Работные дома. Из истории социальной поддержки бедных Работные дома в англии 20 века

Созданное для оказания помощи нуждающимся и в виде помощи предоставляющее оплачиваемую работу при непременном проживании в таком доме и подчинении его внутреннему порядку. По мнению Оксфордского словаря первый работный дом появился в Эксетере в 1652 году, но есть свидетельства, что подобные заведения были и раньше.

Работные дома впервые появились в Англии в XVII веке и имели первоначально принудительный характер для борьбы с нищенством . Согласно законам о нищенстве, несостоятельные бедняки помещались в такие дома, где были обязаны трудиться. Внутренний порядок мало чем отличался от тюрем. Существовала система поощрений и наказаний: за нарушение дисциплины могли быть назначены дополнительные работы, также практиковались телесные наказания , карцеры , ограничения в еде. Мужчины, женщины и дети находились отдельно друг от друга. Угроза помещения в работный дом заставляла многих бедняков соглашаться на любые условия работы на фабриках , что позволяло владельцам фабрик снижать зарплату.

По закону о бедных 1834 в работные дома принудительно помещались все обращавшиеся за общественной помощью. Условия содержания в работных домах неоднократно становились причиной скандалов (например, в скандал в Андовере или скандал в Хаддерсфилде). Чартисты включили требование ликвидации работных домов в петицию 1842 года.

В связи с развитием социального (в том числе пенсионного) обеспечения в XX веке система работных домов изжила себя. Они фактически превратились в дома для престарелых и инвалидов.

В других странах

В дореволюционной России работный дом имелся в Москве и состоял в ведении Комитета для разбора нищих.

В литературе

  • Чарльз Диккенс - «Приключения Оливера Твиста ». Оливер Твист - мальчик, мать которого умерла при родах в работном доме.
  • Чарльз Диккенс - «Рождественская песнь в прозе ». В ответ на предложение сделать рождественское пожертвование Скрудж интересуется, не прекратили ли существование работные дома.
  • Джеймс Гринвуд - «Маленький оборвыш». Главный герой попадает в работный дом во время болезни, затем совершает побег из него.
  • Чарли Чаплин в своей автобиографии упоминает, что в детстве, по причине крайней бедности, ему и его брату Сиднею пришлось провести три недели в Ламбетском работном доме.

См. также

Ссылки

  • История работных домов (англ.)

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Работный дом" в других словарях:

    Работный дом - (workhouse), обществ, приюты для людей, не способных обеспечить себя. Они давали работу тем, кто не утратил трудоспособность. 3акон о бедных (1601) возложил на приходы обязанность содержать свои Р.д., но очень часто они практически не отличались… … Всемирная история

    Вопрос о Р. доме заслуживает у нас ныне особого внимания, ввиду подготовляющихся преобразований общественного призрения (см. Призрение общественное) и учреждения при министерстве юстиции комиссии для изучения мер борьбы с нищенством. Борьба эта… …

    Работный дом - Исправительное учреждение, в котором содержались и выполняли общественно полезную работу лица низших сословий, совершившие незначительные преступления, а также неимущие с увечьями (по указу 1781 г.). (Термины российского архитектурного… … Архитектурный словарь

    В ряде европейских стран XVII начала XX вв. специальные дома для принудительного содержания и эксплуатации деклассированных элементов. В XVII XVIII вв. Р.д. получили большое распространение в Англии. В XIX в. их идея была выдвинута… … Юридический словарь

    По учреждению о губерниях 1775 г. работные Д. должны были доставить неимущим прокормление собственной их работой; устройство их было поручено приказам общественного призрения. Они не были лишены и характера исправительного, так как заключению в… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Этим именем в первой половине нынешнего столетия наз. женские учебные заведения II разряда, в которых на полном содержании жили и обучались бедные бесприютные девицы свободных состояний; принимались в эти школы и пансионерки. Подобные Д.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Ая, ое. Устар. к Работа и Работник. Р ые дни. Р ые люди (в России 16 первой половины 19 в.: промысловые и промышленные рабочие). Р. дом (в Англии 17 19 вв.: приют для бедных) … Энциклопедический словарь

    работный - ая, ое.; устар. к работа и работник. Р ые дни. Р ые люди (в России 16 первой половины 19 в.: промысловые и промышленные рабочие) Рабо/тный дом (в Англии 17 19 вв.: приют для бедных) … Словарь многих выражений

    работный - работ/н/ый (дом) … Морфемно-орфографический словарь

    рабочий дом - (работный дом) в ряде европейских стран XVII начала XX вв. специальные дома для принудительного содержания и эксплуатации деклассированных элементов. В XVII XVIII вв. Р.д. получили большое распространение в Англии. В XIX в. их идея была выдвинута … Большой юридический словарь

Книги

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Том XXV А (50). Простатит Работный дом , . Самая крупная дореволюционная русская универсальная энциклопедия, выпущенная акционерным издательским обществом Ф. А. Брокгауз И. А. Ефрон. Состоит из 86 томов (82 основных и 4…

Идея создания первых подобных учреждений для борьбы с мелкими воришками стала распространяться в Европе XVI века. Тогда профессиональные нищие и карманники настолько заполонили города, что стали проблемой для обеспечения правопорядка властями. С другой стороны, было в этой идее и гуманистическое зерно: малолетние преступники приговаривались к столь же суровому наказанию, что и взрослые, а помещение в работный дом могло облегчить их участь. Кроме того, в европейских городах развивался промышленный сектор, что привело к появлению большого количества низкоквалифицированной работы. Так появились учреждения, где главными принципами были изоляция и принуждение к труду.

Брайдуэлл

Одним из первых работных заведений стал Брайдуэлл. В 1553 году английский король Эдуард VI передал замок своего отца Лондону для содержания там сирот и женщин, которые «нарушали общественное спокойствие». Власти города получили его в полное владение через три года и разместили в бывшем дворце Генриха VIII тюрьму, больницу и работный дом.

Комната посещений в Брайдуэлле. Рисунок XVIII века. (wikipedia.com)

Тюрьма была известна тем, что заключение в ней, по словам современников, было «хуже смерти». На тот момент Брайдуэлл все же был частью пенитенциарной системы, а не благотворительным учреждением. Название его стало синонимом полицейских участков и мест содержания под стражей по всей Англии и Ирландии. Большая часть здания была разрушена во время Великого пожара, а в 1855 году тюрьму и вовсе закрыли.

