Проектная деятельность в школе обществознание. Методика организации проектной деятельности по истории и обществознанию. деятельности в школьном курсе обществознания

В быстро меняющейся современной образовательной парадигме преподаватели общественных дисциплин решают проблему как наиболее безболезненно для всех участников педагогического процесса выстроить свою работу и работу учебного коллектива с целью реализации социального заказа по формированию навыков проектной деятельности у студентов, самостоятельного применения приобретенных знаний, готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, к активной учебно-познавательной деятельности. Одним из способов решения этой проблемы может стать организация учебного процесса направленная на развитие навыков исследовательской и проектной деятельности обучающихся, что способствовало бы формированию выше указанных качеств.

Метод проектов способствует активному вовлечению обучающихся в различные виды практической деятельности и позволяет развивать их творческие и индивидуальные способности.

Спецификой метода является отсутствие необходимости постановки проблемы. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных у обучающихся представлений о конечном продукте деятельности.

В ходе реализации проекта необходимо:

  • определить цель;
  • спланировать деятельность;
  • привлечь доступные и оптимальные ресурсы
  • реализовать проект (включая его осмысление и рефлексию результатов).

В рамках уроков обществознания в основном реализуются краткосрочные индивидуальные или групповые проекты.

Примером проектной деятельности обучающихся может стать составление классификации прав и свобод человека и гражданина в виде таблицы. Основу классификации, параметры таблицы обучающиеся разрабатывают самостоятельным образом. В ходе осуществления проекта обучающиеся систематизируют, структурируют информацию об объекте, формулируют выводы. Продолжительность работы над проектом по данной теме составляет один академический час, после чего происходит защита проекта в виде устного доклада или слайда.

В таком виде проектный метод, можно использовать в целом спектре тем обществоведческого курса: «Разработка типологии государств», «Составление классификации теорий права», «Систематизация форм собственности» и так далее.

Данный метод может использоваться как на уроках изучения нового материала, так и для повторения - обобщения ранее изученного. Метод проектов реализуется также на практических занятий по дисциплине «Обществознание». В ходе его реализации студенты учатся систематизировать, анализировать большой объем информации. Получив навык проектной деятельности на уроке обществознания, обучающийся сможет применить его как отдельный элемент при осуществлении индивидуального проекта, который в свою очередь является обязательным условием образовательной деятельности студента, осваивающего основную профессиональную образовательную программу СПО.

Метод исследовательской деятельности носит более глубинный характер, так как направлен на формирование у студентов культуры исследовательского поведения, как способа получения новых знаний. Исследовательская деятельность начинается с осознания проблемной ситуации, формулирования проблемы и целеполагания.
С точки зрения учебного времени метод исследовательской деятельности носит весьма затратный характер, однако именно он готовит студентов к полноценному выполнению индивидуальных проектов. Осуществление метода выходит за рамки изучения одной темы и перетекает в самостоятельную внеаудиторную работу.

Как правило, исследовательская деятельность на уроках обществознания осуществляется в следующей последовательности:

  1. Актуализация проблемы. На данном этапе выявляется проблема и намечаются основные направления исследования. На уроке это реализуется в постановке проблемных вопросов в рамках темы занятия. Например: «Человек продукт социальной или биологической эволюции?» , «Насколько познаваем окружающий нас мир?», «Образование или житейский опыт определяют мировоззрение человека?», «Может ли человек жить вне общества?» и так далее.
  2. Выработка гипотезы. Предположений может быть высказано несколько, в том числе и самых неправдоподобных. Важно зафиксировать имеющиеся гипотезы, так сказать, принять их в обработку. Например: «Человек сформировался в ходе только биологической эволюции и природное в нем превалирует над социальным», «Окружающий нас мир абсолютно познаваем, человек сможет проникнуть в суть любых вещей.»
  3. Выбор методов исследования. Это определение основных методик проведения исследовательской работы. Учащиеся чаще всего используют метод научного познания, а также метод исследования (дедукция, индукция, анализ, синтез)
  4. Сбор и обработка информации. По моему убеждению, исследовательская работа - это в первую очередь работа по созданию новой информации. На этом этапе важным является получение именно первичной информации об исследуемом объекте. В связи с тем, что обществознание это предмет гуманитарного цикла, основными методами сбора информации является проведении опросов, анкетирование, интервьюирование, а также умение взаимодействия с респондентам по значимым вопросам исследования. Затруднение на этом этапе может вызвать формулирование вопросов анкет и опросных листов, поэтому помощь преподавателя является очень существенной, так как позволяет сконцентрировать внимание на самых важных аспектах исследовательской работы.
  5. Анализ и обобщение полученных в ходе сбора информационных материалов. Накопленные данные оформляются в таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д. Огромное значение приобретает формулирование тезисов, построение логических умозаключений, собственных предположений по итогам анализа полученных данных. На данном этапе происходит подтверждение или опровержение выдвинутой гипотезы исследования. Итогом является формулирование выводов по проблеме.
  6. Подготовка отчета, доклада, презентации. Заключительный этап демонстрирует итог работы учащихся по данной проблеме, оформление результатов своей работы в виде мультимедийной презентации, инструкции, памятки, отчета.

Таким образом, в процессе применения методов проектной и исследовательской деятельности преподавателю удаётся повысить активность учащихся на уроках и во внеаудиторной самостоятельной работе, развить логическое и критическое мышление, повысить уровень их конкурентоспособности. Данные методы необходимо применять систематически. Благодаря им студент сможет успешно справиться с написанием курсовых и дипломных работ, а по окончании учебного заведения может считать себя конкурентоспособным, востребованным, специалистом.

Былин Дмитрий Петрович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №98"
Населённый пункт: город Барнаул, Алтайский край
Наименование материала: Статья
Тема: "Требования ФГОС и проблемы реализации проектной деятельности в школьном курсе обществознания."
Дата публикации: 07.05.2018
Раздел: среднее образование

Тр е б ов а н и я

Ф Г О С

п р о бл е м ы реализации

проектной

деятельности в школьном курсе обществознания

Актуальность

обусловлена

современной

образование

историко-обществоведческое

образование

частности

важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития

общества

характеризуется

динамизмом

социальных

процессов

широкими

информационными

контактами

постиндустриальном

обществе,

глобализацией

различных

тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др.

Все это порождает новые требования к образованию молодого поколения. В настоящее

время идёт активная переориентация системы традиционной знаниевой модели школьного

образования на компетентностную модель, что предполагает не только и не столько

закладывание определённого объёма знаний в головы учащихся, сколько формирование у

использованию

дальнейшему

расширению

информационной базы самостоятельным образом.

