Проверочные и контрольные работы по географии. Проверочные и контрольные работы по географии Проверочная работа 1 по географии

Данная входная контрольная работа по географии предназначена для учащихся 9 класса общеобразовательного профиля. Контрольная работа рассчитана на 1 урок (40-45 минут).

Критерии оценивания

Каждый правильный ответ Части I оценивается одним баллом.

Каждый правильный ответ Части II оценивается двумя баллами. Если дана половина или большая часть правильных ответов на поставленный вопрос, то они оцениваются 1 баллом.

Максимальное количество баллов за выполнение работы- 33.

1-11 баллов- «2»;

12-19 баллов- «3»;

20-25- «4»;

26-33- «5»

1 ВАРИАНТ

ЧАСТЬ I.

1.Какое количество стран граничит с Россией по суше?

А)12; Б)14; В)16; Г)17

2.Какими морями омывается Россия на севере:

А)Красным и Средиземным;

Б)Карским и морем Лаптевых;

В)Балтийским и Черным;

Г)Охотским и Японским

3.В 1937-1938 годах был осуществлен дрейф станции «Северный полюс» на льдине. Руководил дрейфом…

А)С.В.Обручев;

Б)О.Ю.Шмидт;

В)И.Д.Папанин;

Г)Л.С.Берг

4.Назовите горы, которые находятся между Черным и Каспийским морями:

А)Тянь-Шань;

Б)Кавказ;

В)Саяны;

Г)Уральские

5. На каких тектонических структурах расположены самые обширные равнины России?

А) на платформах

В) в срединных массивах

Г) на щитах

6.Полюс холода северного полушария находится:

А)в Якутии;

Б)на Северном полюсе;

В)на острове Северная Земля;

Г)на островах Новая Земля

7. Назвать тип климата характерный для Западной Сибири:

А) Континентальный

Б) Муссонный

В) Резко континентальный

Г)Умеренно-континентальный

8.Отношение падения реки к ее длине называется:

А)Уклоном;

Б)Падением;

В)Режимом;

Г)Паводком

9.Какое питание имеют большинство рек в РФ:

А)Дождевое;

Б)Снеговое;

В)Смешанное;

Г)Ледниковое

10.Какой из представителей растительности не относится к сообществу тундры:

А)Мох;

Б)Лишайник;

В)Ковыль;

Г)Клюква

11. Самые распространенные на территории России деревья?

А)Сосна

Б)Дуб

В)Осина

Г)Лиственница

12.В каком районе России наиболее плодородные почвы?

А)Прикаспийская низменность

Г)Валдайская возвышенность

13.В Западной Сибири имеются запасы:

А)Цветных металлов;

Б)Нефти, газа угля;

В)Угля, меди, газа;

Г)Калийных солей и фосфоритов

14.На территории Русской равнины не расположены:

А)Река Алдан;

Б)Прикаспийская низменность;

В)Река Северная Двина;

Г)Оз. Ильмень

15.Река Волга берет начало на:

А)Приволжской возвышенности

Б)Тиманском кряже

В)Валдайской возвышенности

Г)Среднерусской возвышенности

16.В области какой складчатости сформировались Уральские горы?

А)Байкальской

Б)Кайнозойской

В)Каледонской

Г)Герцинской

17.На какой из перечисленных природных территорий расположены действующие вулканы?

А)Остров Врангеля

Б)Курильские острова

В)Приморье

Г)Чукотский полуостров

ЧАСТЬ II.

1.Если в Москве (2 ч.п.) 16 часов, то в Красноярске (6 ч.п.) …

А)8; Б)16; В)20; Г)12

2.Расставьте почвы России по мере уменьшения мощности гумусового горизонта, начиная с наибольшего;

А) Дерново-подзолистые

Б) Черноземы

В) Подзолистые

Г) Тундрово-глеевые

3. Для юга Дальнего Востока характерен ……… климат с осадками, основная масса которых выпадает……..

1.Умеренный А) Весной

2.Умеренно-континентальный Б) Летом

3.Субтропический В) Осенью

4.Муссонный Г) Зимой

4.Установить соответствие:

Природный район Номенклатура

1.Русская равнина А) г. Народная

2.Западная Сибирь Б)Северные Увалы

3.Горы Южной Сибири В)Кузнецкий Алатау

4.Урал Г)Сибирские Увалы

5.Выберите правильную характеристику коэффициента увлажнения, если испаряемость в данной местности 650 мм, а годовое количество осадков 560 мм:

А) К >1 увлажнение достаточное; Б) К <1 увлажнение недостаточное;

В) К > 1 увлажнение недостаточное; Г) К >1 увлажнение избыточное

6.Определите государства, имеющие сухопутную границу с Россией:

А)Норвегия

Б)Казахстан

В)Армения

Г)Китай

Д) Молдавия

Е)Туркмения

7.Установить соответствие:

Республики Столицы

1.Карелия А)Петрозаводск

2.Коми Б)Магас

3.Ингушетия В)Нальчик

Г)Сыктывкар

А)Река Нижняя…….

Б)……Увалы

В)Среднесибирское ….

Г)Валдайская …

2 ВАРИАНТ

ЧАСТЬ I.

1) Какова площадь России?

А) 14,7 млн.кв.км;

Б) 16.7 млн.кв.км;

В) 17.1 млн.кв.км;

Г) 18.6 млн.кв.км.

2.Какое из морей не относится к бассейну Атлантического океана?