Дисциплинарный дом в Амстердаме

Городскому совету Амстердама приглянулся опыт Байдуэлла и в 1589 году было принято решение о создании в Нидерландах работных домов. Голландцы тщательно подошли к этому вопросу и написали свод правил о том, какие цели должно преследовать подобное учреждение, как содержать заключенных, как все обустроить. Себастьян Эгбертс отмечал, что создание работных домов не потребует особых финансовых затрат, поскольку осужденные будут трудиться сами. Такая система, по его мнению, позволит преступникам не только содержать самих себя, но еще и приносить ощутимую прибыль.


Внешний вид здания работного дома в Англии. (wikipedia.com)

Взвесив все плюсы подобной затеи, власти города основали в 1595 году дисциплинарный дом. Его разместили в специально перестроенном для этого монастыре Клариссинок. В отличие от английского аналога туда помещали не только проституток и опасных преступников, но и мелких правонарушителей. Кроме того, дисциплинарный дом сочетал в себе по сути три учреждения: работный дом для дееспособных бедняков, дисциплинарное учреждение для тех, кто не хотел работать добровольно, и дом призрения для нищих, стариков, сирот и детей. При этом он имел разделение на мужской дисциплинарный дом и женский. Вскоре во многих голландских городах стали появляться аналогичные заведения. По сути, происходила постепенная трансформация работного дома как аналога тюрьмы в заведение с более гуманными принципами содержания.

Снова в Англию

В XVII веке в Англии уже наметились изменения в данном вопросе, хотя положение жителей таких домов все еще продолжало оставаться непростым. Так, нищим в работных домах предоставляли плату за труд при условии обязательного проживания в таком заведении и соблюдения внутренних распорядков. Первый классических работный дом появился в 1652 году в Эксетере. Порядок в таком заведении мало отличался от тюремного. Мужчины, женщины и дети были изолированы друг от друга и жили в разных частях здания. В дом был жесткий режим, кроме того существовала система телесных наказаний, нередко нарушителей даже помещали в карцер или морили голодом. По «закону о бедных», который запретил выплату пособий, в работные дома стали сгонять всех, кто обратился за общественной помощью. Условия содержания в работных домах даже стали причиной громких скандалов в XIX веке.


Иллюстрация из газеты, посвященная Андоверскому скандалу. (printerest.com)

Так, например, в работном доме в Андовере, графство Хэмпшир, рабочие из-за голода были вынуждены есть кости. В 1845 году по стране поползли слухи, что заключенные этого работного дома были лишены пищи, поэтому они, чтобы выжить, ели кости лошадей, собак и крупного рогатого скота, которые должны были использовать для производства удобрения из костной муки. Слух дошел до местного судьи, который вместе с доктором решил нагрянуть в работный дом для проверки. Оказалось, что хозяин учреждения украл у поставщиков продовольствие и выдавал заключенным еды даже меньше, чем была установленная Комиссией по делам малоимущих минимальная норма. Делом заинтересовался редактор газеты «Таймс» и случай получил широкий общественный резонанс.

На Руси

Впервые проблемой создания подобных заведений в России на законодательном уровне озаботился еще Иван Грозный. До этого забота о нищих и бродягах ложилась на плечи монастырей. Петр I также в регламенте главному магистрату от 1721 года говорит об учреждении смирительных домов для содержания «людей непотребного жития» в постоянной работе. Но реализовываться эта идея началась только в 1775 году с указа Екатерины II о создании работного дома. Поручили это московскому обер-полицмейстеру Архарову. В работный дом должны были помещать молодых «ленивцев», чтобы они добывали себе пропитание работой. Кроме того организация работных домов легла на приказы общественного презрения. Вслед за Москвой подобные учреждения стали появляться и в других городах страны. В 1785 году московский работный дом объединили со смирительным домом для буйных ленивцев, а менее чем через 100 лет на его базе возникла тюрьма «Матросская тишина». А в 1836 году на деньги купца Чижова был приобретен дом напротив Юсуповского дворца, в котором открылся «Юсупов Работный дом». Отношение к работным домам менялось то в сторону усиления, то послабления.


Дом трудолюбия в Кронштадте. (wikipedia.com)

Но кардинально поменялось все после открытия в Кронштадте Дома трудолюбия. Подобные заведения значительно отличались от работных домов. Они были формой благотворительности и помощи беднякам, а не наказания. Незащищенным слоям населения предоставляли оплачиваемую работу и еду, к труду их не принуждали и гарантировали свободное проживание, без тюремного режима. Кроме того, в домах трудолюбия дети не просто рутинно выполняли заказы, но и обучались различным ремеслам, чтобы впоследствии трудоустроиться. Дома трудолюбия по сути стали первой формой социального предпринимательства в России. Постепенно употребление словосочетания «работный дом» для описания трудовой благотворительности вышло из обращения.

Workhouses) - приюты для бедняков в Англии 17-19 вв. Впервые появились в 17 в. Широкое развитие получили в силу "Закона о бедных" 1834, упразднившего систему выплаты приходами пособий по бедности. По этому закону 15 тыс. приходов Англии и Уэльса были сгруппированы в неск. сот "союзов", каждый из к-рых был обязан содержать один Р. д. В Р. д. отправлялись бедняки, не имеющие средств к существованию. Условия жизни в них мало отличались от тюремных. Для Р. д. был характерен произвол надзирателей, изнурительный труд бедняков, антисанитарные условия. Система Р. д. сократила расходы имущих классов на оказание помощи пауперам, т. к. добровольно в Р. д. шли лишь беспомощные старики и инвалиды. Остальных бедняков угроза помещения в Р. д. заставляла соглашаться на любые условия работы на фабриках, что позволяло предпринимателям снижать зарплату. Народ, называвший Р. д. "бастилиями для бедных", часто препятствовал их созданию и разрушал уже существовавшие. В связи с развитием социального (в т. ч. пенсионного) обеспечения в Англии в 20 в. система Р. д. изжила себя. В 1909 королев. комиссия рекомендовала ликвидировать Р. д., однако офиц. акта не последовало. Для одиноких инвалидов и престарелых в наст. время в Англии имеются учреждения (Poor Law Institutions), условия жизни в к-рых значительно лучше, чем в старых Р. д. Лит.: Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 512; Мортон А. Л. и Тэйт Дж., История английского рабочего движения (1770-1920), пер. с англ., М., 1959; Webb S. and В., English Poor Law history, L., 1929 (English Local Government, v. 7-9); Hall M. P., The social services of modern England, (3 ed.), L., (1955). К. Н. Татаринова Москва.