Модернизация образования, которая была заложена требованиями ФГОС, нацелена

на внедрение новых ориентиров мышления, как педагогов, так и учащихся и их родителей.

Среди наиболее общих задач, которые ставит современность перед российским педагогом

– обучение учащихся планированию своих действий по добыванию, систематизации,

анализу знаний из колоссального информационного потока, возможности их применения в

различных видах деятельности. Это требует от школьников умения планировать свои

действия по работе с информацией, тщательного обдумывания принимаемых решения,

владения коммуникативными навыками коллективного творчества и пр. Ставка делается

на проектные технологии, от внедрения которых ожидается возможность приобретения

тех навыков, о которых шла речь выше. Предполагается, что проектная, интерактивная в

образовательная

деятельность,

элементы

исследовательской

обеспечить

повышение

инициативности

ответственности

обучаемых

результаты

эффективность всей учебной работы.

Данная тема интересна мне прежде всего потому, сто, на мой взгляд, сегодня

заинтересованности

результатах

эффективности используемых технологий, развития профессиональных компетентностей,

желания работать в инновационном режиме.

Проект - цельное представление о комплексной, уникальной, ограниченной во

деятельности,

направленной

достижение

определенных

осуществление

изменений,

проектную

деятельность

предвосхищенную

деятельность, направленную на достижение определенных целей через осуществление

изменений в условиях ограниченности во времени.

Проектная

деятельность

школьников

учебно-познавательная

активность

школьников, основанная на мотивационном достижении сознательно поставленной цели

созданию

творческого

продукта

выполнение

последовательных

действий

обязательной

презентацией

результата.

Проектная

деятельность относится

инновационной,

предполагает

преобразование

реальности,

строится

соответствующей

технологии,

унифицировать,

усовершенствовать.

Цель проектной деятельности - понимание и применение учащимися знаний, умений

приобретенных

изучении

различных

предметов

интеграционной

Задачи проектной деятельности:

Обучение

планированию

(учащийся

определить

основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении

цели, на протяжении всей работы);

Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен

уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);

Умение анализировать (креативность и критическое мышление);

Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы,

презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);

Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу,

энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и

графиком работы).

Принципы организации проектной деятельности:

Проект должен быть посильным для выполнения;

Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать

соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);

подготовку

учащихся

выполнению

проектов

(проведение

специальной

ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом

этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);

Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы,

плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся

делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник

учащемуся

составлении

представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время

собеседований с руководителем проекта.

В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой

вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.

Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.

Факторы проектной деятельности:

Повышение мотивации учащихся при решении задач;

Развитие творческих способностей;

Смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;

Формирование чувства ответственности;

Создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.

Проектная деятельность является основой метода проектов.

Метод

проектов

совокупность

операций

овладения

определенной

областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь

познания,

организации

процесса

познания.

проектов

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои

знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического

мышления.

Основные требования к использованию метода проектов:

значимой

исследовательском,

творческом

проблемы/задачи,

требующей

интегрированного

исследовательского

(например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание

серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния

кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов

(например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного

факторах,

влияющих

состояние,

тенденциях,

прослеживающихся

развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места

событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

Использование

исследовательских

предусматривающих

определенную

последовательность действий:

Определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования (использование в ходе

совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола");

Выдвижение гипотез их решения;

обсуждение

исследования

(статистических

экспериментальных,

наблюдений, пр.);

обсуждение

способов

оформление

конечных

результатов

(презентаций,

Сбор, систематизация и анализ полученных данных;

Подведение итогов, оформление результатов, их презентация;

Выводы, выдвижение новых проблем исследования.

Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:

Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая,

ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр.

(исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

межпредметный проект.

Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый

(неявный,

имитирующий

участника

характерно

телекоммуникационных

проектов).

Характер

контактов (среди

участников

страны, разных стран мира).

Количество участников проекта.

Продолжительность проекта.

Реализация

проектов

исследовательского

практике

изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора

познавательной,

исследовательской

деятельности

учеников.

Изменяется

психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою

учебно-воспитательную

учащихся

разнообразные

самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского,

поискового, творческого характера.

Требования ФГОС к реализации проектной деятельности в школьном курсе

обществознания.

«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого

являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на

жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах

исследований,

аппарате

комплекса

общественных

(социология,

экономическая

политология,

культурология,

правоведение,

социальная

психология), а также на знании философии. Такая комплексная научная база учебного

предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета - общественной

жизни - обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и

в старшей школе.

На современном этапе реализации ФГОС формирование универсальных учебных

действий, в частности, умений самостоятельно добывать знания, применять их осознанно

практической

деятельности,

готовности

находить

социальных

проблем, потребности и способности к саморазвитию, успешнее всего осуществляется в

процессе проектной и исследовательской деятельности школьников. В ФГОС общего

образования данный вид деятельности определяется как один из наиболее продуктивных

способов достижения предметных, метапредметных и личностных результатов учащихся.

Формирование УУД на различных этапах работы над проектом по обществознанию

деятельности

учащихся

Личностные

Коммуникативн

Познавательные

Регулятивн

I . Подготовка: постановка проблемы, определение темы и целей проекта, его

исходного положения.

Обсуждают

тему проекта с

учителем и

получают при

необходимости

дополнительну

ю информацию

Наличие

мотивации к

обучению и

целенаправленн

познавательной

деятельности,

направленной

на изучение

Планировать

сотрудничество

с учителем,

целеполагание

Самостоятельное

выделение и

формулирование

познавательной

Владение

умениями

совместной

деятельнос

способност

самостояте

формулиро

вать тему и

цели после

предварите

обсуждения

II. Планирование: определение источников необходимой информации.

Определение способов сбора и анализа информации, представления результатов.

Формулируют

задачи проекта.

Вырабатывают

план действий.

Развитие

умений ставить

учебные задачи

на основе того,

известно и

усвоено, и того,

что еще не

известно

Планировать

сотрудничество

с учителем и

сверстниками,

определять цель,

участников и

способы их

взаимодействия

Определение

структуры

объектов познания

выделение

значимых

функциональных

отношений между

частями целого

согласован

координаци

деятельнос

III. Исследование: сбор и уточнение информации. Поэтапное выполнение

исследовательских задач проекта.