А) Азовское; Б) Баренцево; В) Черное; Г)Балтийское

3.Приморье и Приамурье исследовал:

А)А.И.Крузенштерн;

Б)Е.Хабаров;

В)Ф.Ф.Беллинсгаузен;

Г)С.Дежнев

4.Вершиной каких гор является г. Белуха:

А)Уральских;

Б)Саян;

В)Алтая;

Г)Кавказа

5. На каких тектонических структурах расположены самые высокие горы России?

А) на платформах

Б) в подвижных складчатых поясах

В) в срединных массивах

Г) на щитах

6.Количество солнечной радиации на территории России в направлении с севера на юг:

А)Уменьшается;

Б)Увеличивается;

В)Не изменяется

7. Какой тип климата характерен для Восточной Сибири:

А) Континентальный

Б) Муссонный

В) Резко континентальный

Г)Умеренно-континентальный

8.Превышение истока реки над устьем- это:

А)Половодье

Б)Падение реки

В)Уклон реки

Г)Режим реки

9.Для какой из названных рек характерно летнее половодье:

А)Волга Б)Амур

В)Терек Г)Печора

10.Какой из представителей животного мира не относится к сообществу степи:

А)Суслик Б)Хомяк

В)Тушканчик Г)Олень

11.Какое из деревьев является символом России?

А)Сосна Б)Береза

В)Осина Г)Лиственница

12.В каких районах России преобладают тундрово-глеевые почвы?

А)Полуостров Таймыр Б)Тиманский кряж

В)Остров Сахалин Г)Северные Увалы

13.В каком природном районе нашей страны сосредоточены основные запасы алмазов:

А)На Русской равнине;

Б) В горах Южной Сибири;

В)В Восточной Сибири;

Г) На Дальнем Востоке

14.В горах Южной Сибири не расположены:

А)Яблоновый хребет;

Б)Алданское нагорье;

В)Становой хребет;

Г)Хребет Черского

15.В каком районе России наиболее бедные почвы?

А)Прикаспийская низменность

Б)Среднерусская возвышенность

В)Ставропольская возвышенность

Г)Валдайская возвышенность

16.В области какой складчатости сформировались горы Кавказа?

А)Байкальской Б)Кайнозойской

В)Каледонской Г)Герцинской

17. На какой из перечисленных природных территорий расположены горячие источники?

А)Приморье Б)Приамурье

В)Камчатка Г)Чукотка

ЧАСТЬ II.

1.Если в Москве (2 ч.п.) 8 часов, то в Магадане (10 ч.п.) …

А)7; Б)11; В)16; Г)21

2.Расставьте почвы России по мере увеличения мощности гумусового горизонта, начиная с наименьшего;

А) Дерново-подзолистые Б) Черноземы

В) Подзолистые Г) Тундрово-глеевые

3. Для природного района Восточной Сибири характерен абсолютный минимум температур, особенно проявляющийся………, и сложился тип климата ………

1.Умеренный А) Весной

2.Умеренно-континентальный Б)Летом

3.Субтропический В)Осенью

4.Резко-континентальный Г)Зимой

4.Установить соответствие:

Природный район Номенклатура

1.Кавказ А)Амур;

2.Восточная Сибирь Б)Лена;

3.Дальний Восток В)Сев. Двина;

4.Русская равнина Г)Кубань

5.Выберите правильную характеристику коэффициента увлажнения, если испаряемость в данной местности 375 мм, а годовое количество осадков 460 мм:

А) К >1 увлажнение достаточное;

Б) К <1 увлажнение недостаточное;

В) К > 1 увлажнение недостаточное;

Г) К >1 увлажнение избыточное

6.Назовите столицы государств, граничащих с Россией:

А)Ереван Д) Ашхабад

Б)Киев Е)Кишинев

В)Минск

Г)Тбилиси

7.Установить соответствие:

Республика Столица

1.Бурятия А)Улан-Уде

2.Марий-Эл Б)Чебоксары

3.Чувашия В)Саранск

Г)Йошкар-Ола

8.Продолжите географические названия:

А)Река Подкаменная……. Б)……Увалы

В)Среднерусская …. Г)Прикаспийская …

Ключ ответов

№ задания

1 вариант

2 вариант

ЧАСТЬ I .

ЧАСТЬ II .

Тунгуска

Северные (Сибирские)

Плоскогорье

Возвышенность

Тунгуска

Северные (Сибирские)

Возвышенность

Низменность

Контрольные и проверочные работы за курс 6 класса «Начальный курс физической географии»

Составитель: Фризен Ольга Сергеевна

Учитель географии Республика Казахстан Карагандинская область город Шахтинск, общеобразовательная школа №8

Описание : Материал предназначен для учителей. Цель - проведение текущего и итогового контроля на уроках географии. Задания, представленные в материале различные по типу: тестовые задания, дифференцированные задания, географический диктант, топографический диктант, задания по группам и т.д. Учащимся предлагается выполнить задания самостоятельно, а именно это оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Для повышения качества обучения особое значение имеет развитие познавательного энтузиазма школьников, интереса к предмету. Учащиеся должны понимать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Более того, современные школьники вправе желать, чтобы учебная деятельность была интересной, давала удовлетворение. А данный материал является интересным, разнообразным и является хорошим помощником учителю при подготовке к уроку.

Введение

Путешествия и географические открытия.

I уровень

1. Что такое география в переводе с греческого языка? Кто дал название этой науке?

2. Что изготовил в 1492 году М. Бехайм?

3. Какие доказательства шарообразности Земли вы знаете?

II уровень

1. Установите соответствие между фамилией путешественника и сделанным им открытием. Например, 1-Д.

Географический диктант

1. Назовите отрасли современной географии.