Словосочетание «Работный дом» обычно вызывает в нашем сознании страшные картины, навеянные прежде всего произведениями Диккенса.

Но что на самом деле представлял собой этот общественный институт?

Информация, приведенная ниже, целиком взята с авторского сайта Питера Хиггинботама http://www.workhouses.org.uk/ , посвященного истории работных домов в Британии. На сайте огромное количество интереснейших фотографий, представляющих немалую историческую и культурную ценность.

Люди оказывались в работных домах по разным причинам. Обычно это происходило с теми, кто был слишком беден, стар или болен, чтобы самостоятельно поддерживать свое существование. Также это случалось в периоды длительной безработицы. Для незамужних беременных женщин работный дома был зачастую единственным местом, где они могли находиться до и после рождения ребенка. До появления государственных психиатрических лечебниц работные дома принимали психически больных людей, не имеющих средств к существованию.

Строго говоря, работные дома не являлись тюрьмами, и поступление в них являлось для человека в большинстве случаев добровольным, хотя и болезненным решением, так как, помимо прочего, автоматически меняло его юридический статус – до 1918 года проживающие в работных домах не имели право голосовать на выборах.

Униформа.

Изначально предполагалось, что обитатели работных домов будут сами шить одежду и обувь, однако на практике, вследствие отсутствия квалификации у работников, униформа как правило, покупалась. Обычно униформа была изготовлена из грубой материи и акцент делался на прочность и долговечность одежды, нежели на ее комфортность.

Мужская униформа состояла из толстого суконного пиджака, бриджей или брюк, полосатой хлопчатобумажной рубашки, матерчатой фуражки и ботинок.

Женская униформа состояла из верхней накидки, сшитой из грубой ткани, представлявшей собой смесь шелка, мохера и шерсти, ситцевой рубашки, нижней юбки из сермяжной (полушерстяной) ткани, полосатого льняного платья, чепца, шерстяных чулок и тканых тапочек

К 1900 году мужчины в работных домах обычно носили пиджак, брюки и жилет, на смену фуражке пришла шляпа-котелок.

В более позднее время работницы были одеты в бесформенные платья в бело-голубую полоску, длиной по щиколотки, а старые женщины носили капоры, шали и фартуки поверх платья.

Классификация и сегрегация.

С 1834 года обитатели работных домов делились на 7 групп:

Престарелые или немощные мужчины.

Крепкие работоспособные мужчины и мальчики старше 13 лет.

Подростки и дети мужского пола от 7 до 13 лет.

Престарелые или немощные женщины

Крепкие работоспособные женщины и девочки старше 16 лет.

Девочки от 7 до 16 лет.

Дети обоего пола младше 7 лет.

Каждая группа проживала на своей территории. Мужья и жены разделялись сразу же по прибытию в работный дом и подвергались строгим наказаниям даже за попытку просто поговорить друг с другом.Начиная с 1847 года супруги старше 60 лет могли подать прошение о совместном проживании в отдельной комнате. Дети моложе 7 лет могли помещаться в женском отделении и, с 1842 года, их матери допускались к ним «в разумный период времени». Родителям разрешались свидания с детьми «в определенное время каждый день»

Внутри работного дома

Работный дом представлял собою небольшое автономное поселение. Помимо мест общего пользования, таких как столовая и спальные помещения, имелись собственная пекарня, прачечная, швейные и обувные мастерские, огород и сад и даже свинарник для откорма свиней. Также там были школьные классы, ясли, лазарет для больных, часовня и покойницкая.

Попав в работный дом, человек имел в личной собственности только униформу и кровать в большой общей спальне. Кровати были сконструированы в виде деревянной или железной рамы шириной не более 2-х футов (т.е. 60 см). На кровати были положены матрасы, набитые соломой, и покрывала, одеяла и простыни ввели в обиход в 1840-х гг.

Дети часто делили одну кровать, взрослым это было запрещено.

Кроватью для бродяг служили деревянные ящики, более похожие на гробы, или даже приподнятые над полом деревянные платформы. В некоторых местах металлические рельсы служили опорой для низкобортных коек.

Уборной служила обычная выгребная яма. В спальнях обычно стояли горшки, а после 1860 года – земляные клозеты – ящики с сухой почвой, которая впоследствии использовалась как удобрение.

Раз в неделю обитатели работного дома мылись (обычно под наблюдением смотрителя- еще оскорбление достоинства) и мужчины брились.

Подъем 6 утра

Завтрак 6:30-7:00

Начало работы- 7:00

Окончание работы – 18:00

Отбой - 20:00

В зимнее время подъем был в 7 утра.

Через полчаса после сигнала, возвещавшего о побудке, Мастер или Матрона проводили перекличку в каждом отделении работного дома.

Общая молитва ежедневно читалась перед завтраком и после ужина, а церковная служба проводилась по воскресным дням, в Страстную Пятницу и на Рождество.

Правила и Устав

Одним из источников, дающих правильное представление о жизни в работном доме, является свод правил поведения, согласно которому регламентировался порядок. Правила эти вывешивались на всеобщее обозрение и зачитывались вслух, чтобы у неграмотных обитателей работного дома не было оправданий неповиновения этим правилам.

В 1847 году 233 статьи, разработанные Комиссией Закона о бедных, были объединены в Генеральный Свод Правил для работных домов, который действовал на протяжении последующих 60 лет. Так, например, согласно статьям 120 и 121 Правил обитателям работного дома строго запрещалось играть в азартные игры (карты, кости и т.п.), курить в любом помещении и иметь при себе курительные принадлежности, включая спички.

