ты пиши, дружок, всегда.
После всех шипящих букв:
После ж и после щ , после ч и после ш .
Щука к чаще подплыла, чудеса : щавель нашла.
Пищать начали щурята: шиповника маловато.
Парашют, жюри, брошюра
Пиши с ю , как имя Юра.

Разделительный ъ и ь знаки.

Соловьи, семья, друзья
Пиши Ь всегда.
Объявленье, съемка, въезд
Ъ
напишем здесь.
Ъ не обделяй, им приставки отделяй.
В корне пишем – это правило пустяк.

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Приставки пишем слитно –
То правило просто
Предлоги же раздельно-
Известно всем давно.
По опушке бродит волк
По , понятно вам, предлог.
Прокрадется он в село –
Про – приставка. Повезло.
Но овцу он не унес:
Встретил волка старый пес.

Из – под дома,
Из – за туч –
Черточку не позабудь.

Употребление Ь на конце существительных после шипящих.

В женском роде пишем смело Ь
Вперед за дело.
Не забудь о том, что рожь ,
Дочь, дичь, помощь, вещь, речь, ложь;
Им подобные слова
Любят Ь всегда.
Но вот луч , и еж , и врач
Иных требуют задач .
Ь здесь не пиши,
Вспомнить правило спеши.
Род мужской не подведем
Ь прибережем.
Мы напишем: “Из – за туч выглянул последний луч.
Помощь вовремя пришла,
Молодежь плясать пошла”.

Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.

Хищный, мощный и кончать
Ь
нельзя писать.
Мостик, гвоздик и очки
Ь
не пишешь ты.
Но болельщик, вскользь, возьмем
Ь опять вернем

Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з (с-).

Ты запомни, что у нас
Правило одно:
Не меняем никогда
За-, над-, под-, о-, до -.
Все приставки заучите,
Слова правильно пишите.
Надпись, сделать, посидеть,
Телевизор посмотреть.

Буквы з- и с- на конце приставок.

Из- , ли, ис- , ли, раз- и рас- ?
Объясню я вам сейчас.
Напиши, дружок, ты з
Перед б, г, д, в, ж.
Не забудь про л. про м, и, конечно, букву з .
Изв ергаться, разжимать, пишем букву з ,
Но расс вет, ис кать, всп лакнуть пишем только с .

Буквы -о, -а в корне -лаг-, -лож-.

Если после корня -а,
В корне а пиши всегда.
Предлагать, предполагать
Должен правило ты знать.
Отлож ить и излож ить
Букву о здесь не забыть.
– Все запомнил?
– Повтори.
Орфограмму заучи

Буквы о-а в корне -раст- -рос-.

Подро сла сирень в саду,
Я с рас теньем к вам иду.
Корень -рос- влюбился в о ,
Ему очень повезло.
Там, где есть -ст- и -щ- ,
Пишем только букву а .
Кустик быстро подрас тал,
Летом вишенкою стал.
Исключение: росток
Мы напишем через о .

Буквы ё-о после шипящих в корне слова.

Зашипеть захочешь ты,
Букву ё в корне пиши.
Щётка, щёголь, жёлудь, чёлка,
Щёлкнуть, чётко, чёрт и пчёлка.
Но не путай: шов, трущоба, шорох, шоколад, обжора.
Ты запомни те слова один раз и навсегда.

Буквы ы-и после ц.

Помни, что в словах на -ция
Пишем ия , слаша ыя.
Милиция, полиция, рация, акация.
И с корнями разберись.
Поставить и поторопись.
Цифру дали циркачу,
Цинга не страшна силачу.
Но запомни-ка слова
И не путай никогда.
Цыган с цыганкою дружны.
Стоят на цыпочках с ребенком,
Не смея цыкнуть на цыпленка.

Прописная буква в именах собственных.

Во Владивостоке я родился,
С Сашей в школе подружился.
С Ивановым мы друзья,
Не любить его нельзя.
Подарил он мне котенка
Я назвал его Сластёнка.
Все названья рек, морей,
Теплоходов, кораблей,
Городов и островов-
Имя собственное я
Пишу с прописной буквы, друзья.

Буквы Е и И в окончаниях имен существительных.

Падежи разные у нас, но трудны они подчас.
Родительный, дательный да еще предложный.
Е и И запутались, сложно, но возможно
Разобрать, где Е, где И , вот, пожалуйста, смотри.
У 3-его склонения есть только буква И : вещи , вещи и еще раз о вещи .
Но о море во 2-ом (легче не бывает!).
Страны, стране в стране родной друг мой проживает.

Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных и прилагательных.

Недоволен я скворцом,
Недоволен я грачом .
Букву О писать должны,
Понимаешь это ты?
Но с товарищем моим
Мы за птицей последим.
Принесла та наконец
Букву Е к себе в конец.
Буква О под удареньем,
Буква Е без ударенья.

Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

Каким утром вышел я воздухом дышать?
Ранним. Значит, будем мы букву И писать.
В синеве (какой ?) душистой пахнет ландыш серебристый
Не ленись вопрос задать, чтобы правильно писать.

Краткие прилагательные с основой на шипящую.

Могуч, пахуч, дремуч, тягуч.
Прошу: здесь Ь не мучь!

Не с глаголами.

Не берег, не знал, не видел.
Не
, случайно, не обидел?
Не раздельно напиши и соседу подскажи.
Ненавижу, негодую
Здесь без не я жить не буду.
Потому что без нее
Я не стою ничего

Ь после шипящих в неопределенной форме глаголов и во 2-м лице ед.ч.

Ь беречь не сметь. Почему об этом речь?
У глагола право есть взять все то, что захотеть.
А ведь наша буква Ч любит Ь вообще.
Вот смотри: зажечь, привлечь, ненадолго бы отвлечь ,
Испечь что-то и сберечь , а потом опять прилечь .
Ты рисуешь и поешь , с Ь ты живешь .
У II -ого же лица Ь пиши всегда

-тся и –ться в глаголах.