2. Древнегреческий ученый, создавший труд о земле «География».

4. Укажите границы эпохи Великих географических открытий.

6. Первооткрыватель Америки.

7. Кто доказал, что Земля имеет шарообразную форму?

Тестовые задания.

Вариант 1

1. Первые точные измерения размеров Земли осуществил:

А) Аристотель

Б) Эратосфен

В) Птолемей

Г) Кратес

2.Первый глобус изготовил:

А) Бехайм

Б) Эратосфен

В) Кратес

3. Первым европейцем, достигшим Китая, был:

А) М. Поло

Б) А. Никитин

В) Х. Колумб

Г) Ф. Магеллан

4.Первое кругосветное плавание совершил:

А) Н. М. Пржевальский

Б) Дж. Кук

В) В. да Гама

Г) Ф. Магеллан

5. Антарктиду открыли мореплаватели:

А) России

Б) Голландии

В) Португалии

Г) Испании

6. В честь Х. Колумба назван:

А) материк Б) страна В) океан Г) море

7. Термин «география» принадлежит греческому ученому:

А) Геродоту

Б) Гомеру

В) Эратосфену

Г) Аристотелю

8. Название науки «география» было дано:

А) 5000 лет назад

Б) во II в. до н.э.

В) в III в. до н.э.

Г) 1000 лет назад

9. «География» в переводе:

А) измерение Земли

Б) изучение Земли

В) описание Земли

Г) исследование Земли

10. Какой океан впервые открыли для европейцев Фернан Магеллан и его спутники?

А) Индийский

В) Северный Ледовитый

Г) Атлантический

Вариант 2

1. «География» означает:

А) изучение Земли

Б) описание Земли

В) исследование Земли

2. Сколько отраслей выделяют в современной географии?

3. Сколько периодов накапливания географических знаний существует?

3. Определите правильно временные рамки «Эпохи Великих географических открытий»

А) кон. XV- серед. XVII в.в.

Б) серед. XV- кон. XVIIв.в.

В) кон. XVI- серед. XVIIIв.в.

Г) кон. XVIII- серед. XXв.в.

А) Птолемей

Б) Эратосфен

В) Бехайм

В) Колумб

5. Чья экспедиция в 1519 -1522 г.г. совершила первое кругосветное плавание?

А) Х. Колумба

Б) Ф. Магеллана

В) Васко да Гама

Г) А. Веспуччи

6. Открытие части света Америки началось с экспедиции …..

А) Х. Колумба

Б) Ф. Магеллана

В) Васко да Гама

Г) А. Вепуччи

7. Первый казахский учёный - географ?

Б) Птолемей

В) Х. Колумб

Г) Ш. Уалиханов

8. Когда начались исследования Антарктиды?

Б) в XVIII в.

9. Кого называют «отцом географии»?

А) Птолемей

Б) Бехайм

В) Эратосфен

А) Птолемей

Б) Бехайм

В) Эратосфен

Г) Геродот

Раздел I

Земля - планета Солнечной системы.

Вопросы и задания для текущего и итогового контроля.

I уровень.

1. Напишите, как называется (слова- определения).

1) Воображаемая линия, которая проведена на равном расстоянии от полюсов и делит Землю на два полушария.

2) Воображаемая прямая, проходящая через центр Земли, вокруг которой происходит суточное вращение Земли.

4) Подъем воды в океане, вызванный притяжением Луны или Солнца.

5) Пылающий шар, вокруг которого вращаются Марс, Плутон и др.

2. Перечислите планеты Солнечной системы в порядке убывания их диаметра.

3. Почему происходит смена времен года?

II уровень.

1. Дайте определение, что такое: Солнечная система, день летнего солнцестояния, Северный полярный круг, Южный тропик.

2. Что было бы с нашей планетой, если бы ось ее вращения располагалась строго вертикально?

3. Приведите примеры городов, поселков, где лето гораздо теплее чем там, где вы живете, а зима холоднее?

4. Как вам кажется, где интереснее жить- там, где есть все четыре времени года, или там, где вечное лето или зима?

Географический диктант.

1. Малые тела, вращающиеся между орбитами Марса и Юпитера.

2. Какие тела называют «падающими звездами»?

3. Расстояние между Землей и Солнцем равно …

4. Длина экватора равна …

5. Форму, какой геометрической фигуры имеет Земля?

6. За какое время Земля проделывает один полный оборот вокруг своей оси?

7. Год, состоящий из 366 дней, называют ….

8. Чему равен угол наклона земной оси к плоскости орбиты?

Тестовые задания.

1. Сколько планет входит в Солнечную систему?

2. Планета по-гречески означает….

А) блуждающая

Б) вращающаяся

В) кружащаяся

Г) гуляющая

3. Путь вращения планет вокруг Солнца называется ….

В) орбита

4. Малые тела, вращающиеся вокруг Солнца между орбитами Марса и Юпитера, называются:

А) кометы

Б) метеоры

В) астероиды

Г) планеты

5. «Волосатая» звезда - это

А) комета

Б) метеор

В) астероиды

Г) планета

6. «Падающими звёздами» называются:

А) кометы

Б) метеоры

В) астероиды

Г) планеты

7. Среднее расстояние от Земли до Солнца равно ….

А) 120 млн. км.

Б) 130 млн. км.

В) 140 млн. км.

Г) 150 млн. км.

8. Длина экватора равна:

Г) 400000 км.

9. На сколько км. полярный радиус Земли короче экваториального?