Нарушение дисциплины и наказания

После 1834 года нарушения правил в работных домах делились на 2 категории:

1. незначительные нарушения общественного порядка;

2. злостное неподчинение правилам

За нарушения первого типа полагались, как правило, сравнительно легкие наказания в виде лишения определенных видов еды (чаще всего, сыра и чая), тогда как за второй тип налагалось более серьезное взыскание вплоть до одиночного заключения в некоем подобии карцера.

Книги наказаний работных домов часто регистрируют исключительную строгость наказаний, назначаемых их обитателям.

Проступок

Наказание

Elliott, Benjamin

Пренебрегал работой

Лишить обеда, на ужин ничего кроме хлеба.

Шумел и ругался

24 часа в карцере на хлебе и воде.

Дрался в школе

Лишен сыра на неделю

Greenham, Mary and Payne, Priscella

Ссорились и дрались

Лишить мяса на одну неделю

Разбила окно

Оправлена в тюрьму на 2 месяца.

Пытался сбежать, взобрался на стену

Отказ от работы

В тюрьму на 28 дней.

Отказ от работы

Лишение сыра и чая на ужин, лишение завтрака

Soaper, Elizabeth

Употребляла бранные слова в спальне

Пыталась подбить других на неповиновение. Отказалась работать.

Заключение в тюрьму на 14 дней по решению магистрата

Как и чем питались в работном доме

Питание обитателей работного дома как правило было расписано в мельчайших подробностях.

Например, в работном доме прихода Св. Джона в 1870-х гг каждому взрослому обитателю ежедневно полагалось:

7 унций (около 200 грамм) мяса без костей,
2 унции (56 гр) масла,
4 унции (112 гр) сыра,
1 фунт (453 гр) хлеба,
3 пинты (1,7 л) пива

Дети и старики получали питание с бОльшим содержанием мясных и молочных блюд. С 1856 г. были введены особые диетические столы для детей в возрасте от 2 до 5 лет и от 5 до 7 лет. Особое питание требовалось для больных людей. Таким образом, работные ома имели дело с по меньшей мере семью видами диет, каждая из которых была тщательно рассчитана. В момент своего поступления в работный дом каждый новоприбывший прикреплялся к определенному «столу»

Основным компонентом в питании был хлеб. На завтрак он дополнялся овсяной кашей, сваренной на воде, иногда с добавлением муки. Бульон представлял собой воду, на которой было сварено мясо к обеду, иногда с несколькими луковками и брюквой. Чай – часто без молока- подавался старикам и инвалидам на завтрак. Ужин был повторением завтрака. Обед был наиболее разнообразным, хотя несколько дней в неделю это мог быть просто хлеб с сыром. Другие виды обеда могли включать следующие блюда:

· Рисовый пудинг, редко пудинг с изюмом (подавался преимущественно детям и немощным)

· Мясо и картофель, выращенный, на огороде работного дома; мясо обычно было дешевой говядиной или бараниной, иногда готовили свинину или бекон. С 1883 года в некоторых работных домах раз в неделю стали подавать к обеду рыбу.

· Суп – мясная похлебка с добавлением небольшого количества овощей и заправленная для густоты перловой крупой, рисом или овсянкой

До 1870 гг сахар был редким лакомством в работных домах. Фрукты практически отсутствовали.

Гороховый суп, 1 пинта -

Мясо (рулька или говядина) 3 унции; кости, 1 унция; горох, 2 унции; картофель и другие свежие овощи, 2 унции; сухие травы и специи; мясной бульон.

Перловый суп или мясная похлебка, 1 пинта-

мясо, 3 унции; кости, 1 унция; шотландская перловка, 2 унции; морковь, 1 унция; приправы и мясной бульон.

Похлебка, 1 пинта-

Мясной бульон, 1 пинта; перловка, 2 унции; лук-порей или репчатый, 1 унция; петрушка и приправы.

Рисовый пудинг, 1 фунт-

Рис, 3 унции; почечный жир, ½ унции; сахар ½ унции; обезжиренное (снятое) молоко, ½ пинты; специи и соль.

Мясоикартофельныйпирог-

Мука, 3½ унции; почечный или иной жир, ½ унции; сырое мясо, 3 унции; картофель 7 унций; репчатый лук, приправы и мясной бульон.

Каша-размазня, 1 пинта-

Овсянка, 2 унции; патока, ½ унции; соль и душистый перец, вода.

Овсяная каша, 1 пинта-

Овсянка, 5 унций; вода и приправы. Есть с молоком.

Чай, 10 пинт-

Чай, 1 унция; сахар, 5 унций; молоко, 1 пинта.

В больших работных домах работники обычно обедали, сидя рядами друг за другом, мужчины и женщины отдельно. В столовых находились весы, для того, чтобы взвешивать порции в тех случаях, когда работникам казалось, что их порции меньше стандартных. Как бы то ни было, практика зачастую не следовала теории и качество и количество еды, подаваемой обитателям работных домов, было, как заметил Бакстон, хуже, чем еда осужденных. В 1845 году внимание публики привлек так называемый Андоверский скандал – когда обнаружилось, что в работном доме Андовера работники, занятые измельчением костей животных, были настолько голодны, что соскабливали гниющие остатки мяса с костей и прятали часть своей «добычи», чтобы затем ее съесть.

Были нередкими случаи, когда тот или иной бедолага, покинув работный дом утром, вечером возвращался и требовал принять его обратно. Причиной подобных отлучек часто было заурядное желание выпить. Предпринимались попытки как-то урегулировать процесс: например, удлиняли срок, в который проживающий в доме должен был предупредить о своем уходе, либо не отдавали одежду, которая была собственностью работного дома.

Но, конечно, большинство оставалось в работном доме надолго. В Парламентском отчете от 1861 года говорилось о том, что 20% обитателей работных домов находились там дольше 5 лет. Большинство из них были люди старые либо страдающие различными физическими и психическими недугами в хронической форме.