Поэтапно

выполняют

задачи проекта

Формирование

стремления к

самообразовани

самоконтролю

и анализу своих

действий

Использование

для решения

поставленных

задач различных

источников

информации;

инициативно

сотрудничать в

поиске и сборе

информации;

Расширение

знаний учащихся о

методах изучения

природы, особой

роли наблюдений

для изучения

Применение

информационного

поиска, в том

числе с помощью

компьютерных

согласован

координаци

деятельнос

IV. Выводы: анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют

исследование и

работают над

проектом,

анализируя

информацию.

Оформляют

Эмоционально-

ценностное

отношение к

собственному

здоровью и

здоровью

стремление к

познанию

самоконтролю и

анализу своих

действий

Способность

передавать

текста в сжатом

развернутом

соответствии с

целью учебного

Обрабатывать

полученную

информацию;

Делать выводы на

основе обобщения

Представлять

информацию в

виде текста,

согласован

координаци

результатов

деятельнос

V. Представление (защита) проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных

результатов (устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов, неудач) и причин

Представляют

участвуют в его

коллективном

самоанализе и

понимать

поставленной

задачи, ясно и

четко излагать

свои мысли в

устной речи,

выстраивать

аргументацию

Отражение в

устной или

письменной

результатов

деятельности

Осознанное и

произвольное

построение

речевого

высказывания в

письменной

Определять

успешности

выполнения

исходя из

имеющихся

критериев;

достижений,

поведения и

эмоциональн

состояния

В курсе обществознания проектная деятельность имеет некоторые особенности.

Во-первых, это социальная направленность проектов, обращение к современным реалиям

в отличие от проектов по истории, которые в той или иной степени отражают события

прошлого.

Во-вторых,

проектирование

обществознания

ориентировано

практическую полезность, а в идеальном варианте, на применение новаторских идей в

современной жизни или недалеком будущем.

Например, в рамках изучения тем по экономике учащимися 1- 11 классов может

реализован

«Моногорода

проблемы

перспективы

развития». В рамках реализации данного проекта учащиеся должны будут реализовать

несколько задач:

Проанализировать

моногородов;

Собрать информацию по моногородам, которая позволит не только дать им

характеристику,

имеющиеся

проблемы

перспективы

развития;

Учащиеся должны будут предложить свои способы развития моногородов их

региона на основе проблем и перспектив.

Еще одним методом проектного обучения является деловая игра. Она особенно

эффективна при изучении сложной темы, т. к. в процессе игры у школьников появляется

мотивации,

усваивают

необходимые

проявить

творческие

способности. Например,

изучении

«Избирательное

Российской Федерации» можно реализовать деловую игру «Выборы». Игра может быть

реализована как в рамках одного класса, так и в рамках всей школы. Главное учащиеся

спроектировать

соответствовала

существующему

избирательному праву Российской Федерации.

взаимосвязи

проектной

деятельностью

школьном

обществознания находится исследовательская деятельность, которая так же способствует

проявлению

самостоятельности

активности,

учащихся

одновременно

творческий

характер.

исследовательские

индивидуальной

групповой

учащиеся

приобретают

социального

взаимодействия,

взаимопомощи,

отстаивать

заявлять

аргументируя ту или иную точку зрения.

посредством

проектной

деятельности,

формируем

учащихся

культуру

умственного

исследовательской

деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом.

Рассуждать

проектировании

особенно

отношении

проектной деятельности в современной российской школе. Готовых рецептов в этом

вопросе нет, и не может быть, хотя остаётся ряд сложных вопросов, на которые также

хотелось бы обратить внимание:

Чем учебный проект отличается от других проектов?

Насколько

превратился

несколько проектов?

Насколько эффективна индивидуальная работа над проектом?

Каким образом должна проводиться презентация проекта?

Какова роль руководителя (учителя) в проекте? Можно ли проектным способом

изучать весь курс?

Может ли проект способствовать освоению полного объёма знаний (с учётом

современных требований)?

Каково оптимальное соотношение имитации и реального в учебном проекте?

Как следует относиться к возможности совершения ошибок в учебном проекте?

Является ли урок проектом для учителя?

В каком случае? Все ли так относятся к уроку?

Каковы критерии оценивания подготовленных проектов?

Российское

образование

находится

серьёзного

разговора

проектной деятельности. Обойтись без проектирования в современной жизни невозможно.

поколения

российских

осознавали

ответственность, были активными и инициативными, не боялись трудностей, верили в

свои силы и видели пути к их рациональному применению, то в той или иной степени

должны включать проектирование в учебный процесс.

Анализируя опыт организации проектной деятельности, выделяются следующие

результаты,

указывающие

преимущества

применения

проектного

образовательном процессе школы:

Работа над проектами стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию

и способствует повышению интереса к предметам.

Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по

уровню развития и способностям учащихся.

условиях

перехода

Федеральные

государственные

стандарты

образования

организация

проектной

деятельности

школьников

обеспечивает

формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности

учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-

нравственного воспитание.

понимают,

воплотить

стандарты

реальных условиях. При всех прогрессивных характеристиках, которыми традиционно

отличается образовательная система, она, всё же, обладает некоторой инертностью. Её не

воплощают

устоявшиеся

«человеческий

мировоззрение учителя, в котором теория и практика не всегда уживаются необходимым

ДОКЛАД

Тема: Использование современных образовательных технологий (проектная деятельность) на уроках истории и обществознания

Подготовила: учитель

истории и обществознания

МБОУ СОШ №3 г.Льгова

С.А.Колесникова

2013г.

Каждая новая эпоха в жизни человечества необходимо требует изменения самого человека, его продвижения на новую ступень развития, раскрытия новых качеств и возможностей человеческой личности.

Информационная (постиндустриальная) стадия развития общества, в которую мир вступил в конце ХХ века, декларирует основными ценностями информацию, развитые интеллект и креативность человека и созданные на этой основе высокие технологии. В современном глобализованном мире требуется новый человек, который не только вооружен знаниями, но который по-новому относится к процессу познания, к добытым знаниям и умеет их применять для решения встающих перед ним проблем в быстро меняющемся мире.

Такого человека должна подготовить школа, значит, перед ней в очередной раз встает новая образовательная проблема. Традиционными методами организации образовательного процесса эта проблема не решается или решается неэффективно. Нужны другие приемы и методы обучения (и учения), адекватные вызовам времени.

Одним из таковых является метод учебного проекта , (применяемый нами на уроках истории в старших классах). Одним из условий реализации этого метода в своей педагогической практике мы считаем корректное “встраивание” его в сложившуюся предметную классно-урочную систему (хотя отчетливо понимаем, что новации рано или поздно разрушат её). Точками соприкосновения нового метода и классно - урочной системы, на наш взгляд, являются:

· проблемный и деятельностный подходы к обучению;

· личностно-ориентированное обучение;

· педагогика сотрудничества.