Итоговые практические работы по географии (7 класс)

Учебник: Душина И. В. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / И. В. Душина, В. А. Коринская, В. А. Щенев; под ред. В. П. Дронова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009. – 349, с.

Практическая работа № 1.

Обозначение на контурной карте крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Цели работы: 1. Закрепить знания о современном рельефе Африки, размещении полезных ископаемых. 2. Учиться правильно работать с контурной картой.

1.Обозначьте на контурной карте крупные формы рельефа материка:

    горы - Атлас, Капские, Драконовы;

    нагорья - Ахаггар, Тибести, Эфиопское;

    плоскогорье Восточно-Африканское;

    вулкан Килиманджаро.

Цветовой фон контурной карты должен соответствовать цветово­му фону карты атласа.

2. Обозначьте на контурной карте месторождения полезных ископаемых. Условные знаки на контурной карте должны соответствовать условным знакам карты атласа.

Прием обозначения на контурной карте объектов литосферы

(горы, равнины, вулканы, отдельные вершины)

1. Определив географическое положение объекта на физической карте, найти это место на контурной карте, ориентируясь по линиям градусной сетки, береговой линии, речной сети.

2. Обозначить объект на контурной карте таким же условным знаком, как это сделано на карте физической, обратив внимание на точность нанесения объекта относительно основных ориентиров.

3. Надписать название объекта так, как это сделано на карте физической.

4. В условных знаках к карте пояснить, как обозначен объект.

Практическая работа № 2.

Описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран (по выбору).

Цели работы: 1. Составить описание природных условий, населения и хозяйственной жизни одной из африканских стран. 2. Учиться использовать карты атласа и другие источники географической информации для решения поставленных задач.

Вариант 1. – Ливия. Вариант 2. – Ангола.

Последовательность выполнения работы

План описания страны

I .. Название страны и ее столица.

3. Положение страны по отношению к морям и океанам (имеет выход к морям или океанам? Если да, то к каким?).

III . Природные условия:

2. Климатические условия в разных частях страны (климатические пояса, средние температуры июля и января, годовое количество осадков).

3. Крупные реки и озера.

5. Природные зоны и их основные особенности.

1. Численность населения и размещение по территории стра­ны, примерная плотность населения.

4. Хозяйственная жизнь населения (добыча полезных ископаемых, какие отрасли промышленности, транспорта есть в стране, крупные города, какие сельскохозяйственные культуры выращиваются, какие породы животных разводятся).

Практическая работа № 3.

Сравнение географического положения Австралии и Африки; определение черт сходства и различия основных компонентов природы этих континентов, а также степени природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков.

Цели работы: 1. Сравнить географическое положение Австралии и Африки. 2. Определить черты сходства и различия основных компонентов природы этих континентов. 3. Выявить степень природных и антропогенных изменений ландшафтов каждого из материков. 4. Научиться сравнивать, делать выводы о сходстве и различии природы материков.

Последовательность выполнения работы

I . Определите географическое положение материка Австралия, пользуясь планом и картами атласа. Устная работа по определению физико-географического положения материка сочетается с запол­нением контурной карты, проведением необходимых расчетов и с записью в тетради кратких выводов.

Учащиеся используют план характеристики ФГП материка.

Сделайте вывод о величине и протяженности материка, особенностях физико-географического положения материка, определя­ющих его природу. Краткий вывод запишите в тетрадь в виде таблицы.

С какой частью Африки Австралия имеет сходное географическое положение? В чем вы видите это сход­ство?

Краткий вывод запишите в тетрадь.

II . Определите черты сходства и различия в рельефе Австралии и Африки. Результаты работы оформите в виде таблицы.

III . Определите черты сходства и различия климата Австралии и Африки. Результаты работы оформите в виде таблицы.

Сделайте вывод, климат какой части Африки наиболее сходен с климатом Австралии. Краткий вывод запишите в тетрадь.

IV . Определите черты сходства и различия внутренних вод Австралии и Африки. Результаты работы оформите в виде таблицы.

название).

С каким озером Африки сходно по

своему режиму озеро Эйр в Австралии? В чём вы видите сходство?

4. К бассейнам каких океанов принадлежат внутренние воды?

5. Наличие бессточных областей

V . Сравните природные зоны и органический мир Австралии и Африки. Результаты работы оформите в виде таблицы.

VI . Сделайте вывод, ландшафты какого из материков в большей степени подверглись природным и антропогенным изменениям. Краткий вывод запишите в тетрадь.

Практическая работа № 4.

Обоснование причин современного распространения коренного населения Австралии на основе сравнения природных условий и хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка.

Цели работы: 1. Установить и обосновать причины современного распространения коренного населения Австралии. 2. Проверить и оценить свое умение проводить сравнение, делать на основе проведенного сравнения обобщения и выводы.

Последовательность выполнения работы

1. Рассмотрев карту атласа «Народы и плотность населения мира», установите ареалы распространения австралийцев-аборигенов и англоавстралийцев. Ареалы распространения австралийцев-аборигенов и англоавстралийцев обозначьте на контурной карте.

2. Установите и обоснуйте причины современного распространения австралийцев-аборигенов. В процессе работы должны быть учтены:

Исторические особенности заселения и освоения территории англоавстралийцами;

Особенности природных условий крупных регионов материка;

Особенности хозяйственной деятельности населения крупных регионов материка.

3. Краткие выводы запишите в тетрадь.

Практическая работа № 5.

Определение черт сходства и различий географического положения Африки и Южной Америки.