Медицинское обслуживание в работных домах

Практически во всех работных домах были блоки для больных. В то же время, если не считать одного «офицера санитарной службы» , уход за больными осуществлялся представительницами женского населения работных домов, многие из которых были настолько неграмотны, что не могли прочесть название лекарства на этикетке. До 1863 года в работных домах за пределами Лондона не было ни одной квалифицированной медсестры

В 1860-х гг началось постепенное улучшение медицинского обслуживания в работных домах. Наиболее заметными фигурами были Луиза Твайнинг (Louisa Twining), Флоренс Найтингейл (Florence Nightingale), и медицинский журнал Ланцет (The Lance)t . В 1865, The Lancet начал публиковать серьезный отчет об условиях, в которых находились больные в работных домах. Описание дома Св. Георгия –Мученика (St George the Martyr) в Саутварке являлось типичным для того времени:

В результате правительство было вынуждено в 1867 г принять закон под названием Акт о городской бедноте, в котором было требование располагать в работных домах больничные блоки отдельно от мест проживания.

Еще одной серьезной проблемой для работных домов было пребывание в них венерических больных. Этих больных, как правило, не принимали в благотворительные больницы. Многие работные дома имели специальные «заразные палаты» для содержания таких пациентов.

Смерть в работном доме.

Если обитатель работного дома умирал, о его смерти сообщалось семье (если таковая имелась) и родственники при желании могли сами организовать похороны.

Если этого не случалось, организацию похорон брали на себя служители работного дома и умершего хоронили на кладбище, принадлежащем приходу, на земле которого находился данный работный дом. Немногие работные дома имели свои собственные кладбища. Погребение производилось в самом дешевом гробу в безымянной могиле, в которую могли при необходимости опустить еще несколько гробов. Поскольку в работные дома также принимались на временное поселение (до 2-х дней) бродяги, то, в случае смерти таких «временных» жильцов, по специальному закону от 1832 г., их тела, невостребованные родственниками в течение 48 часов, могли быть отданы для медицинских нужд. Как бы то ни было, все смерти обязательно регистрировались. В некоторых местах работные дома имели специальные гробы для транспортировки тел на кладбище (где их хоронили без гроба) Такой гроб имел отверстие в крышке, куда вставлялся специальный флажок, предупреждающий о наличии внутри тела.


циального образования стало одним из ведущих принципов развития системы профессионального образования и в России, и во Франции, однако в данном вопросе Россия значительно уступала Франции. Правительство Третьей республики в 1882 г. ввело во Франции обязательное начальное обучение (закон Жюля Ферри) . В России передовые деятели просвещения, начиная с середины 1860-х гг., не раз поднимали вопрос о введении всеобщего начального обучения, но он так и не был решён. В результате грамотными в 1897 г. были 85% французов и 21,1% русских . «Без этого необходимого фундамента, - писал известный педагог Н.Ф. Бунаков, - сколько бы мы ни устраивали профессиональных школ, технических, сельскохозяйственных, ремесленных и проч., у нас всё-таки будут только плохие техники, ремесленники, земледельцы, способные лишь к чёрной ломовой работе по преданиям старины, но не способные вести дело вперёд, совершенствовать, согласовывать с требованиями времени и современного культурного общества» .

Крайний недостаток подготовленных специалистов и низкая профессиональная квалификация многих руководителей производства сдерживали промышленное развитие страны. По данным за 1885 г. в механическом производстве, объединявшем более 10700 фабрик и заводов с количеством рабочих 474,7 тысячи человек, работало 11472 заведующих производством, из них иностранных специалистов - 920 (8%). Имели техническое образование: русские подданные - 4%, иностранцы - 28% . Таким же было положение и в других отраслях промышленности. Низкий образовательный уровень населения страны влиял и на структуру профессиональных учебных заведений. Так, по состоянию на 1 января 1910 г. из 3036 профессионально-технических учебных заведений средних было 355, низших -2661 (почти 88%) .

Предел российско-французского сближения обозначили раз-

личные подходы к вопросу о профессионализации общеобразовательной школы. В России попытки включения элементов профессионализации в начальную школу были отвергнуты Всероссийским съездом по народному образованию в 1913 г. Во Франции, напротив, эта идея нашла широкую поддержку. Автор «Педагогического словаря» Ф. Бюиссон утверждал, что «наилучшая школа ремесленного обучения - это высшая начальная школа, где ремесленное обучение находится в рамках общего образования» . Эта педагогическая идея и была положена в основу создания системы профессионального обучения и предопределила последующие отличия «французской модели» от российской.

Литература

1. ВессельН.Х. Профессиональное образование. - М., 1895.

2. История профессионального образования в России. - М., 2003.

3. Кузьмин Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. - Челябинск, 1971.

4. Народная энциклопедия научных и прикладных знаний, т. Х. Народное образование в России. - М., 1912.

5. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР: конец XIX - начало ХХ в. - М., 1991.

6. Проект общего нормального плана промышленного образования в России. Сборник материалов по техническому и профессиональному образованию. Вып. II. - СПб., 1895.

7. Техническое образование. - 1907. - № 4.

8. Техническое и коммерческое образование. - СПб., 1912. -№ 2; № 6.

9. Ушинский К.Д. Собр. соч.: (в 6-ти т.). - М., 1988.

10. Bodé G. СЬгопо1(^1е de l"enseignement technique.

11. Brucy G. Histoire des diplômes de l"enseignement technique et professionnel (1880-1965). - Paris, 1997.

УДК 94 (420) ББК Т3 (0) 5

РАБОТНЫЕ ДОМА В ИСТОРИИ АНГЛИЙСКОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Ю.Е. Барлова, кандидат исторических наук, докторант, доцент кафедры всеобщей истории ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, [email protected]

В статье анализируется история, эволюция и динамика развития института работных домов как исторического феномена и неотъемлемого компонента социальной политики. Актуальность изучения этого спектра вопросов автор связывает с остротой и болезненностью проблем бедности, безработицы и исключения из общественной жизни. Автор прослеживает историю работных домов в Англии с XIV столетия вплоть до начала XX в., когда «эра работных домов» подошла к своему логическому концу. В статье предпринята попытка объяснить изменения в целях, природе и механизмах функционирования этих учреждений в раннее новое и новое время, связав их с динамикой политического и социокультурного климата в стране.

Ключевые слова: Англия, история, социальная политика, бедность, работный дом, пауперы, реформа 1834 года.