Ожидаемый (отсроченный) результат при внедрении метода учебного проекта нам видится следующим:

это личность, положительно мотивирующая и проживающая ситуации своего учения; вовлеченная в активный, сознательно спланированный ею познавательный процесс;

это личность, вовлеченная в поисковую и исследовательскую деятельность по добыванию знаний, умеющая работать с информацией, трансформировать её в необходимые знания и применять их, умеющая осмысливать, оценивать и предъявлять себя, свою деятельность и её результаты, то есть личность со сформированными в той или иной степени информационной, учебной, исследовательской, коммуникативной, личностной компетентностями, с выявленными доминирующими интересами, со сформированными мировоззрением и личностной позицией, что в конечном итоге и будет способствовать её успешной самореализации.

Под учебным проектом принято понимать совместную или индивидуальную учебно-познавательную (исследовательскую или творческую) деятельность учащихся, в нашем случае на уроках истории, имеющую общую цель - проблему; согласованные способы деятельности, направленные на достижение и презентацию общего, реально нового и заранее неизвестного результата, сообразуясь с личными интересами и возможностями учеников на основе ранее приобретенных знаний и над учебных умений при не жестко сформулированной познавательной проблеме.

Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обучения, когда оно основывается на разработке и создании под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическое значение. Проекты могут быть исследовательскими, как у настоящего ученого; творческими, результатом которых может быть сценарий праздника, фильма; информационными, которые обязательно требуют презентации и защиты. Результатом проекта может быть модель, составленная с применением компьютерных средств или моделирование исторических эпох, инсценирование реальных ситуаций, изготовление наглядных пособий.

В настоящее время метод проектов, возникший более ста лет назад, переживает второе рождение. Образовательный проект рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности и направленная на достижение общего результата. Накоплен большой опыт организации проектной деятельности при изучении всех школьных предметов. В соответствии с доминирующим видом деятельности учащихся, выделяют пять типов проектов :

· исследовательские (подчинены логике исследования и имеют структуру научного исследования);

· творческие(нацелены на результат в жанрах художественного творчества),

· приключенческие(игровые) (имитируют социальные или деловые отношения),

· информационные (направлены на изучение какого-либо явления, его свойств, функций, анализ и обобщение информации),

· практико-ориентированные (предполагают подготовку общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации города, района, словаря, анкеты для социологического опроса и т.д.).

Обычно в работе над проектом выделяютшесть стадий :

· подготовка (формулирование темы и целей проекта);

· планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе и т.п.);

· исследование (сбор информации, решение промежуточных задач);

· оформление результатов и выводов;

· представление или отчет;

· оценка результатов и процесса.

На протяжении последних лет технология проектного обучения стала активно осваиваться учителями нашей школы. Анализируя опыт использования метода проектов на уроках истории, выделяем ряд особенностей, характерных для этого предмета. Основное предпочтение отдается истории России, краеведению, истории своей семьи.

В своей педагогической практике на уроках истории и обществознания я чаще всего использую такие типы проектов, как прикладные, информационные, игровые, исследовательские, творческие. Тип проекта зависит от возраста учащихся и темы.

В 5-6-х классах, на мой взгляд, наиболее приемлемы следующие типы проектов:
- прикладной - «Наскальная живопись-первая картинная галерея»
- ролево-игровой - «Я - ученик спартанской школы»
-информационный - «Семь чудес света», «Великая Отечественная война в судьбе семьи», «Моя родословная», «Семейная реликвия», «Биография моего предка» и др.
На уроках истории средних веков возможны небольшие по объему исследовательские творческие работы, например: «Научные открытия и изобретения средневековья».
По продолжительности это в основном мини-проекты и краткосрочные проекты.
Они повышают мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, воспитывают чувство ответственности, самодисциплины, развивают исследовательские и творческие способности.
Результатами данной работы стали: красочно оформленные презентации, доклады, выставка рисунков и портретов.
Особенно популярен данный метод на среднем этапе обучения, поскольку именно в подростковом возрасте развивается абстрактное мышление и логическая память. Особое внимание я обращаю на придание процессу обучения проблемного характера, развиваю навыки учеников самим находить и формулировать проблемы, делать теоретические обобщения.
Например, на уроках обществознания в 7-х классах особый интерес вызвала работа над проектом «Я в этом мире». Учащиеся проводили анкетирование, представили доклады, защищали свою точку зрения.

Хочу отметить, что проекты в 7 - 8-х классах являются в основном краткосрочными и несколько упрощенными по оформлению, что не умаляет их значимость, а лишь говорит о соответствии возрастным особенностям школьников данного возраста.

Для оформления презентаций по проектам «Конституция РФ - путь к правовому государству», «Молодежь. Молодежные субкультуры», «Избирательная кампания «Школьной страны»были подготовлены диаграммы, отобраны фотографии, видеоклипы, музыкальное оформление. Представление проектовбыло очень красочным и эмоциональным.
На старшем этапе обучения проектная деятельность учащихся приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования.
По составу участников проекты могут быть индивидуальными, групповыми и коллективными:

групповая форма - основана на работе творческих микрогрупп при выполнении заданий, ролевых игр. Группа, как правило, состоит из 3-5 человек. Например, в 10-м классе при изучении темы «Культура России I половины XVIII века» класс делится на микрогруппы, каждая из которых проводит воображаемую экскурсию по Третьяковской галерее и Русскому музею;

индивидуальная форма - данная форма работы используется при выполнении проектов, исследовательских работ, при развитии монологической речи и умений работать с документами;

коллективная форма - данную форму работы используется для сплочения классного коллектива. Это помогает формированию у учащихся чувства ответственности за принимаемые решения. Например, урок-конференция по теме «Глобальные проблемы современности»

За свою работу ученики получают сразу несколько оценок: за оформление, за содержание, за защиту. Это стимулирует интерес, мотивирует на самостоятельную поисковую деятельность.

В курсе обществознания использования проектного метода раскрывает другие возможности. К примеру, при изучении темы «Глобальные проблемы современности» учащимся были предложены темы: «Военные конфликты и угроза миру», «Проблемы ресурсов» и другие, раскрыть которые полно возможно только при использовании Интернет-ресурсов. Начинается освоение информационных технологий, групповая работа. Обозначив проблематику проекта, ученики выдвигают гипотезы, ведут напряженный поиск путей решения с помощью технологии «мозгового штурма». Публичное представление продукта, выступление на презентации со своей работой - завершающий этап творческой деятельности. Таким образом, формируются знания сразу по нескольким предметам, и творческий потенциал получает возможность для выражения.