Цели работы: 1. Установить особенности географического по­ложения Южной Америки. 2. Совершенствовать свое умение описывать географическое положение материка по карте и типовому плану. 3. Учиться сравнивать географическое положение двух матери­ков, делать на основе проведенного сравнения вывод о сходстве и различии их природы.

Последовательность выполнения работы

I . Определите географическое положение материка Южная Аме­рика, пользуясь планом к картами атласа. Устная работа по опреде­лению ФГП материка по типовому плану сочетается с заполнени­ем контурной карты, проведением необходимых расчетов и с за­писью в тетради кратких выводов.

Сравните географи­ческое положение Южной Америки с географи­ческим положением Аф­рики. Как отразится на природе Южной Амери­ки ее большее по сравне­нию с Африкой смеше­ние к югу?

Краткий вывод запи­шите в тетрадь.

Практическая работа № 6.

Описание крупных речных систем Южной Америки и Африки (по выбору учащихся). Оценивание возможностей и трудностей хозяйственного освоения этих рек.

Цели работы: 1. Описать крупные речные системы Южной Америки и Африки, показать зависимость их от рельефа и климата. Оценить возможности и трудности хозяйственного освоения этих рек. 2. Проверить и оценить свое умение пользоваться картой как важнейшим источником знаний для решения поставленных задач.

Последовательность выполнения работы

1. Составьте описание крупных речных систем Южной Америки и Африки по предложенному плану.

Южная Америка

(указать речную систему)

Африка

(указать речную систему)

1. В какой части материка располагается речная система?

2. Исток, направление течения, устье, длина главной реки

3. Бассейну какого океана принадлежит речная система?

4. Главные притоки

5. Зависимость от рельефа (характер течения, пороги и водопады, работа реки)

6. Зависимость от климата (источники питания, многоводность, колебания уровня воды в реке)

7. Возможности хозяйственного освоения бассейнов рек

8. Трудности хозяйственного освоения бассейнов рек

Форма фиксации результатов - по желанию: запись данных в таблице, текстовое описание речной системы, запись данных на контурной карте. На контурной карте: 1) подпишите название главной реки у истока и устья; 2) подпишите, к бассейну какого океана принадлежит речная система; 3) подпишите главные притоки; 4) нанесите пороги и водопады, если таковые имеются; 5) укажите источники питания, многоводность, режим реки (колебания уровня воды по сезонам года); 6) условными знаками (знаки легенды карты придумать самостоятельно) покажите возможности и трудности хозяйственного освоения этих рек.

2. В тетради сделайте краткий вывод о различиях речных систем, связанных с их географическим положением.

Практическая работа № 7.

Сравнение природы Арктики и Антарктики; защита проектов практического использования Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различных областях человеческой деятельности.

Цели работы: 1. Сравнить природу Арктики и Антарктики. 2. Составить и защитить проекты использования природных богатств Антарктиды или Северного Ледовитого океана в различ­ных областях человеческой деятельности. 3. Учиться оценивать и прогнозировать природные условия и природные богатства как условия для жизни и хозяйственной дея­тельности людей.

Последовательность выполнения работы

1. Анализируя карты атласа (карты подобрать самостоятельно), используя ранее полученные знания по теме, сравните природу Арктики и Антарктики. Результаты сравнения оформите в виде таблицы.

Арктика - северная полярная область Земли, включающая почти весь Северный Ледовитый океан с островами, прилегающие части Атлантического и

Тихого океанов, а также окраины материков Северная Америка и Евразия

Антарктика - южная полярная область Земли, включающая Антарктиду,

прилегающие к ней части океанов и острова в пределах 48-60° ю.ш.

Внимание! Внимание! Варианту 1

Задание Академии географических наук: составить и защитить про­ект практического использования Антарктиды в различных областях человеческой деятельности. Познакомить с результатами своей работы других учащихся класса.

Внимание! Внимание! Варианту 2

Задание Академии географических наук: составить и защитить про­ект практического использования Северного Ледовитого океана в раз­личных областях человеческой деятельности. Познакомить с резуль­татами своей работы других учащихся класса.

Практическая работа № 8.

Сравнение климата Евразии с климатом Северной Америки; определение типов климата Евразии по климатограммам, оценивание климатических условий для жизни людей и их хозяйственной деятельности.

Цели работы: 1. Сравнить климат Евразии с климатом Север­ной Америки. Определить типы климата Евразии по климатограм­мам, оценить климатические условия для жизни людей и их хо­зяйственной деятельности. 2. Проверить и оценить умение анализировать климатограммы и делать вывод о типе климата.

Последовательность выполнения работы

1.. Рассмотрев климатические карты Евразии и Северной Америки, карту «Климатические пояса и области мира», сравните климат Евразии и Северной Америки по плану (устно):

а) в каких климатических поясах расположены материки;

б) сравните показатели абсолютных температур;

в) на каком материке засушливые области и области наибольшего выпадения осадков занимают большую площадь.

2. Сделайте вывод , на каком материке климат более разнообразен. Приведите конкретные примеры, объясните причины разнообразия климата Евразии. Краткий вывод с примерами и объяснением разнообразия климата Евразии запишите в тетрадь.

3. Определите типы климата Евразии по климатограммам (см. рис. учебника).

4. В результате сопоставления данных климатограмм с климатической картой Евразии, картой «Климатические пояса и области мира» определите тип климата.

6. Результаты работы оформите в виде таблицы.

t (месяц)

Ампли­туда t

Коли­чество

Режим выпаде­ния осадков

кли­мата

условий для

жизни и хоз.

деятельности

Практическая работа № 9.

Сравнение природных зон по 40-й параллели в Евразии и Северной Америке, выявление черт сходства и различий в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения.