WORKHOUSES IN THE HISTORY OF ENGLISH SOCIAL POLICY

The article examines the history, evolution and development of a workhouse as a historical phenomenon and an institution of British social policy. The author traces its history from the 14th century and up to the beginning of the 20th century, when the "era of the workhouses" came to its end, she raises and analyses questions concerning, primarily, the alteration in the aims, nature and the mechanisms of functioning of the British workhouses throughout the Early Modern and Modern era, reflecting on how this alteration depended on the dynamics and fluctuations of social, political and cultural climate and discourse. The author emphasizes the importance of this problem for modern Russia, where poverty, unemployment and exclusion from social life are becoming topical and sensitive issues.

Keywords: England, history, social policy, poverty, workhouse, paupers, 1834 reform.

История социальной политики - относительно новое исследо- вопиющих нарушениях прав человека в мировой истории . В Рос-св с

вательское поле в отечественной историографии. В большинстве словарей эпохи социализма отсутствовало само понятие социальной политики, вместо которого употреблялись термины «социальное законодательство» или «социальная борьба». Сегодня под социальной политикой понимают систему мер, направленных, прежде всего, на поддержание доходов и уровня жизни населения, обеспечение занятости, помощь бедным и неимущим слоям - иными словами, на решение вопросов, крайне актуальных для современной России. Великобритания является страной, где история социальной политики была полна смелых решений, удачных и провальных экспериментов, драматических поворотов. Многие английские законы о социальной поддержке, как и институты помощи бедным, в разное время зародившиеся в Англии, становились примерами для других европейских государств. Среди таких институтов - работные дома, которые сами британцы считают пятном на своей исторической репутации и причисляют к т.н. «музеям совести» - то есть местам, напоминающим о

сии работные дома вообще не становились объектом отдельного исследования (за исключением, пожалуй, ряда публикаций о знаменитом Московском работном доме конца XIX - начала ХХ вв.) и известны широкой аудитории в первую очередь как цитадели жестокости и бесчеловечности, мрачная картина которых нарисована в знаменитом романе Чарльза Диккенса «Оливер Твист».

Между тем история этого «британского изобретения» не столь однозначна, ее хронологические рамки не ограничиваются XIX веком, закрепившим за работным домом репутацию тюрьмы, и изначально внедрение работных домов в систему мер по борьбе с нищетой и безработицей среди трудоспособного населения не ставило карательных целей. Можно сказать, что предпосылки появления работных домов в Британии были заложены в 1564 г., когда приходские чиновники получили право учреждать места, «удобные для размещения и пребывания трудоспособных нищих». Знаменитый «Елизаветинский закон о бедных» 1601 г. разрешал помогать людям без собственности,

профессии и средств к существованию, если те отработают получаемую помощь на благо прихода . В течение XVII столетия, таким образом, постепенно оформлялся новый для Британии вид учреждений, отличавшихся и от «домов призрения», куда помещались старики, больные, немощные, и от «домов исправления» - своеобразных тюрем для нищих и бродяг. Часто работные дома XVII века имели форму «рассеянных мануфактур», когда нищие трудились на дому под контролем местных купцов. Но позже в отдельных местностях Англии и Уэльса стали строить специальные здания, в которых хранились материальные запасы прихода и работали пауперы. Первые работные дома такого типа были основаны в Абингтоне в 1631 г. и Эксетере в 1652 г.

Большие надежды на работные дома возлагал Вильгельм III Оранский, осуществивший Славную революцию. «Работные дома, - говорил он в парламенте в 1698 г., - под добродетельным и должным руководством, решат все вопросы милосердия в отношении бедных - как их душ, так и их тел. Они могут стать питомником для взращивания религиозности, добродетели и трудолюбия» . В 1696-1697 гг. бристольский предприниматель Джон Кэрей учредил небезызвестную «Бристольскую Корпорацию бедных», где можно было получить и отработать денежную помощь. Своими целями Кэрей провозглашал «выравнивание налогов на бедных в пределах городского округа, борьбу с ленью и вовлечение нищих обоих полов и всех возрастов в работу». После нескольких лет функционирования работного дома Кэрей представил парламенту письменный отчет, в котором говорилось, что «на улицах теперь не видно ни одного попрошайки или бродяги, а помощь нищим оказывается в нужном месте и в должном объеме» . Пример Кэрея вдохновил многих состоятельных англичан, задумавших использовать труд пауперов с выгодой для себя. В конце XVII века в парламент посыпались предложения о создании акционерных обществ, организующих работу нищих с целью получения прибыли. Однако труд пауперов не был настолько доходен, чтобы покрывать расходы предпринимателя.

В течение XVIII в., по словам исследователя В. Куирка, работные дома «входили и выходили из моды во многих графствах - в зависимости от смены материальных обстоятельств в приходе или администрации» . Зачастую работный дом того времени выглядел как пространство для обитания под одной крышей больных, стариков, беспризорников, которые жили вместе и периодически «принуждались к работе» - настолько периодически, что работные дома XVIII века иронически именовали «дворцами для пауперов».

В конце XVIII столетия в Англии развернулись довольно масштабные публичные дебаты о бедности как общественной проблеме, обострившейся под влиянием целого комплекса экономических и политических факторов, не последнее место в котором занимали промышленная революция и радикализация политического климата под влиянием революции во Франции. На одном полюсе этих дебатов располагались те, кто смотрел на проблему нищеты с общефилософских, гуманистических позиций. Представитель Просвещения У. Годвин, врач Ч. Холл, публицист У. Хэззлитт писали, что бедняки, пожилые, необразованные - то есть те, кому нужна помощь, - заслуживают ее хотя бы потому, что не виноваты в своей плачевной участи. На другом полюсе находились те, кто проповедовал принцип «личной обусловленности» бедности (люди сами виноваты в своей нищете). Дж. Тауншенд, Т. Мальтус, И. Бентам и их последователи призывали государственных деятелей перестать помогать бедным и либо ориентировать последних на самопомощь, либо использовать их как потенциальный производственный ресурс. Вторая точка зрения победила. В 1834 г. в Англии была проведена реформа законодательства о бедных, отменившая все дотации в пользу неимущих. Около 15 000 английских и уэльских приходов были реорганизованы в Союзы по законодательству о бедных (Poor Law Unions), и каждый такой союз в обязательном порядке организовывал собственный работный дом. «Новая система» вполне гармонировала с нормами и ценностями протестантизма, не считавшего бедность неизбежной, бедных - жертвами ситуации, а помощь им - христианским долгом. Акт 1834 г. основывался на посылке, что бедные несут ответственность за свое положение, которое они, если захотят, могут изменить.