В ходе изучения проектных педагогических технологий и работы по организации проектной деятельности учащихся я обратила внимание на то, что в проектном методе обучения заложен огромный образовательный, воспитательный и развивающий потенциал. Конечно, этот метод не является универсальным, но он имеет большие преимущества:
. развивает интеллект ученика, его умение планировать и отслеживать последовательность выполняемых действий, усваивать знания и применять их в практической деятельности;
. развивает творческие способности и самостоятельность;
. он ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которая предполагает владение определенными умениями: анализа, синтеза, мысленного экспериментирования, прогнозирования;
. он творческий по самой своей сути, т. к. предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов;
. позволяет обучить детей умению получать знания через свою деятельность. .

Учебным результатом опыта проектирования является способность создавать

и защищать свой продукт. Через эмоциональное переживание, погружение в

проблему, переживание «ситуации успеха». Учащийся делает открытие в самом

себе, в товарищах, в предмете исследования. Реализуется принцип связи

обучения с жизнью.

Главный результат - компетентность учащихся в области истории, конкретные умения и навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности.

Проектная деятельность способствует более глубокому осмыслению учащимися прошлого и настоящего России, ведет к формированию собственных оценок,

развитию критического мышления учащихся преодолеть догматизм, который препятствует совершенствованию учебной деятельности.

Немало этот метод дает и мне как учителю. Это и возможность творчества, и новые умения, и, главное, новый этап сотрудничества и взаимодействия с ребятами. Метод проектов позволяет интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

Представила: Шарикова Н.И., зав. УМК истории обществознания
Дата: 01.12.11

Общепризнано, что современного человека должны отличать ответственность и инициативность, продуктивность и эффективность, адаптивность к дамично меняющимся условиям, способность к множественным выборам, новый тип функциональной грамотности.Формирование этих социально значимых качеств и призвана решить модернизация образования.

Что такое метод проектов

Под проектом (от лат. ргоуесtuз - двинутый вперед) в “Словаре русского языка” С.И.Ожегова понимается:

1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма, устройства;

2) предварительный текст какого-нибудь документа; 3) замысел, план.

Такое толкование значения этого слова близко к его общетехническому пониманию. Поэтому в технической сфере смысл разработки проекта как раз и состоит в том, что в результате должны по­иться либо определенный материальный объект, либо алгоритм его создания, а также необходимая документация и технология. В сущности, этот результат в технике и носит название проекта, неважно, будет ли это проект здания,автомобиля, станка и т.д. Термином “проект” объединены, таким образом, как работа по созданию проекта, сам продукт этой работы, так и способы тиражирования этого продукта в других условиях.

Проекты стали распространенной формой продуктивной и общественно значимой деятельности людей в самых различных сферах. Мы постоянно слышим о гуманитарных, экологических, эко­номических, политических, спортивных, развлекательных и других проектах.

Проекты под названием “Метод про­блем” уже 80 лет назад начали активно внедряться и в школьную преподава­тельскую практику. Обычно этот метод связывают с идеями американского фи­лософа и педагога Дж.Дьюи, который предлагал строить обучение на актив­ной основе, через практическую дея­тельность ученика, соответствующую его личной заинтересованности именно в этом знании. Подробное освещение метод проектов получил в работах аме­риканских педагогов У.Х.Килпатрика и Э.Коллингса, которые пытались органи­зовать не просто активную познава­тельную деятельность учащихся, а дея­тельность на основе совместного труда, сотрудничества учащихся в процессе работы над проектом.

В 1920-е гг. метод проектов привлек внимание советских педагогов, считав­ших, что он, обеспечив развитие иници­ативы и творческой самостоятельности школьников, будет способствовать не­посредственной связи между приобре­тением знаний и умений и применением их в решении практических задач. Бо­лее того, сторонники метода проектов (В.Н.Шульгин, М.В.Крупенина, Б.В.Игна­тьев) провозгласили его единственным средством преобразования “школы уче­бы” в “школу жизни”, где приобретение знаний будет осуществляться на основе и в связи с трудом учащихся. При этом учебные предметы отрицались, система­тическое усвоение знаний на уроках под руководством учителя подменялось ра­ботой по выполнению заданий проектов, которые часто имели общественную направленность. Темы их говорят сами за себя: “Поможем ликвидировать негра­мотность”, “Вред алкоголя” и т.п. Неуди­вительно, что уровень общеобразова­тельной подготовки школьников падал, учащиеся приобретали лишь знания и навыки, связанные с выполняемой ими практической работой. Поэтому универ­сализация метода проектов была осуж­дена и в дальнейшей практике советской школы этот метод не применялся.

За рубежом (в США, Великобрита­нии, Бельгии, Израиле, Финляндии, Гер­мании, Италии и др.) метод проектов нашел широкое распространение и приоб­рел большую популярность за счет ра­ционального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.

В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-1990-х гг. в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отноше­ний между учителем и учениками, по­иском активных форм познавательной деятельности школьников.

Следует различать широкое толко­вание проекта как понятия и конкрет­ную образовательную технологию - “метод проектов”. Проект, как было указано выше, это совокупность опре­деленных действий, документов, пред­варительных текстов, замысел для создания реального объекта или какого-либо теоретического продукта.

Метод проектов - это дидактическая категория, обозначающая систе­му приемов и способов овладения определенными практическими или тео­ретическими знаниями, той или иной деятельностью. Поэтому, если мы го­ворим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидакти­ческой цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Под мето­дом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют уча­щимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоя­тельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.

Не следует забывать и о том, что про­ектная деятельность школьников отли­чается рядом признаков от учебно-ис­следовательской. Во-первых, в отличие от последней метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое иссле­дование проблемы и разработку конкрет­ного варианта (модели) образовательного продукта. Во-вторых, для учебно-иссле­довательской деятельности главным ито­гом является достижение истины, тогда как работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата. Кроме того, проект, являясь результатом коллективных усилий ис­полнителей, на завершающем этапе дея­тельности предполагает рефлексию сов­местной работы, анализ полноты, глуби­ны, информационного обеспечения, твор­ческого вклада каждого.

Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей су­ти и нацелена на то, чтобы получать но­вые знания, а цель проектирования - выйти за рамки исключительно иссле­дования, обучая дополнительно конст­руированию, моделированию и т.д. Это обучение должно осуществляться как на материале существующих учебных предметов, так и в специально органи­зованной учебной среде.