Что делать? Купаться, нырять, кувыркаться.
Коль в вопросе Ь , не забудь о нем, чудак.
Но купается мой брат, кувыркается солдат,
Улыбается отец: “Подскажи-ка мне конец?”
Ну, конечно, угадал. Правильно: вопрос задал.
Что он делает? Смеется, улыбается, клянется.
Что
же делает солдат? А отец? А ты? А брат?
Ь не пишем здесь. Вам секрет понятен весь?

Буквы Е-И в корнях с чередованием.

Если после корня а,
В корне И пиши тогда.
Расстилала, собирала,
Запирала, отпирала.
А без буквы этой а
Только е пиши всегда.
Расстелила, заперла,
Заблестела, замерла.

Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и IIспряжения.

Ко II же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключив стелить и брить.
И еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, вертеть,
и зависеть, и терпеть.

«ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Тема: «Занимательная орфография»

Рабочая программа курса по русскому языку «Занимательная орфография» для 6 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования на основе примерной программы общего образования по русскому языку и программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений для 5-9 классов под редакцией Н.М.Шанского.

Программа рассчитана на 30 часов.

Уровень обучения класса по русскому языку – базовый.

В Федеральном компоненте Государственного стандарта сказано, что изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

    воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

    развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

    освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

    формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

    применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VII, VIII-IX классы).

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения

Задача данного курса – воспитывать интерес к родному языку, его истории, научить видеть взаимосвязь языковых явлений, помочь учащимся совершенствовать основные виды речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи, развить способности учащихся осознанно

воспринимать звучащую речь и печатное слово; грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать собственные мысли, учитывая условия общения, подготовить учащихся к предметной олимпиаде.

Орфография и пунктуация как разделы языка, действующие сегодня, складывались исторически, но менялась жизнь, менялись и условия их применения. Эти изменения происходят постоянно, они отражают жизнь языка, и поэтому правила, стабильные и узаконенные, неизбежно отстают от своего времени, а практика идёт дальше. Данный спецкурс позволяет не только укрепить знания учащихся по темам «Орфография» и «Пунктуация», разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации, но также углубить знания по этимологии и истории развития русского языка от древнерусского до современного.

Цель данного курса заключается в том, чтобы помочь учащимся 6 класса разобраться в трудных вопросах орфографии и пунктуации с помощью изучения истории языка, систематизировать знания учащихся по этим разделам, отработать шаги и звенья единого целого для решения конкретной орфографической или пунктуационной задачи – в целом, помочь школьникам стать грамотнее, уверенно владеющими родным языком.

Основные образовательные задачи курса :

Расширить знания по русскому языку, предусматривающие формирование устойчивого интереса к предмету;

Повысить уровень логического мышления учащихся;

Создать условия для формирования языковой компетенции;

Развивать интерес к истории своего народа через историю языка.

Развивающие задачи курса:

Развивать умение применять алгоритм решения орфографической и пунктуационной задачи;

Способствовать развитию речи учащихся;

Совершенствовать навык работы с книгой (учебником, словарем, справочной литературой);

Воспитательные задачи курса :

Формировать ключевые компетенции;

Повышать интерес к гуманитарному образованию;

Воспитывать грамотного гражданина РФ.

Курс носит практико-ориентированный характер, рассчитан на 1 года.

Курс рассчитан на учащихся с разной степенью мотивации и обученности.

На занятиях учащиеся будут получать теоретические знания по таким лингвистическим дисциплинам, как:

    Современный русский язык,

    Культура речи

    Историческая грамматика

    Диалектология

    Введение в языкознание

    Стилистика

Формы работы: с очетание индивидуальной и групповой форм работы.

Основные методы и приёмы работы:

    Лекция;

    Беседа;

    Объяснение учителя;

    Создание проблемной ситуации;

    Анализ текстов различных стилей и типов;

    Работа с тестами;

    Различные виды грамматического разбора;

    Работа с таблицами, схемами, алгоритмами;

    Создание таблиц, схем, алгоритмов;

    Обсуждение, диалог;

    Написание и редактирование орфографических диктантов;

    Самостоятельное выполнение контрольных тестовых заданий.

Использованы следующие методы, способы обучения, педагогические технологии:

Информационно-коммуникативные технологии, технология проблемного обучения, технология дифференцированного обучения. Технологии личностно - ориентированного образования (игровые технологии, метод проектов и др.)

По окончании курса учащиеся должны знать :

Принципы русской орфографии и пунктуации;

Исторически сложившиеся закономерности языка;

Основные орфографические и пунктуационные правила, ранее представлявшие определенную трудность.

По окончании курса учащиеся должны уметь :

Использовать основные словари, справочники, необходимые для совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности;

Применять теоретические знания на практике;

Грамотно, свободно и эстетично излагать свои мысли в устной и письменной формах;

Владеть предметными компетенциями (языковой, лингвистической, культуроведческой).

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;

    развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;

    удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;

    увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

    использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Личностные результаты.

    эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

    эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать ;

    чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

    любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

    интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

    интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

    интерес к изучению языка;

    осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

    самостоятельно формулировать тему и цели урока;

    составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

    работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

    в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

    перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

    пользоваться словарями, справочниками;

    осуществлять анализ и синтез;

    устанавливать причинно-следственные связи;

    строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

    высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

    договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    задавать вопросы .

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Цель

Дата

Дорога к письменности. Как люди обходились без письма.

Познакомить с возникновением письменности на Руси, дать понятие о богатстве, выразительности, образности русского языка.

Орфография как раздел науки о языке. Основные принципы русской орфографии.

Знать основные принципы русской орфографии.

Тайна фонемы.