Принципы, на которых должна была основываться деятельность самих работных домов, тоже были в известном смысле унифицированы. Так, например, еще в 1828 г. начальник работного дома в Саутвел-

ле, преподобный Дж. Т. Бехер, написал «образцовый» труд "Система борьбы с пауперизмом", на который потом, переиздав книгу в 1834 году, предлагали равняться остальным работным домам. В этой работе просто и доступно объяснялся главный принцип, на котором базировалось «новое законодательство о бедных». «Преимущества, обеспечиваемые работным домом, - писал Бехер, - заключаются не в том, что он позволяет содержать бедняков, а в том, что он помогает предотвращать их попадание туда, заставляя низший класс почувствовать, как постыдно и унизительно быть принудительно вырванным из прихода. Когда бедняки прихода выражают недовольство, мы предлагаем им отправиться в работный дом, и после этого жалобы стихают...» . Иными словами, пребывание нищих в работном доме следовало сделать как можно более отталкивающим.

В конце 1830-х гг. в Англии были возведены сотни новых зданий работных домов. Если изначальный, идущий из XVII века замысел предполагал «закрытие» лишь трудоспособных взрослых пауперов как «уклонявшихся от работы тунеядцев», то с 1834 года в число обитателей работных домов стали попадать старики, инвалиды, сироты, незамужние матери, душевнобольные. Каждая категория проживала в отдельном отгороженном помещении. Общей была лишь столовая, хотя в ряде работных домов и там ставились специальные перегородки, отделявшие мужчин от женщин. Если, таким образом, в работный дом попадала семья, то ее члены сразу же намеренно отделялись друг от друга. Исключение делалось лишь для матерей с детьми: с 1842 года им разрешались свидания «по разумным поводам» - раз в неделю в течение часа (как правило, вечером в воскресенье).

Следующим намеренным принципом жизни работного дома было скудное и однообразное меню. Вот что вспоминает бывший надзиратель одного из работных домов юга Англии: «Завтрак и чай были неважными. Работников кормили хлебом с маргарином, а еще их поили чаем - вот и вся еда... На обед давали мясо, ... еще я помню капусту. Ее бросали в большие котлы часов в десять утра, . и она напоминала намокшую бумагу. Вечерняя еда была всегда одинаковой - хлеб с маргарином и чай.» . Самый известный скандал, связанный с отвратительным питанием в работных домах, разгорелся в 1848 г. в Андовере, где проверяющие застали группу пауперов за дракой из-за остатков гнилого мяса, оставшегося на костях, на перемолке которых они работали.

Спали пауперы «одной категории» в общих многолюдных спальнях, где, как отмечали публицисты XIX в., «10 детей спали в одной кровати, живой человек делил кровать с трупом, если возникала задержка с захоронением, а больные и немощные лежали в собственных экскрементах» . Купание в большинстве работных домов предполагалось раз в неделю, а медицинская помощь осуществлялась врачом, которому помогали обитатели работного дома за вознаграждение в виде пинты пива или пары стаканов джина.

Режим дня, часы для работы и отдыха, правила поведения в работных домах были прописаны в специальных «правилах и наказаниях», крупно напечатанных и вывешенных на всеобщее обозрение; для неграмотных правила зачитывались вслух каждую неделю. Такие листы с правилами - довольно доступный для исследователя источник, их можно встретить в исторических музеях городов и даже вывешенными в пабах. В целом они были похожи. Подъем предусматривался в 6 утра «в летнюю половину года» и в 7 утра «в зимнюю половину». Начало работы - сразу же после подъема, продолжительность - 12 часов. Летом отбой в 8 вечера, зимой - в 7 вечера. Перерывы: полчаса на завтрак, час на обед и полчаса на ужин . Нарушения распорядка были разграничены на «недисциплинированное поведение» (disorderly conduct) и «непокорное поведение» (refractory conduct). Первое могло наказываться лишением «излишеств в еде» - таких как сыр или чай, второе наказывалось более строго - вплоть до тюремного заключения. К недисциплинированному поведению относились нарушение тишины, ненормативная лексика, «отказ от работы, притворившись больным», азартные игры. К непокорному поведению относились пьянство, подстрекание к мятежам в устной или письменной форме, оскорбление надзирателя, драки, нанесение ущерба имуществу работного дома. В специальных «книгах проступков пауперов» (Pauper Offence books) можно обнаружить примеры таких «преступлений и наказаний». Например, в работном доме Биминстера в графстве Дорсет Джон Эплин был заперт на хлебе и воде в карцере на 24 часа за то, что плохо вел себя во время молитвы, две девушки за драку между собой

были лишены мяса на месяц, а Исаак Хартлетт, разбивший окно, отправлен в тюрьму на 2 месяца .

Но был ли работный дом XIX века тождественен тюрьме? Вопреки расхожему мнению, этого утверждать нельзя. Так, правила позволяли нищему покидать работный дом, как только в округе появлялись рабочие места. Были люди, которых называли «туда-сюдашники» (ins and outs), они часто приходили на короткий срок, пользуясь работным домом как временным бесплатным пристанищем, хоть и со спартанскими условиями. «Не получилось» осуществить и замысел, по которому работный дом должен был стать единственным выходом для взрослого трудоспособного паупера. Законодатели так и не смогли побороть случаи «открытого призрения» в отдельных приходах, т.е. помощи трудоспособным нищим в том или ином виде: едой, одеждой и пр. Отчасти это было связано с нараставшей в обществе антипатией в отношении новой системы работных домов. Иногда эта антипатия проявлялась в форме саботажа выборов или назначения должностных лиц работных домов, иногда - в массовых выступлениях толпы (например, в 1842 г. в Стокпорте люди штурмовали стены работного дома извне, крича, что они штурмуют Бастилию), иногда - в отдельных криминальных инцидентах (например, через несколько недель после открытия работного дома в Абингтоне произошло дерзкое покушение на жизнь его начальника, м-ра Эллиса).