Цели работы: 1. Сравнить природные зоны в Евразии и Северной Америке по 40-й параллели. Выявить черты сходства и различий в чередовании зон, степени их антропогенного изменения. 2. Проверить и оценить умение выявлять причины, обусловившие чередование природных зон и различие в их расположении на материках Евразия и Северная Америка.

Последовательность выполнения работы

1.. Пользуясь картами природных зон Евразии и Северной Америки, выпишите в тетрадь все природные зоны этих материков с запада на восток по 40-й параллели.

Евразия: _______________________________________________________________________

Северная Америка: ____________________________________________________________

2. Подчеркните природные зоны, имеющиеся только на одном из материков.

3. Сделайте вывод о причинах отсутствия той или иной природной зоны. Краткий вывод запишите в тетрадь.

4. По линии 40-й параллели на материках Евразия и Северная Америка есть сходные природные зоны, например жестколистных вечнозеленых лесов и кустарников, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Какие вы видите различия в характере расположения этих природных зон? Каковы причины этих различий? Крат­кий вывод запишите в тетрадь.

5. Сделайте общий вывод , от каких причин зависит характер расположения природных зон.

Практическая работа № 10.

Составление по картам и другим источникам описания одной из стран зарубежной Европы и одной из стран зарубежной Азии.

Цели работы: 1. Составить описание одной из стран зарубежной Европы и одной из стран зарубежной Азии. 2. Проверить и оценить умение использовать карты атласа и другие источники географической информации для решения поставленных задач.

Вариант 1 - Швеция. Вариант 2 - Саудовская Аравия.

Последовательность выполнения работы

Используя прием наложения карт (карты атласа подобрать самостоятельно), составить краткое письменное описание страны по предложенному плану.

План описания страны

I . Название страны и ее столица.

II . Физико-географическое положение страны:

1. В какой части материка расположена страна или занимает островное положение?

2. С какими странами граничит?

Положение страны по отношению к морям и океанам.

III . Природные условия:

1. Особенности рельефа (общий характер поверхности, основные формы рельефа и распределение высот). Полезные ископаемые.

2. Климатические условия в разных частях страны (климатические пояса, средние температуры июля и января, годовое количество осадков). Различия климата по территории и по сезонам.

3. Крупные реки и озера.

5. Природные зоны и их основные особенности. Растительность и животный мир.

IV . Население и хозяйственная жизнь:

1. Численность населения и размещение по территории страны, примерная плотность населения.

2. Состав населения (основные народы).

3. Особенности быта населения (жилища, традиции).

4. Хозяйственная жизнь населения (добываемые полезные ископаемые, какие отрасли промышленности, транспорта есть в стране, крупные города, какие сельскохозяйственные культуры выращиваются, какие породы животных разводятся).

5. Влияние хозяйственной деятельности населения на окружающую природную среду. Меры по рациональному использованию и охране природы.

Всероссийские проверочные работы (ВПР) проводятся с учетом национально-культурной и языковой специфики многонационального российского общества в целях осуществления мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлены на выявление качества подготовки обучающихся.
Назначение ВПР по учебному предмету «География» - оценить качество общеобразовательной подготовки обучающихся 8 классов в соответствиис требованиями ФГОС. КИМ ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения, в том числе
овладение межпредметными понятиями и способность использования универсальных учебных действий (УУД) в учебной, познавательной и социальной практике.
На выполнение работы по географии даётся 90 минут. Работа включает в себя 8 заданий.

В архиве опубликованы:


Целевая аудитория: для 7 класса

В архиве опубликованы:
- описание ВПР по географии, включающее Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения ВПР. Кодификатор составлен на основе Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования для изучения предмета на базовом уровне. В описании ВПР содержатся сведения о распределении заданий в работе по блокам содержания и проверяемым способам действий, о системе оценивания отдельных заданий и работы в целом.
- образец всероссийской проверочной работы, который дает представление о структуре всероссийской проверочной работы, количестве и форме заданий, уровне их сложности.
- ответы и критерии оценивания к образцу проверочной работы.

Целевая аудитория: для 6 класса

Работа для учащихся 11 класса состоит из четырёх заданий. В первом задании, пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, необходимо определить ошибку в логических рядах географических объектов мира. Во втором задании надо по описанию определить страну и заполнить таблицу..В третьем задании задании необходимо рассмотреть картосхему и определить вид загрязнения Мирового океана. В четвёртом, последнем задании, надо определить по тексту о принадлежность докладов учёным и выявить особенность, объединяющую всех учёных. Максимальный балл за работу - 200. В ресурсе есть ответы, представлена методика оценивания выполнения олимпиадных заданий.

Целевая аудитория: для 11 класса

Работа для учащихся 10 класса состоит из четырёх заданий. В первом задании, пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, необходимо определить ошибку в логических рядах географических объектов мира. Во втором задании надо по графикам определить изменения численности населения шести российских городов Для каждого случая необходимо объяснить, какие политические, административные, экономические, демографические или иные причины привели к увеличению или уменьшению численности населения в этих городах..В третьем задании задании необходимо определить экономические районы, распознав имена собственные географических объектов по трём буквам, которые входят в состав их названия, нанести границы этих экономических районов на контурную карту. В четвёртом, последнем задании, надо определить по тексту субъект Российской Федерации, и, используя карты атласов, заполнить таблицу. Максимальный балл за работу - 200. В ресурсе есть ответы, представлена методика оценивания выполнения олимпиадных заданий.
При выполнении работы разрешено пользоваться простым калькулятором и атласом по географии. Специальное оборудование не требуется.