Для современной школы актуальны­ми являются две разновидности проек­тирования. Педагогическое проектиро­вание как процесс преобразования об­разовательной системы можно отнести к социальному типу (проектирование организаций, норм, сложных социаль­ных объектов). Включение же учащихся в проектную деятельность (метод про­ектов) относят к проектированию гуманитарного типа , которое предполагает: определение целей, разработку средств их реализации; учет социальных и культурных условий, т.е. учет позиций других участников проекта.


Рассмотрим возможности использования метода проектов в школьной педагогической практике.

В 1999 г. в московской школе № 207 начала работу первая проектная группа , разрабатывавшая тему “Мир с высоты моих 16” .

В 2001 г. эстафету под­хватила вторая группа старшеклассников, обратившаяся к теме с не менее публицистическим названием “Легко ли быть молодым?”.

Исходным этапом работы является так называемый предпроект. В ходе этого этапа осуществляется выстраивание межличностных отношений, выявляются лидеры, планируется экспери­мент, а главное, формулируется тема проекта.

В том случае, когда область научно­го знания, внутри которой предстоит развернуть исследование, и сама идея предъявляются учителем, первым ша­гом является актуализация этой идеи в сознании участников проектной груп­пы. Показав актуальность и привлека­тельность погружения в данную об­ласть исследовательской деятельности, учитель тем самым пытается найти в учениках - участниках проектной группы - партнеров и единомышлен­ников, ибо основной принцип техноло­гии проектного обучения - это сотруд­ничество и сотворчество.

На первую встречу, как правило, приходят многие - почти все учащие­ся 10 классов. Они еще не знают, зачем пришли, ими руководят интерес и чув­ство солидарности. Особенно важно для учителя, чтобы среди пришедших оказался явный или неявный лидер ученического коллектива, так как он впоследствии может стать и лидером проектной группы. Опыт показывает, что эта встреча - самая сложная, она должна быть всесторонне продумана педагогом вплоть до проигрывания воз­можных ответов учеников на постав­ленные вопросы.

Уже на этом этапе внимание уделя­ется оформлению кабинета, в котором проводятся встречи. Можно использовать специально созданные кодопленки. На первом собрании демонстрируется пленка, отражающая цели работы над проектом и содержание первого этапа.

Цели работы над проектом:

Научить самостоятельному достиже­нию намеченной цели;

Научить предвидеть мини-пробле­мы, которые предстоит при этом ре­шить;

Сформировать умение работать с ин­формацией, находить источники, из ко­торых ее можно почерпнуть;

Сформировать умения проводить ис­следования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;

Сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.

Этапы работы над проектом:

Предпроект;

Этап планирования работы над про­ектом;

Аналитический этап;

Этап обобщения;

Презентация полученных результа­тов.

Предпроект: обмен знаниями по те­ме, интересами; высказывания пожела­ний, вопросов; обсуждение возникших идей; перечисление возможных тем проекта; формулирование темы проек­та для класса или группы учащихся; формулирование тем для работы под­групп.

Вот какие вопросы и проблемы выдвигаютя школьниками , как представляющие для них интерес, на первом собрании группы: взаимоотно­шения с родителями; дружба с разны­ми людьми; проблема употребления алкоголя и наркотиков; сексуальные отношения; религиозные и другие сек­ты; отношение общества к молоде­жи; молодежная музыка, одежда, фильмы, игры; отношение молодежи к армии.

Несложно убедиться, что названные проблемы связаны с процессом социа­лизации, т.е. с усвоением человеком знаний, норм и ценностей, позволяю­щих ему быть полноценным членом об­щества. Высказывание проблем - про­цесс шумный и довольно длительный, но это те самые поиски общего языка, выстраивание отношений, которые яв­ляются ядром предпроекта. В конце со­брания назначается точная дата следу­ющей встречи и дается конкретное за­дание - определиться, какой из пред­ложенных проблем должен быть, на ваш взгляд, отдан приоритет. На второе собрание проектной группы, как показывает опыт, приходят те учащие­ся, которые твердо решили принять участие в предложенной работе. Со­брание начинается с выбора секретаря в чьи обязанности входит ведение протокола. Главная задача этого собрания - формулирование темы проекта и распределение по подгруппам. Участ­ники первой проектной группы в результате обсуждения назвали проект “Мир с высоты моих 16”.

Вторая проектная группа назвала проект “Легко ли быть молодым?”.

Следующим шагом является рас­пределение участников на подгруппы и определение тем их работы как ком­понентов общей исследовательской темы.

Затем формулируются темы рефе­ратов. Вот какие темы избирали участни­ки второй проектной группы: “Все мы родом из детства”; “Маргиналы на стыке тысячелетий”; “Преступность несовершеннолетних”; “Роль средств массовой информации в жизни людей”; “Какая армия нам нужна?”; “Игры, в которые играют люди; люди, которые играют в игры”.

Участники про­ектной группы получают задание: придумать эмблему проектной группы и просмотреть литературу по теме реферата, имеющуюся в библиотеке, а также по возможности познакомиться с информацией, размещенной на различных сайтах в Интернете и свзанной с проблематикой работы. Учитель напоминает, что необходимо сделать фотографии по подгруппам, а одному или двум участникам дается задание объединить все фотографии, эмблему и название тем рефератов на ватмане.

Основная цель этапа планирования , который начинается с третьего собрания проектной группы, - получение общего представления о будущем направлении исследовательской работы.

Так же, как и на первом собрании, учитель использует визуальное оформление собрания. На этот раз оно предствлено кодопленкой, отражающей содержание этапа планирования работы над проектом.

Планирование работы над проектом: определение временных рамок, ограничивающих этапы работы; обсуждение вариантов оформления отчетности о выполненной работе; формулироваие наиболее актуальных проблем, способных оказать влияние на ход исследовательской работы.

В ходе третьего собрания учитель лишь изредка вносит коррективы в ход дискуссии по планированию проектной деятельности. Очень важно максимально предоставить инициативу учащимся, оставив себе роль консультанта и помощника.

Именно на третьем собрании опредеются основные проблемы, относящиеся к проведению исследования:

Как работать с книгами и журналами? Как правильно оформлять реферат?

Как проводить анкетирование и тести­рование?

Аналитический этап: исследова­тельская работа учащихся и самостоя­тельное получение новых знаний; уточ­нение намеченных цели и задач; поиск и сбор информации через собственные знания и опыт учащихся; обмен инфор­мацией с другими лицами (учащимися, учителями, родителями, приглашенны­ми консультантами и т.д.); изучение специальной литературы, привлечение материалов средств массовой информа­ции, Интернета.