В 50-60 х гг. XIX в. Англия буквально взорвалась от критики условий содержания пауперов в работных домах. Писатели, политики, врачи, религиозные деятели на страницах периодических журналов публиковали заметки, очерки и памфлеты, которые в общей массе, по словам немецкого исследователя Э. Мюнстерберга, «создали такую репутацию английскому работному дому, что человек, которому предлагали туда поступить, совершенно отказывался от помощи, не желая получить ее ценою собственной свободы» . Изменения в общественном настрое способствовали тому, что к концу XIX столетия условия в работных домах заметно улучшились. Была централизована и усовершенствована система медицинского обслуживания, улучшилось меню, нищим стали доступны «маленькие удовольствия» - книги, газеты и пр. Дети постепенно переводились в специальные школы или детские дома в сельской местности - т.н. «cottage homes». Определенную роль в реформировании системы сыграл и политический фактор - деятельность либеральных кабинетов Кэмпбелл-Баннермана и Ллойд Джорджа была отмечена резким изменением курса социальной политики. В 1913 г. исчезло название - работные дома были переименованы в «учреждения по законодательству о бедных» (Poor Law institutions), а с 1930 г. уцелевшие после Первой мировой войны работные дома были переданы местным (муниципальным)

властям. Некоторые здания были проданы или разрушены, а некоторые были реорганизованы под дома престарелых, больницы и хосписы. По сути, это ознаменовало собой конец эры работных домов.

Британский историк Дж. Брэдли справедливо заметил, что «в Англии ситуация с работными домами была своеобразным барометром, отражавшим изменения и колебания в социальном и культурном климате. Появление работных домов в XVII в. отражало резко негативное отношение к бродягам и нищим... Более терпимое - или, по крайней мере, более безразличное - XVIII столетие оказалось более щедрым и менее карательным в оказании социальной помощи. Более взвешенная Викторианская эпоха возродила суровый, напоминающий тюрьму, работный дом - «работный дом Диккенса». Наконец, бурный рост благотворительных организаций, внимание к «открытому призрению» и упразднение работных домов - это черты ХХ века» .

Так или иначе, исследование этапов истории работных домов как института британской социальной политики позволяет обогатить историческим ракурсом современную дискуссию о социальном обеспечении и социальном неравенстве, поднимая важные вопросы о современных проблемах бедности, включая безработицу, бездомность и исключение из общественной жизни.

Литература

1. Международная коалиция мемориальных музеев совести (электронный ресурс). - http://www.sitesofconscience.org/sites-ru/ru/-consulted 20/06/08.

2. Мюнстерберг Э. Призрение бедных. Руководство к практической деятельности в области попечения о бедных (пер. с нем.). - СПб., 1900.

3. Bradley J. Moscow Workhouse and Urban Welfare reform in Russia // Russian review, vol. 41. - № 4 (October 1982).

4. Eden FM. The State of the Poor. L., G. Rutlege ans Sons Ltd., 1928.

5. HigginbothamP. The Workhouse. - 2005. - (электронный ресурс) - http://www.workhouses.org.uk/-consulted 21/07/08.

6. Nicholls G. A History of the English Poor Law. - in 3 vols. - Vol I, L., 1898.

7. Quirk V. Lessons from the English Poor Laws. Refereed paper presented to the Australian Political Studies Association Conference, University ofNewcastle, 25-27 September 2006.

8. Slack P. Poverty and Policy in Tudor and Stuart England. - L., 1993.

9. TwiningL. Workhouses and Pauperism. - L., Methen, 1898.

УДК 94 ББК 66.2 (7)

ФОРМИРУЮЩИЕ БЛИЖНЕВОСТОЧНУЮ ПОЛИТИКУ США ФАКТОРЫ (ТРЕТЬЯ ЧЕТВЕРТЬ XX В.) К.А. Белоусова, кандидат исторических наук, доцент кафедры новой и новейшей истории МПГУ, [email protected]

Ближневосточная политика США является одним из основных направлений современной американской стратегии. Факторы, влияющие на политику США в этом регионе в современный период, мало отличаются от формировавших политику в третьей четверти XX в.

Ключевые слова: политика США на Ближнем Востоке, арабские страны, Израиль.

THE MAIN TRENDS OF US POLICY IN THE MIDDLE EAST (THE THIRD QUARTER OF THE XX CENTURY)

The Middle Eastern policy of the United State is one of the main trends of the modern American strategy. Factors influenced the US police in this region nowadays differs very little from one that formed their policy in 1945-1975.

Keywords: US Policy in the Middle East, Arab countries, Israel.

Факторы, которые влияли на ближневосточную политику США в третьей четверти XX в., не особенно сильно отличаются от тех, которые формируют политику США в наши дни. Поэтому исследование этого вопроса является безусловно актуальным. Ближневосточный регион приобретает все большее значение в современном мире. В последние десятилетия стала резко возрастать его экономическая и политическая роль в мировом сообществе, геополитическое значение. Важным моментом также является объединяющая и концентрирующая сила ислама - основной религии народов Ближнего Востока. Среди причин неослабевающего внимания США к этому региону необходимо назвать следующие: недавняя война; постоянная угроза исламского фундаментализма; сохраняющаяся важность района как нефтеносного; неослабевающее напряжение между Израилем

и арабами; международный терроризм; высокая вероятность конфликтов и их интернационализация.

Основополагающим фактором, который формировал внешнюю политику США, в частности, на Ближнем Востоке, являлся антагонизм между капитализмом и социализмом. Это противоречие лежало в материальных структурах и процессах, и, следовательно, имело свое проявление в надстроечных областях, в том числе в политике, где его видно лучше всего. Это, пожалуй, единственный фактор, который перестал существовать в «чистом виде» в наши дни, однако с исчезновением биполярного антагонизма желание США укрепиться в районе Ближнего Востока не уменьшилось. На современном языке это материальное обоснование называется «гонкой культур». Надо отметить, что и Советский Союз пытался утвердить свое положение на Ближнем Вос-