Расширить представление учащихся о фонемах. Уметь применять алгоритмы выбора верного написания; работать с таблицами и схемами; производить фонетический разбор слова.

Ударение над гласной может сделать букву ясной.

Углубить и укрепить полученные знания, отрабатывать умения учащихся правильно подбирать однокоренные слова.

Коварные словарные слова.

Познакомить учащихся с методикой запоминания и написания словарных слов.

Орфографический словарь - наш главный помощник.

Выработать навыки работать с орфографическим словарем.

Проверь себя. Тест№1.

Опасные согласные.

Развивать орфографическим словарем.

Звонкие и глухие «двойняшки»

Уметь применять алгоритмы выбора верного написания; работать с таблицами и схемами; производить фонетический разбор слова.

Старые знакомые Ъ и Ь

Закрепить знания о Ъ и Ь знаках.

Большие и маленькие (правописание имен собственных)

Отработать навыки правописания имен собственных существительных.

Слитно, раздельно, через дефис.

Знакомство с основными способами образования сложных прилагательных.

Сколько Н писать?

Знакомство с правилом написания Н в прилагательных, усвоение правила о написании Н и НН в полных и кратких прилагательных.

Как «справиться со сложными словами»?

Научить учащихся образовывать сложные имена существительные из двух корней при помощи соединительных гласных.

Решение орфографических задач.

Закрепить орфографические и пунктуационные навыки.

Проверь себя. Тест№2.

Углубить и укрепить полученные знания учащихся.

17-18

История образования и правописания числительных.

Знакомство с признаками числительного как части речи (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль), отличие числительных от других частей речи.

Что вместо имени у нас? (правописание местоимений)

Знакомство с семантикой местоимения как самостоятельной части речи, группами местоимений, их морфологическими признаками и синтаксической ролью.

Орфографические головоломки.

Привлечь учащихся и развить интерес в решении головоломок.

Приставки-труженицы (классификация приставок)

Расширить знания о приставках, знать классификацию.

23-24

Кто командует корнями?

Повторить и закрепить орфограммы в корне слова.

Проверь себя. Тест№3.

Углубить и укрепить полученные знания учащихся.

Суффиксы - большие молодцы.

Расширить знания о суффиксах, знать классификацию.

Волшебный клубок орфограмм.

Расширить знания об орфограммах, знать классификацию.

Путешествие в страну русского языка.

Показать разнообразие орфограмм в русском языке

Проверь себя. Тест №4.

Углубить и укрепить полученные знания учащихся.

Значение орфографии.

Показать значение орфограмм в русском языке

Литература:

    М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Просвещение. 2013г.

    В. В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости// . Русская словесность.2000. №1.

    Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение., 1997.

    Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб., 2001.

    5.Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. М.: 1938.

    Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.

    Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977.

    Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.

    Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. Изд-во Казанского университета. 1993.

    Костинский Ю.М. Неудачное, дезориентирующее правило.// РЯШ№1. 2000.

    Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.: 1964.

    Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.

    Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Из опыта работы. М.: Просвещение.,1993.

Занимательная орфография

№ 1.

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением.

Если буква у тебя вызовет сомнение,
Ты немедленно ее ставь под ударение.
Например, л и са в л е су как-то заблудилась.
В л
е с на выручку л и сы много л и с явилось.

№ 2.

Непроверяемые гласные и согласные в корне.

Есть слова, в которых буквы невозможно заменять.
Удареньем бесполезно их запомни проверять.
Помнить надо те слова и не путать никогда.
Не ленись в словарь взглянуть –
Это к грамоте твой путь.
Апельсин, арена, здесь
Орфограмма эта есть.
И в
конфете притаилась, в пианино закатилась.
В баскетбол идешь играть, но про т не забывать.
На футболе не зевай, букву т не потеряй.
– Все запомнил?
–Повтори!
Орфограмму заучи.

№ 3.

Проверяемые согласные в корне слова.

“Дуб” ли, “год” ли разберись,
Ответ дать не торопись.
Докажи сначала мне,
Что напишешь ты в конце.
Дуб – дубы, а год – года
Пишем букву д тогда.
Значит просьба – попросить,
А ходьба будет ходить .
– Все понятно?
– Повтори!
Орфограмму заучи.

№ 4.

Непроизносимые согласные в корне слова.

И ужасно , и опасно
Букву т писать напрасно.
Всем
известно , как прелестно
Букву т писать уместно.
А проверить?
Известить.
Грустно станет – загрустить.
Поздно – значит опоздать ;
Здравствуй – здравия желать.

№ 5.

Буквы и, у, а после шипящих.

Буквы и, у, а ты пиши, дружок, всегда.
После всех
шипящих букв:
После ж и после щ , после ч и после ш .
Щука к чаще подплыла, чудеса : щавель нашла.
Пищать начали щурята: шиповника маловато.
Парашют, жюри, брошюра
Пиши с ю , как имя Юра.

№ 6.

Разделительный ъ и ь знаки.

Соловьи, семья, друзья
Пиши Ь всегда.
Объявленье, съемка, въезд
Ъ
напишем здесь.
Ъ не обделяй, им приставки отделяй.
В корне пишем – это правило пустяк.

№ 7.

Раздельное написание предлогов с другими словами.

Приставки пишем слитно –
То правило просто
Предлоги же раздельно-
Известно всем давно.
По опушке бродит волк
По , понятно вам, предлог.
Прокрадется он в село –
Про – приставка. Повезло.
Но овцу он не унес:
Встретил волка старый пес.

Из – под дома,
Из – за туч –
Черточку не позабудь.

№ 8.

Употребление Ь на конце существительных после шипящих.