Следует отметить, что основной за­дачей аналитического этапа являются самостоятельное проведение учащими­ся исследования, самостоятельное по­лучение и анализ информации. Учитель при этом следит за ходом исследования, его соответствием цели и задачам про­екта, оказывает группам необходимую помощь, не допуская пассивности от­дельных участников. В его задачу так­же входят корректировка деятельности групп и отдельных участников и по­мощь в обобщении промежуточных ре­зультатов для подведения итогов в кон­це этапа.

Очень важными мероприятиями аналитического этапа являются заня­тия, связанные с ознакомлением уча­щихся с алгоритмами специальных спо­собов работы с информацией, таких, как проведение анкетирования, социологи­ческого опроса, поиска литературы и работы с ней, поиска информации в Ин­тернете.

На четвертом собрании групп проводится библиотечное занятие. Ос­новной его целью является знакомство уча­щихся с каталожной системой библио­теки, обучение умению пользоваться системой поиска литературы.

Пятое собрание посвящается обучению умениям конспектировать и реферировать текстовую информацию. По окончании занятия участники про­ектной группы получают задание: на­писать сложный план своего будущего реферата и составить список использу­емой литературы и других источников информации.

Шестое собрание проектной группы отводится знакомству с некоторыми приемами анкетирования и социологи­ческого опроса.

Седьмое собрание проектных групп предполагает подведение итогов про­деланной работы. Представители каж­дой из подгрупп отчитываются о прове­денных социологических исследовани­ях, рассказывают о том, в каком состоя­нии находится работа над рефератом. Второй, не менее важной, задачей, ко­торую обсуждают участники, была подготовка к презентации. Участники первой проектной группы решают, что для презентации необходимы видео- и фотосюжеты по каждой из тем. Участ­ники второй проектной группы решают поставить спектакль, общее направле­ние которого должно соответствовать названию проекта.

Этап обобщения: систематизация, структурирование полученной инфор­мации и интеграция полученных зна­ний; построение общей логической схе­мы выводов для подведения итогов (в виде рефератов, докладов, конферен­ций, видеофильмов, спектаклей, стенга­зет, школьных журналов, презентации в Интернете и т.д.).

Задача учителя на этом этапе - пре­доставить учащимся максимальную са­мостоятельность и помочь проявить твор­ческую активность в выборе форм пред­ставления результатов проекта; стиму­лировать формы, которые дают возмож­ность раскрыться каждому ученику.

На восьмое собрание все участники первой группы приносят свои рефера­ты. После небольшого краткого отчета о результатах проделанной работы принимается решение закончить работу над рефератом и приступить к написанию выступления по материалам работы каждой из подгрупп.

Целью является создание в пись­менной форме краткого по содержанию документа, включающего характерис­тику целей проведенного исследования, применявшихся методов и полученных результатов, а также сообщение о наме­рении продолжить исследование, если такое намерение предусматривалось авторами.

Вот какие темы рефератов были представлены участниками подгрупп: “Политика - любимая игра человече­ства”; “Влияние религии на поведение человека”; “Преступность несовершен­нолетних”; “Современная семья - гар­мония и конфликты”.

Презентация полученных резуль­татов: осмысление полученных дан­ных и способ достижения результата, обмен полученной информацией, а также накопленным опытом в классе или группе учащихся; обсуждение и совме­стная презентация участниками ре­зультатов работы надо проектом; сов­местная презентация результатов на уровне школы, города, округа и т.д.

Особенность этапа заключается в том, что само осуществление презента­ции в той форме, которую выбрали уча­стники, является, по сути, учебным и ориентировано на приобретение навы­ков представления итогов своей дея­тельности.

Подготовка и обобщение материала для презентации, как правило, вызы­вают новые вопросы и побуждают уча­щихся к дискуссиям. Здесь может быть подвергнут критике ход исследований, самостоятельно выявлены ошибки, до­пущенные в ходе работы над проектом. Задача учителя - объяснить участни­кам проектной группы основные пра­вила ведения дискуссии и делового об­щения; стремиться выработать навыки конструктивного отношения к критике своих суждений другими и к наличию в группе многих точек зрения на реше­ние проблемы.

Таким образом, метод проектов основывается на позициях педагогики прагматизма, представители которого отстаивают принцип “обучения посредством деятельности”, рассматривая ее как вид созидательной работы, в которой ученик выступает активным участником. В основе этого метода лежит не информационный подход, ориентированный на развитие памяти, а деятельностный, нацеленый на формирование комплекса мыслительных способностей (понимания, рефлексии, конструирующего воображения, способности к целеполаганию), необходимых для исследовательской деятельности.

Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний; изучения методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно поставить и сформулировать задачу пректа, найти метод анализа ситуации); рефлексии и интерпритации результатов.

Работа над проектом способствует воспитанию у учащихся: значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог); чувство ответственности, самодисциплины; способности к методической работе и самоорганизации.

Проектная деятельность развивает: исследовательские и творческие способности личности.

Сущность и ценность образовательных проектов состоят в том, чтобы научить детей проектировать собственную траекторию движения при решении того или иного социокультурного вопроса.

Литература .

1. Клименко А.В. Проектная деятельность учащихся. ж.ПИиОбщ., 2002г., №9

2. Мачехина В.Н. Организация проектной деятельности старшеклассников.

ж. ПИиОбщ., 2002г., №9

3. Проект: “20 век: год за годом”. ж. ПИиОбщ, 2001г.,№9

В современном российском образовании различают широкое толкование проекта как понятия и образовательную технологию – «метод проектов».

Метод проектов – система обучения, в которой знания и умения учащиеся приобретают в процессе планирования выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.

Метод проектов (проективная методика), как образовательная технология – это дидактическая категория, обозначающая систему приемов и способов овладения определенными практическими и теоретическими знаниями, той или иной деятельностью. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая завершается практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

Под методом проектов в дидактике понимают совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательным представлением результатов.

В нашей работе мы говорим о методе проектов, имея в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

В период бурной информатизации нашего общества нарастает потребность в обучении и воспитании детей, способных жить в открытом обществе, умеющих общаться и взаимодействовать со всем многообразием реального мира, имеющих целостное представление о мире и его информационном единстве. Поэтому для развития детей приобретают значимость умения собирать необходимую информацию и выдвигать гипотезу, делать выводы и умозаключения использовать для работы с информацией новые информационные технологии.

Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации из различных источников, включая Интернет. Эти качества личности есть ни что иное, как ключевые компетентности. Они формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий – проектных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.



Проектная деятельность прекрасно согласуется с принципами современного образования, такими как:

 принцип обучения деятельности;

принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации;

 принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности и самостоятельной деятельности ученика;

 принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие;

 креативный принцип.