Целевая аудитория: для 10 класса

Работа для учащихся 9 класса состоит из четырёх заданий. В первом задании, пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, необходимо определить ошибку в логических рядах географических объектов мира. Во втором задании надо внимательно прочитать текст и, пользуясь атласами 7 класса, определить, о каком острове Земли идёт речь, и заполнить таблицу..В третьем задании, после прочтения текста надо перечислить «географические небылицы», а также объяснить и исправить все географические ошибки. В четвёртом, последнем задании надо заполнить пропуски в тексте, обозначенные числами. На выполнение работы отводится 180 минут. Максимальный балл за работу - 200. В ресурсе есть ответы, представлена методика оценивания выполнения олимпиадных заданий.
При выполнении работы разрешено пользоваться простым калькулятором и атласом по географии. Специальное оборудование не требуется.

Целевая аудитория: для 9 класса

Работа для учащихся 8 класса состоит из четырёх заданий. В первом задании, пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, необходимо определить ошибку в логических рядах географических объектов мира. Во втором задании надо внимательно прочитать текст и, пользуясь атласами 7 класса, определить, о каком острове Земли идёт речь, и заполнить таблицу..В третьем задании, после прочтения текста надо перечислить «географические небылицы», а также объяснить и исправить все географические ошибки. В четвёртом, последнем задании надо заполнить пропуски в тексте, обозначенные числами. На выполнение работы отводится 120 минут. Максимальный балл за работу - 200. В ресурсе есть ответы, представлена методика оценивания выполнения олимпиадных заданий.
При выполнении работы разрешено пользоваться простым калькулятором и атласом по географии. Специальное оборудование не требуется.

Целевая аудитория: для 8 класса

Работа для учащихся 7 класса состоит из четырёх заданий. В первом задании, пользуясь знаниями по географии, полученными в предыдущие годы, а также картами атласа, необходимо определить ошибку в логических рядах географических объектов мира. Во втором задании надо внимательно прочитать текст и, пользуясь атласами 7 класса, определить, о каком острове Земли идёт речь, и заполнить таблицу..В третьем задании, после прочтения текста надо перечислить «географические небылицы», а также объяснить и исправить все географические ошибки. В четвёртом, последнем задании надо заполнить пропуски в тексте, обозначенные числами. На выполнение работы отводится 120 минут. Максимальный балл за работу - 200. В ресурсе есть ответы, представлена методика оценивания выполнения олимпиадных заданий.
При выполнении работы разрешено пользоваться простым калькулятором и атласом по географии. Специальное оборудование не требуется.

3.4. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.

Контрольная работа № 1 составлены в двух вариантах в формате ЕГЭ и включают задания трех уровней сложности: А, В и С.

Задания А - базовый уровень. На вопрос предлагаются четыре варианта ответов, из которых верным может быть только один, или необходимо дать односложный ответ на поставленный вопрос.

Задания В - более сложный уровень. При выполнении этого задания требуется дать краткое описание.

Задания С - уровень повышенной сложности. При выполнении этого задания требуется сопоставить различные факты и сделать соответствующий вывод.

Критерии оценки

За правильный ответ на задания части А - 1 балл; части В - 1 или 2 балла (в зависимости от трудности вопроса и при наличии полного ответа); части С - 2 балла (при наличии полного ответа).

За 50-70% правильных ответов выставляется отметка "3",

за 70-90% правильных ответов - "4",

за 90-100% правильных ответов - "5".

Главная задача контрольной работа № 2 – проверить умение обучающихся ориентироваться по географической карте по памяти. Цифрой 10 («Нет такой страны») нужно пользоваться лишь в том случае, если в списке нет ни одной страны, соответствующей данному вопросу. Задания для всех четырех вариантов одинаковые, различен только список стран.

За каждую правильную цифру в ответе задания начисляется 1 балл. Затем подсчитывается общее число баллов за работу.

Критерии оценки

Оценки

Варианты

Количество баллов

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1.

1 ВАРИАНТ.

А 1. Укажите страну, входящую в «большую семерку»:

а) Испания,

б) Италия,

в) Нидерланды,

г) Швеция.

А 2. Назовите страну – конституционную монархию:

а) Мавритания,

б) Марокко,

в) Саудовская Аравия,

А 3. Верно ли, что распад государства – это количественное изменение на п.к.м.?

А 4. Определите ресурсообеспеченность мирового сообщества железной рудой, если запасы ее составляют 63400 млн. т, а добыча – 527 млн. т.

А 5. Верно ли, что ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования?

А 6. Для стран Африки характерна следующая усредненная формула воспроизводства населения (в промилле):

а) 12 – 10 = 2,

б) 13 – 8 = 5,

в) 19 – 7 = 12,

г) 26 – 7 = 19,

д) 43 – 13 = 30.

В 7. Запишите страны-гиганты по площади территории.

В 8. Закончите предложение: «Общее количество стран на земном шаре составляет …».

В 9. Вставьте пропущенные слова: «… – это часть земного шара, находящаяся … . В ее состав входят …».

В 10. Запишите определение термина«мировое хозяйство».

В 11. Приведите примеры (не менее 3) многонациональных стран.

С 12. В возрастной структуре населения принято выделять следующие возрастные группы: дети (0 – 18 лет), взрослые (18 – 60 лет), пожилые (старше 60 лет). Каким образом возрастная структура зависит от типа воспроизводства населения? Население какой из возрастных групп преобладает в каждом из типов стран и в связи с какими причинами?