В женском роде пишем смело Ь
Вперед за дело.
Не забудь о том, что
рожь ,
Дочь, дичь, помощь, вещь, речь, ложь;
Им подобные слова
Любят
Ь всегда.
Но вот луч , и еж , и врач
Иных требуют задач .
Ь здесь не пиши,
Вспомнить правило спеши.
Род мужской не подведем
Ь прибережем.
Мы напишем: “Из – за
туч выглянул последний луч.
Помощь вовремя пришла,
Молодежь плясать пошла”.

№ 9.

Употребление Ь для обозначения мягкости согласных.

Хищный, мощный и кончать
Ь нельзя писать.
Мостик, гвоздик и очки
Ь
не пишешь ты.
Но
болельщик, вскользь, возьмем
Ь опять вернем

№ 10.

Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на з (с-).

Ты запомни, что у нас
Правило одно:
Не меняем никогда
За-, над-, под-, о-, до -.
Все приставки заучите,
Слова правильно пишите.
Надпись, сделать, посидеть,
Телевизор посмотреть.

№ 11.

Буквы з- и с- на конце приставок.

Из- , ли, ис- , ли, раз- и рас- ?
Объясню я вам сейчас.
Напиши, дружок, ты
з
Перед б, г, д, в, ж.
Не забудь про л. про м, и, конечно, букву з .
Изв ергаться, разжимать, пишем букву з ,
Но расс вет, ис кать, всп лакнуть пишем только с .

№12.

Буквы -о, -а в корне -лаг-, -лож-.

Если после корня -а,
В корне а пиши всегда.
Предлагать, предполагать
Должен правило ты знать.
Отл
ож ить и из лож ить
Букву о здесь не забыть.
– Все запомнил?
– Повтори.
Орфограмму заучи

№ 13.

Буквы о-а в корне -раст- -рос-.

Под ро сла сирень в саду,
Я с
рас теньем к вам иду.
Корень
-рос- влюбился в о ,
Ему очень повезло.
Там, где есть
-ст- и -щ- ,
Пишем только букву
а .
Кустик быстро под
рас тал,
Летом вишенкою стал.
Исключение:
росток
Мы напишем через
о .

№ 14.

Буквы ё-о после шипящих в корне слова.

Зашипеть захочешь ты,
Букву ё в корне пиши.
Щётка, щёголь, жёлудь, чёлка,
Щёлкнуть, чётко, чёрт и пчёлка.
Но не путай: шов, трущоба, шорох, шоколад, обжора.
Ты запомни те слова один раз и навсегда.

№ 15.

Буквы ы-и после ц.

Помни, что в словах на -ция
Пишем ия , слаша ыя.
Милиция, полиция, рация, акация.
И с корнями разберись.
Поставить
и поторопись.
Цифру дали циркачу,
Цинга не страшна силачу.
Но запомни-ка слова
И не путай никогда.
Цыган с цыганкою дружны.
Стоят на
цыпочках с ребенком,
Не смея
цыкнуть на цыпленка.

№ 16.

Прописная буква в именах собственных.

Во Владивостоке я родился,
С Сашей в школе подружился.
С
Ивановым мы друзья,
Не любить его нельзя.
Подарил он мне котенка
Я назвал его
Сластёнка.
Все названья рек, морей,
Теплоходов, кораблей,
Городов и островов-
Имя собственное я
Пишу с прописной буквы, друзья.

№ 17.

Буквы Е и И в окончаниях имен существительных.

Падежи разные у нас, но трудны они подчас.
Родительный, дательный да еще предложный.
Е и И запутались, сложно, но возможно
Разобрать, где Е, где
И , вот, пожалуйста, смотри.
У
3-его склонения есть только буква И : вещ и , вещ и и еще раз о вещ и .
Но о мор е во 2-ом (легче не бывает!).
Страны, стране в стране родной друг мой проживает.

№ 18.

Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях имен существительных и прилагательных.

Недоволен я скворцом,
Недоволен я грачом .
Букву О писать должны,
Понимаешь это ты?
Но с
товарищем моим
Мы за птицей последим.
Принесла та наконец
Букву
Е к себе в конец.
Буква
О под удареньем,
Буква
Е без ударенья.

№ 19.

Безударные гласные в окончаниях имен прилагательных.

Каким утром вышел я воздухом дышать?
Ранним. Значит, будем мы букву И писать.
В синеве (как
ой ?) душистой пахнет ландыш серебристый
Не ленись
вопрос задать, чтобы правильно писать.

№ 20.

Краткие прилагательные с основой на шипящую.

Могуч, пахуч, дремуч, тягуч.
Прошу: здесь Ь не мучь!

№ 21.

Не с глаголами.

Не берег, не знал, не видел.
Не , случайно, не обидел?
Не раздельно напиши и соседу подскажи.
Ненавижу, негодую
Здесь без не я жить не буду.
Потому что без нее
Я
не стою ничего

№ 22.

Ь после шипящих в неопределенной форме глаголов и во 2-м лице ед.ч.

Ь беречь не сметь. Почему об этом речь?
У глагола право есть взять все то, что захотеть.
А ведь наша буква Ч любит
Ь вообще.
Вот смотри:
зажечь, привлечь, ненадолго бы отвлечь ,
Испечь что-то и сберечь , а потом опять прилечь .
Ты рисуешь и поешь , с Ь ты живешь .
У II -ого же лица Ь пиши всегда

.№ 23.

Тся и –ться в глаголах.

Что делать? Купаться, нырять, кувыркаться.
Коль в вопросе Ь , не забудь о нем, чудак.
Но
купается мой брат, кувыркается солдат,
Улыбается отец: “Подскажи-ка мне конец?”
Ну, конечно, угадал. Правильно: вопрос задал.
Что он делает? Смеется, улыбается, клянется.
Что
же делает солдат? А отец? А ты? А брат?
Ь не пишем здесь. Вам секрет понятен весь?

№ 24.

Буквы Е-И в корнях с чередованием.

Если после корня а,
В корне И пиши тогда.
Расстилала, собирала,
Запирала, отпирала.
А без буквы этой а
Только е пиши всегда.
Расстелила, заперла,
Заблестела, замерла.

№ 25.

Буквы Е и И в окончаниях глаголов I и IIспряжения.

Ко II же спряженью
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на
-ить,
Исключив стелить и брить.
И еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, вертеть,
и зависеть, и терпеть.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 69» города Новокузнецка

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Занимательная орфография»

для 5а, 5б классов

на 2018-2019 учебный год.

Составитель:

Воеводина Наталья Петровна,

учитель русского языка

Новокузнецк

Пояснительная записка.

Методическое обеспечение программы.

Список литературы.

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Школа XXI века решает проблему самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Успешное овладение знаниями невозможно без интереса детей к учебе, поэтому внеурочная деятельность как форма познавательной деятельности является одним из эффективных средств достижения личностных и метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС. Внеурочная деятельность учащихся закрепляет знания, полученные учащимися на уроках, даёт возможность приобрести новые знания; формирует умения и навыки, включающие в себя умение решать возникающие проблемы; умение выбирать целевые установки для своих действий и поступков; обеспечивает возможность приобщения к духовным ценностям, формирует навыки коммуникационного взаимодействия и сотрудничества. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность учащихся. Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности, предоставляя неограниченные возможности для освоения универсальных учебных действий, обеспечивает тем самым единство развития, воспитания, обучения и социализации учащихся. Таким образом, внеурочная деятельность в современной школе является важным средством становления компетентной личности, подготовленной к жизни в условиях постоянно изменяющегося информационного общества.Содержание и методы обучения курса “Занимательной орфографии” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам, интерактивным занятиям. Включение элементов занимательности предусмотрено содержанием данного курса, вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не снижает обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Занимательной орфографии”.

Программа внеурочной деятельности “Занимательная орфография” нацелена на формирование познавательных интересов как основы учебной деятельности, развитие кругозора учащихся, повышение их интеллектуального уровня. Внеурочная деятельность учащихся предполагает приобретение углубленных знаний по всем темам, изучаемым в курсе русского языка и литературы в 5 классе общеобразовательной школы.

Программа внеурочной деятельности в области словесности “Занимательная орфография” для 5 класса является частью системного курса, реализуемого на течение всего периода обучения в основной школе, и все разделы науки о языке: лексику, фразеологию, морфемику, морфологию, синтаксис, орфографию и пунктуацию.

Актуальность программы внеурочной деятельности "Занимательная орфография" подтверждается требованиями ФГОС. В соответствии с требованием Стандарта изучение предметной области «Филология» должно обеспечить образование учащихся, их личностное развитие, успешное овладение научным достижениями и приобщение к духовным ценностям.

Необходимость разработанной программы внеурочной деятельности "Занимательная орфография" заключается в желании учащихся узнать новое о русском языке, в потребности детей получать знания в игровой форме. Включение элементов занимательности предусмотрено содержанием данного курса, вместе с тем привлечение игровых элементов повышает обучающую, развивающую, воспитывающую роль занятий. Для проведения занятий программой предусмотрены использование лингвистических игр, словарей различных видов, дидактического и раздаточного материала, интерактивных пособий и медиаресурсов, также предполагается чтение и анализ литературных источников, произведений народного творчества, лингвистических сказок. Большое внимание уделяется практическим занятиям, лингвистическим практикумам, творческим работам, проектной и исследовательской деятельности. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Программа внеурочной деятельности «Путешествие в слово» рассчитана на 35 часов (1 академический час в неделю). Программа внеурочной деятельности "Занимательная орфография" предназначена учащимся 5 «А», 5 «Б» классов.

Программа внеурочной деятельности "Занимательная орфография" предполагает системно-деятельностный подход к занятиям, а именно: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность учащихся. Выбор технологий, методик и приёмов обусловлен также необходимостью дифференциации обучения с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся. Программа внеурочной деятельности "Занимательная орфография" позволяет успешно применять индивидуальный подход к каждому учащемуся с «учётом его способностей. Содержание и методы обучения, предусмотренные программой, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения, то есть, ориентированы на формирование системы всех УУД: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

методы обучения:

Репродуктивный (воспроизведение материала);

Частично-поисковый (умение найти проблему и способ её решения);

Поисковый, (поиск оптимальных решений учебной ситуации);

Коммуникативный (беседа, проект парная и групповая работа),

Творческий (развитие навыков работы с разными источниками информации, лингвистические игры);

Интерактивный (использование ИКТ).

Приемы обучения:

Анализ и синтез.-сравнение,-классификация,-аналогия,-обобщение.

Технологии обучения:

Проблемное обучение

Технология разноуровневого обучения,-

Здоровьесберегающая технология,

Технология обучения в сотрудничестве.

Принципы реализации программы:

Занимательность,

Научность,

Сознательность и активность,

Наглядность,

Доступность

Связь теории с практикой,

Индивидуальный подход к учащимся.

Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, делать выводы;

Совершенствовать различные виды речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма);

Продолжить формирование навыков анализа слова и многоаспектного анализа текста;

Продолжить обогащение словарного запаса, овладение правилами и нормами русского литературного языка, развитие речевой культуры;

Формировать умение работы со словарями разных видов с целью пополнения словарного запаса, овладения правилами и нормами русского литературного языка, развития речевой культуры;

Овладеть ресурсами основными орфоэпическими и орфографическими нормами литературного языка, нормами речевого этикета; умение использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

Формировать чувство ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка.

Средства достижения целей:

Анализ текстов -работа со словарями -лексические практикумы -творческие упражнения -создание иллюстраций -сочинение лингвистических сказок -лингвистические игры -участие в конкурсах -работа с интерактивными и медиа-ресурсами, исследовательская работа-создание собственных проектов и разработок мероприятий.