С 13. Какая взаимосвязь существует между двумя проблемами: 1) рационального использования природных ресурсов; 2) охраны окружающей среды от загрязнения?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1.

2 ВАРИАНТ.

А 1. Укажите в предложенном списке страны-члены ОПЕК:

а) Иордания,

б) Индонезия,

в) Колумбия,

д) Египет.

А 2. Назовите страну с республиканской формой правления:

а) Великобритания,

б) Испания,

в) Финляндия,

г) Швеция.

А 3. Верно ли, что объединение или распад государств – это качественное изменение на п.к.м.?

А 4. Определите обеспеченность мирового сообщества углем, если его запасы составляют 1038462 млн. т, а добыча – 4568 млн. т.

А 5. Верно ли, что основными поставщиками нефти являются страны Персидского залива?

А 6. Для стран Зарубежной Европы характерна следующая усредненная формула воспроизводства населения (в промилле):

а) 12 – 10 = 2,

б) 13 – 8 = 5,

в) 19 – 7 = 12,

г) 26 – 7 = 19,

д) 43 – 13 = 30.

В 7. Запишите страны-гиганты по численности населения.

В 8. Вставьте пропущенные слова: «Сухопутные границы до середины XX века проводились …, а во второй половине XX века - …, поэтому на карте они отмечены …».

В 9. Закончите предложение: «Общая численность населения Земного шара составляет …»

В 10. Запишите определение термина «научно-техническая революция».

В 11. Приведите примеры двунациональных стран.

С 12. Что такое демографическая политика? Приведите примеры мероприятий, направленных на регулирование численности населения в различных группах стран.

С 13. С течение времени и по мере развития производительных сил прямая зависимость человека от природы уменьшается. Настанет ли такое время, когда человек не будет зависеть от природной среды?

ОТВЕТЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ № 1

1 ВАРИАНТ.

А 1. б.

А 2. б.

А 3. нет.

А 4. примерно 120 лет.

А 5. да.

А 6. д.

В 7. Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия.

В 8. около 230.

В 9. Территория государства – это часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенной страны. В ее состав входят суша с ее недрами, воды и лежащее над сушей и водами воздушное пространство.

В 10. Это исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями.

В 11. Индия, Индонезия, Россия.

С 12. В возрастной структуре населения мира в целом преобладают взрослые люди. Но возрастная структура зависит от типа воспроизводства населения. В развивающихся странах повышена доля молодых (например, в странах Африки – 45%). В развитых странах, напротив, относительно велика доля пожилых людей (например, в Зарубежной Европе – до 25%).

С 13. При рациональном использовании природных ресурсов будет несравненно меньше отходов, а значит, будет снижаться острота проблемы загрязнения природы. Решение одной проблемы способствует решению другой.

2 ВАРИАНТ.

А 1. б, е.

А 2. в.

А 3. да.

А 4. примерно 227 лет.

А 5. да.

А 6. а.

В 7. Китай, Индия, США, Индонезия, Бразилия, Пакистан.

В 8. Сухопутные границы до середины XX века проводились по географическим объектам (горы, реки), а во второй половине XX века – по договору между странами, поэтому на карте они отмечены прямыми линиями.

В 9. более 6 млрд. человек.

В 10. Это период времени, в течение которого происходит качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительные силы общества.

В 11. Канада, Бельгия.

С 12. Совокупность мероприятий, направленных на регулирование численности населения, называется демографической политикой. При ее проведении правительство страны пытается воздействовать на рождаемость. Мерами, направленными на ее повышение, являются соответствующая пропаганда и агитация, пособие по рождению ребенка. Снижение рождаемости обеспечивает повышение возраста вступления в брак, усиление вовлечения женщин в общественное производство.

С 13. Человек с течением времени, по-видимому, освобождается от прямой зависимости от природы путем ее преобразования, изменения. Но изменившиеся природные условия все больше воздействуют на человека. Возникают, например, экологические проблемы, которых раньше не было. Чем больше человек будет изменять природу (согласно своим потребностям), тем сильнее измененная природа будет воздействовать на человека.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2.

Задание. Из представленного списка выберите те страны, которые:

    являются островными;

    являются полуостровными;

    не имеют выхода к морю;

    имеют выход к Атлантическому океану;

    имеют выход к Тихому океану;

    расположены в части света Азия;

    расположены в части света Европа;

    расположены в части света Америка;

    расположены в части света Африка;

    относятся к развитым;

    относятся к развивающимся;

    относятся к «большой семерке»;

    относятся к группе ключевых стран;

    относятся к группе нефтеэкспортирующих стран;

    относятся к группе новых индустриальных стран;

    относятся к группе наиболее отсталых стран;

    входят в десятку крупнейших стран по площади;

    входят в десятку крупнейших стран по населению;

    по форме правления являются монархиями (абсолютными или конституционными)

Вариант 1

  1. Индонезия.

  2. Афганистан.

  3. Республика Корея.

    Нет такой страны.

Вариант 2

  1. Финляндия.

    Бразилия.

  2. Нет такой страны.

Вариант 3

  1. Великобритания.

    Новая Зеландия.

    Венесуэла.

    Нет такой страны.

Вариант 4

  1. Афганистан.

    Республика Корея.

  2. Великобритания.

    Германия.

    Аргентина.

    Саудовская Аравия.

  3. Нет такой страны.

Ключ к контрольной работе № 2.

вопросов

Вариант 1

Вариант 2

Вариант 3

Вариант 4

1, 3, 4, 5, 6, 9

1, 4, 5, 6, 7, 9

1, 2, 3, 7, 8, 9