Формы проведения занятий:

Прогнозируемый результат:

Программа внеурочной деятельности "Занимательная орфография"»должна обеспечить формирование и развитие умений и компетенций:

Самостоятельно определять цели своего обучения, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, развивать умение проводить самостоятельную исследовательскую работу;

Самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

Оценивать правильность выполнения учебной задачи, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

Определять понятия, создавать обобщения, опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, делать выводы;

Создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, развитие умения перерабатывать информацию и преобразовывать её из одной формы в другую;

Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Владеть в достаточной степени в соответствии с возрастом различными видами речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма);

Уметь выполнять анализ слова и многоаспектный анализ текста;

Уметь работать со словарями разных видов, получать необходимую информацию из справочников с целью пополнения словарного запаса, овладения правилами и нормами русского литературного языка, развития речевой культуры;

Владеть ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета; умение использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

«Занимательная орфография» (5 класс).

Название темы

Краткое содержание Часы.

1. Дорога к письменности . -узнают о способах передачи информации в дописьменный период

развития человечества, о появлении знаков-символов. 3

2. Кто в алфавите живёт? -познакомятся с историей письменности, с историей русского языка

и развитием русской грамматики, закрепят знания по фонетике и

графике. 3

3. В путь за «главным»

правилом .-откроют секреты орфографии, связанные с правописанием гласных

и согласных букв в корнях слов; -отработают умение пользования словарями разных видов. 12

4. Из чего строятся слова? -закрепят знания о морфемах, орфографических правилах связанных

с морфемикой; -отработают умение пользоваться словарями разных

видов. 17

Итого 35

План работы

№.дата Название темы. Форма деятельности. Часы

Дорога к письменности. 3

1. Как обходились без письма? Эвристическая беседа. Игра-пантомима

«Пойми меня». Способы передачи информации Рисование знаков- символов. Лингвистические

в дописьменный период. игры. Отгадывание и составление ребусов.

2.Древние письмена. Рисуночное Рисование знаков- символов. Лингвистические

Современные знаки-символы игры. Отгадывание и составление ребусов.

3. Как возникла письменность? Просмотр слайдов с письменами народов мира. «Священные знаки».

Появление письменных знаков: Сопоставительный анализ буквенно-звукового букв, иероглифов. состава русского и английского языков. Составление и отгадывание кроссвордов.

Кто в алфавите живёт? 3

4.Застывшие звуки. Звуковое письмо.

5. Меня зовут Фонема. Звуки и буквы. Эвристическая беседа. Лингвистические игры «Метаграммы». Работа над проектом.

6. Для всех ли фонем есть буквы?

В путь за «главным» правилом.12 .

7.«Ошибкоопасные места». Глухие и

звонкие согласные.Работа с перфокартами. Лингвистические игры. Лото «Пословицы и поговорки».

8. «Ошибкоопасные места».

9.Тайны фонемыФонетические правила

русского языка. Проверяемые и непро

веряемые гласные.

Работа с толковым словарём. Лексический

практикум. Лингвистические игры «Акростих».

10. На сцене гласные. Двойная роль букв

Е, Ё,Ю,Я.Гласные. Ударение.

Работа с орфографическим словарём. Работа с перфокартами.

11. На сцене гласные. Гласные.Полногласие

Чередование гласных. Лингвистические игры. Рисование загадок. Участие

12.Опасные согласные.Проверяемые

согласные в корне слова.Работа с орфографическим словарём. Составление

и отгадывание кроссворда. Работа с перфокартами.

13.Опасные согласные.Проверяемые

согласные в корне слова. Позиционные

14. Правило непроизносимых согласных. Работа над проектом. Лингвистические игры. «Пословицы и поговорки»

15.Непроизносимые согласные в корне

слова. Согласные непроизносимые.Работа с перфокартами.Работа со словарями.

16. Мягкий знак -трудяга. Обозначение

мягкости согласных с помощью Ь. Сочинение лингвистической сказки.

Работа со словарями.

17. Буква -помощница.Разделительные

Ъ и Ь.Лингвистические игры. Отгадывание и составление ребусов, шарад..

18.Волшебное слово- «самоинструкция».

Орфографическое правило. Алгоритм

написания. Лингвистические игры. «Орфографическое лото».

Из чего строятся слова?17 .

20.Строительная работа морфем.Фразеологическое лото. Работа со словарём Лингвистические игры.Шарады.

21.Слова -родственники. Работа с орфографическим словарём.Составление Однокоренные слова. кроссворда.

22. Слова-родственники. Работа над проектом. Работа с интерактивным Корни слов-омонимы. толковым словарём. .

23.Слова-родственники. Орфографический практикум. Зри в корень. . Составление презентации.

Занимательная орфография. Панов М.В.

2-е изд. - М.: 2010. - 160 с.

Книга выдающегося языковеда М.В. Панова в занимательной форме рассказывает, «как устроено наше письмо», как связано правописание с фонетикой и каковы основные принципы орфографии в русском языке. Для старшего школьного возраста.

Формат: pdf

Размер: 47,4 Мб

Скачать: RGhost

СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ 9
ГЛАВА ПЕРВАЯ. КАРТИНКА И БУКВА 12
НЕТ ЛИ? 12
Понятно ВСЕМ 18
УЗОР НА ГОРШКЕ 14
Письмо ТОПОРОМ 15
С помощью ОБСТАНОВКИ 15
ШОРИЛЭ 15
ВСЕ-ТАКИ НЕ НАСТОЯЩЕЕ 16
ПИКТОГРАФИЯ ТОРЖЕСТВУЕТ 17
СПОРТ И ПИКТОГРАММА 17
Ложки-вилки 18
ЕЕ НЕДОСТАТКИ НЕСУЩЕСТВЕННЫ 18
По ОБЕД 18
ПРИШЕЛ ПОЛУПШЁННЫЙ 19
БУКВА «ТЫ» 20
ИРИПУШКА ИМЕЛА РЕЗОН 21
ИЕРОГЛИФЫ 22
Свои РОДНЫЕ 23
ПОПРОБУЙТЕ БЕЗ ЦИФР 23
ТВОРЕЦ ИЕРОГЛИФОВ 23
«И ДР.» 25
ДВЕ СТУПЕНЬКИ. ГДЕ ТРЕТЬЯ? 26
Что МОЖЕТ БУКВА 26
ГЛАВА ВТОРАЯ. БУКВА - СЛУГА ЗВУКА? 28
КАК БУДТО ЯСНО 28
НЕТ, НЕЯСНО 28
НЕХОРОШЕЕ МЕЖДОМЕТИЕ 29
ПОЗНАКОМИЛИСЬ 30
МIЮГОЛИКИЙ СОГЛАС11ЫЙ 30
Если ПОСТАРАТЬСЯ 31
ТОЧНО СЛЕДУЯ ЗА ЗВУКОМ 31
Много ЛИ? 32
ПОСТАВИМ МЫСЛЕННЫЙ ОПЫТ 33
Что-то НЕ ТАК 33
ВАСИЛИЙ КИРИЛЛОВИЧ ТРЕДИАКОВСКИЙ (1703-1768) 34
ГЛАВА ТРЕТЬЯ. БУКВА - СЛУГА МОРФЕМЫ? 35
ПРИКИНЕМ 35
ЕСЛИ В ОБЕИХ РУКАХ ЧЕМОДАНЫ 35
ЗВУКАМ В МОРФЕМЕ ПРИВОЛЬНО 36
Для ВСЕХ МОРФЕМА ИЛИ НЕ ДЛЯ ВСЕХ? 37
ОНА ДЛЯ ВСЕХ 38
Слово УЧЕНОГО 39
СЛОВА, ПРИДУМАННЫЕ ПОЭТАМИ 40
САМОВАР ПОЛУПШЕННОГО 41
НЕЧЕГО ЕЙ МЕНЯТЬСЯ! 41
ВОЛШЕБНИК МЕНЯЕТ ЛИЦО 42
ПОТЕРЯВ ЧУВСТВО МЕРЫ 43
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765) 43
Взгляд НАЗАД 44
СНОВА ЦАРЬ С1\ЛТАН 45
МОЖЕТ, НЕТИПИЧНО? 46
МИХАИЛ НИКОЛАЕВИЧ ПЕТЕРСОН (1885-1962) 48
НЕРЕШЕННЫЙ ВОПРОС 48
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. ПОВЕЛИТЕЛЬНИЦА БУКВ 50
ЧЕРЕДОВАНИЯ 50
КАКИЕ-ТО ОНИ РАЗНЫЕ 51
БУДТО СТРУНЫ 52
ПОЛУПШЁННЫЙ ДИКТУЕТ 53
Позиция 54
ПРО МУЗЫКАЛЬНУЮ ШКАТУЛКУ 54
МЕТАЛЛЫ В ПЯТНИЦУ НЕ РАСШИРЯЮТСЯ? 55
Ноз БЕЛЫЙ 56
МАЛЕНЬКИЙ ВЕЛИКАН 57
ГЛАСНЫЕ ПОД ПРЕССОМ 59
СКАНДАЛИТ! 60
ВАЖНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ 61
ЧАШИ ВЕСОВ 62
ИВАН АЛЕКСАНДРОВИЧ БОДУЭН ДЕ КУРТЕНЭ (1845-1929) 63
«ЗВУКИ ИГРАЮТ РОЛЬ» 63
НАДЕЖДА ИВАНОВНА И НАПРАСНАЯ НАДЕЖДА 64
ПОЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ НАШЕЙ КНИГИ 65
СДЕЛАЕМ ВИД, ЧТО ИХ НЕТ 66
ПРО ХАМЕЛЕОНОВ 66
СПОР ОБ ИМЕНИ 67
ОДОЛЕЛИ ХОЛОД 68
НА ЧТО-ТО ОНИ ПОХОЖИ! 68
НА ПОЛУПШЕННОГО НЕ УГОДИШЬ 70
НЕПОЗИЦИОННЫЕ - КАКИЕ ОНИ? 71
СТАРОЕ НЕДОУМЕНИЕ 72
КРЕПКИЙ СН 73
ПОЛУПШЁННЫЙ ВОРЧИТ 74
Если ЗВУКИ РАЗНЫЕ 75
А мы ИХ ПЕРЕСЧИТАЕМ! 76
Их КАК БУДТО 34 76
Их, НЕСОМНЕННО, 34! 78
ПОЧЕМУ ЗВУКИ ЯЗЫКА НЕЛЬЗЯ СОСЧИТАТЬ? 79
ОТВЕТЫ СОВПАЛИ 79
СНОВА ПРО ЗАЙЦА 79
Ровно пять 80
Мы ИСПОРТИЛИ ГЛАСНЫЕ 81
ПОЧЕМУ ИМ УДАЛОСЬ СПРЯТАТЬСЯ? 82
Итого 82
Но ТУТ 83
«ДОКУДОВА РАЗНОСТЬ...» 83
Вот до ЧЕГО! 84
С РАСТЯЖКОЙ И БЕЗ РАСТЯЖКИ 85
Вот кто ПОВЕЛЕВАЕТ БУКВАМИ! 86
ГЛАВА ПЯТАЯ. СЛАБАЯ, НО КОВАРНАЯ 87
СОВПАЛИ 87
СРОДНИ 87
ДВА РЯДА СКРЕСТИЛИСЬ 88
ГДЕ МОЖНО СДЕЛАТЬ ОШИБКУ? 89
ОШИБКИ И ОПИСКИ 90
ЛЕГКОЕ СРЕДСТВО ДЕЛАТЬ ОШИБКИ 91
ОШИБКИ НАС УЧАТ 92
НЕ БУДУ ПОМОГАТЬ 92
ЧЕТЫРЕ КОНЯ 93
СОМНЕНИЕ... 94
ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПОЛУПШЁННЫЙ 95
РЫБАЧКА И РЫБА 96
СУХО, ПРОТОКОЛЬНО ИТОЖУ 97
КСТАТИ 97
РУБЕН ИВАНОВИЧ АВАНЕСОВ (1902-1982)
и ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ СИДОРОВ (1903-1968) 98
Хоть БРОВИ-ТО ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПОХОЖИ! 99
ИРИНА СЕРГЕЕВНА ИЛЬИНСКАЯ (1908-1980) 100
НЕ НЮХАЙТЕ БУКВУ! 101
НЕСОМНЕННЫЕ СОМНИТЕЛЬНЫЕ 102
ГЛАВА ШЕСТАЯ. ГДЕ НАДО СОМНЕВАТЬСЯ? 103
ТОЛПА НЕЗНАКОМЦЕВ? 103
ДОРОГА ВСЕГДА ОДНА 104
ПОЛУПШЁННЫЙ ИЩЕТ ДРУГУЮ ДОРОГУ 104
Пять СТУПЕНЕК 105
РАБОТАЕМ ПО ПЛАНУ 105
ТАЩУГ ИЛИ ТОЩУГ? 105
УЧИТЕЛЬ ПОСЛУШАЛСЯ 106
А ЕСЛИ ЗАБЫЛ? 107
СКАЗАНО, ДА НЕ ДОКАЗАНО 107
РОВНАЯ НЕРАВНИНА 108
НЕ И НИ 109
ПРО СТРАННУЮ РИФМУ 110
От БАБУШКИ К БАБУШКЕ 112
«Долой ПУТЕВОДИТЕЛЬ!» 113
Словно ГОРОШИНА 114
ИДУТ КОСЯКАМИ 114
Можно КРУПНО ВЫИГРАТЬ 117
ИГРИВОЕ НАСТРОЕНИЕ 117
ПРО РОГА 118
ЕЩЕ РАЗ - по СТУПЕНЬКАМ 119
ПОЛЕЗНАЯ ПРОПАЖА 120
БАНЩИК С БАРАБАНЩИКОМ 121
Из РЯДА нон ВЫХОДЯЩЕЕ слово 122
КАЗАЛОСЬ БЫ, ДРУГОЙ СЛУЧАЙ... 123
ТАНЦУЮТ ПАРАМИ 123
У ПОЛУПШЁННОГО ВСЕ ПРОЩЕ 124
НА ПОЛПУТИ 125
ПАРАД ОРФОГРАММ 125
Кольцо ЗА КОЛЬЦО... 126
ГРАЖДАНКА ПОРОЖКОВСКАЯ В ГОРОДЕ ПЕРЕТЯНУЖСКЕ 127
11РОНИЦАТЕЛЫ 1ЫЙ НОДУЭН 1 28
ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ УШАКОВ (1873-1942) 128
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. СТРОПТИВОЕ МЕНЬШИНСТВО 130
СУЕТЛИВЫЕ ПРИСТАВКИ 130
ВОПРЕКИ 131
СНОВА СВОИ, РОДНЫЕ ИЕРОГЛИФЫ 131
САМЫЕ ГРУДНЫЕ 132
ГЛАВНЫЙ - в ОТЛУЧКЕ 133
ПОЛУПШЁННЫЙ ЗЛОРАДСТВУЕТ 134
НЕ СОВСЕМ БЕЗДЕЛЬНИКИ 135
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ "ГОМСОН (1860-1935) 136
БОРЬБА ЗА ПРОСТОЕ ПИСЬМО 137
РОМАН ФЕДОРОВИЧ БРАПДТ (1853-1920) 138
Филипп ФЕДОРОВИЧ ФОРТУНАТОВ (1848-1914) 139
План- и ПЛАВ- 139
КАКАЯ ЖЕ НАША ОРФОГРАФИЯ? 141
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. РАБОТА ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ 142
РАЗОБРАТЬСЯ! 142
С СЕРЬГОЙ 142
ПЯТНАДЦАТЫЙ ЗНАК 144
Мы ПРИДУМАЛИ БУКВУ Я 145
ПРО ЭМИЛЯ ЗОЛЯ 146
ТЮТЕЛЬКА В ТЮТЕЛЬКУ 147
НЕПЛОХОЙ ЛИСЕНОК 148
ЛЕНИВАЯ БУКВА 148
Это ВАМ НЕ УДАСТСЯ 149
СЛЕВА НАПРАВО И СПРАВА ПАЛЕВО 149
ЕЩЕ ОДНА НУЖНАЯ БУКВА 150
ТАИНСТВЕННАЯ НЕЗНАКОМКА 150
НИКОЛАЙ ФЕОФАНОВИЧ ЯКОВЛЕВ (1892-1974) 151
ОДИНОКИЕ 152
ПОЛУПШЁННЫЙ ЧУТЬ-ЧУТЬ ИЗМЕНИЛСЯ 153
БУКВЫ-МОЛОДЦЫ 154
В НЕУКАЗАННОМ МЕСТЕ 154
ТАИНСТВЕННОЕ ПОХИЩЕНИЕ 154
СЛЕДСТВЕННАЯ ГИПОТЕЗА 155
ПРОСТАЯ УЛИКА 155
ПОТАЕННЫЕ ДВОЕГЛАСНЫЕ 156
П И КЛАВКА-СОРОКА 156
НЕУДАЧНОЕ ВОЗРАЖЕНИЕ 157
ПОЛУПШЕННЫЙ И АРБУЗ 157
УЛЕГЛОСЬ 158
ПРОЩАНИЕ С ЧИТАТЕЛЕМ 160