На предмете обществознания проектный метод позволяет реализовывать проблемное обучение, активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию, развивать творческую инициативу учащихся. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Использование этого метода делают учебный процесс творческим, а ученика – раскованным и целеустремленным. При работе над проектами царит творческая рабочая обстановка, при которой поощряется любая самостоятельная работа, привлечение нового, не изученного материала, когда идет интенсивное самообучение и взаимообучение, создаются условия для саморазвития творческой индивидуальности человека и раскрытия его духовных потенций.



С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках информатики углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам, выполнять социальные заказы общества.

21.Личностно-ориентированное образование при обучении обществоведческим дисциплинам.

Задачи, стоящие перед современным образованием, можно решить, обратившись к личностно-ориентированной педагогике (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, О.В.Заславская, С.В. Кульневич, В.В. Шоган). Именно она позволяет обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности, становления ключевых компетенций. Это связано с тем, что основными принципами личностно-ориентированного преподавания являются природосообразность, культуросообразность, индивидуально-творческий подход, жизнетворчество и сотрудничество.

Личностно-ориентированный подход предполагает активное участие учеников в образовательном процессе, основанном на самоорганизации. В результате у школьников происходит становление умения осмысливать и переосмысливать содержание знаний, возникает личностное отношение к ним, способность к творчеству. Развиваются такие личностные качества, как активность, ответственность, самоконтроль, самодисциплина, умение делать выбор, давать оценку фактам и событиям, уважать чужое мнение, толерантность к окружающим. Все это помогает ребенку обрести ценности и смыслы жизни, осуществляет его развитие как человека культуры и целостной личности, поддерживает его индивидуальность и творческую самобытность.

Личностно-ориентированное содержание требует для своей реализации адекватных педагогических технологий. Их характерные черты: сотрудничество, диалогичность, творчество, направленность на поддержку индивидуального развития ребенка, предоставление ему необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельного решения, выбора содержания и способов учения, сотворчества учителя и учащихся. В связи с этим основными методами преподавания являются: дискуссия, педагогическая поддержка, рефлексивность, создание ситуации выбора и успеха, диагностические, системное моделирование, проектировочная и творческая деятельность.

Дискуссионность содержания образования формирует понимание проблемной неоднозначности выдвигаемых положений. Прием сопоставительного анализа понятий и явлений способствуют становлению предпосылок для самоорганизации личностных установок на осознание внутренних источников, связей, механизмов развития событий. При организации дискуссии особое значение необходимо придавать условиям её проведения, созданию некоторой среды, ставящей учеников в позицию экспертов, дающей возможность для оценивания, сравнения, критичности, мотивирования, самоутверждения, самореализации и т.д. Основой дискуссии является создание проблемной ситуации. В ходе дискуссии участники учатся не только воспринимать высказываемые идеи, информацию, мнения, но и уважительно относиться к точке зрения других людей.

При этом осуществление диалога учителя и учеников на уроке становится одним из ключевых условий личностно-ориентированного обучения, создания комфортной образовательной среды, воспитания учащихся в духе толерантности. Ведь диалогическая направленность в общении – это, прежде всего, ориентация на равноправное общение, основанное на взаимном уважении и доверии, ориентация на взаимопонимание позиций, взаимную открытость и коммуникативное сотрудничество, стремление к взаимному самовыражению, развитию, сотворчеству.

При этом необходимо уйти от традиционного диалога, построенного на вопросе учителя и ответе ученика. Необходимо строить вопрос так, чтобы ученик свободно мог высказать свое мнение (Как вы думаете…?, Каково ваше мнение…? и т.п.). Не спешить оценивать правильность ответа, а дать возможность высказать свои предположения другим учащимся. В результате в процессе дискуссии школьники совместно с учителем смогут найти ответ. Причем учитель, не навязывая своего мнения как единственно правильного, должен направлять мыслительную деятельность учащихся. Именно тогда приобретаемые знания будут осмыслены, наполнены личностным смыслом.

В этом случае дискуссия на уроке:

– это доброжелательная, комфортная обстановка, когда ученику не страшно высказать свое мнение, когда он не получит негативную оценку собственной личности или поведения;

– это поощрение активности того, кто задает вопрос, высказывает собственное мнение. Любое мнение не должно быть проигнорировано, все должны вникнуть и обсудить то, о чем говорится;

– это спор, защита собственной позиции, прояснение того, что не понятно, попытка докопаться до истины;

– это совместный творческий поиск, когда все вместе пытаются решить учебную проблему или задачу;

– это возможность для учеников проявить и сформировать собственную позицию, проявления ценностно-ориентировачной активности.

Таким образом, при создании условий для самоорганизуемой учебной деятельности учащихся важную роль играет педагогическая поддержка. Она реализуется через специально организованную деятельность учителя, помогающего ученику самостоятельно осознать содержание учебного материала. И здесь важную роль играет обучение школьников навыкам работы с учебным материалом, историческим текстом, умению анализировать, сопоставлять, делать выводы. Исторические понятия не должны усваиваться как готовые знания, необходимо, чтобы они возникали в сознании школьников в результате логического выведения и построения. В этом случае достигаемые результаты усвоения являются продуктом собственной познавательной деятельности, организуемой и управляемой педагогом.

Активизировать познавательную деятельность учащихся помогает создание на уроке проблемной ситуации. Процесс проблемного обучения складывается из двух необходимых этапов:

Постановки практического или теоретического задания, вызывающего проблемную ситуацию;

Поиска неизвестного в ней путем самостоятельного исследования ученика, либо совместно с учителем.

В результате процесс усвоения начинается не с предъявления ученику известного образца, а с создания учителем таких условий учебной деятельности, которые вызывают потребность в усваиваемых знаниях, а само знание выступает как неизвестное, подлежащее усвоению. В этом случае поиск неизвестного в проблемной ситуации совпадает с процессом усвоения новых знаний. Учитель же, помогая ученику постигать общие способы ориентации в исторической действительности, тем самым способствует развитию его мышления, становлению его личности.

Причем обеспечить необходимое развитие может оптимальная последовательность проблемных ситуаций, служащих усвоению новых знаний, их определенная система. При этом между ближайшими проблемными ситуациями может стоять достаточно сложная система иных знаний, предполагающих проблемное усвоение необходимых учебных сведений, выполнение заданий, служащих для развития учащихся и т.п. Последовательные проблемные ситуации в этом случае представляют собой основные звенья в становлении нового действия, в которых раскрываются новые отношения и условия, обеспечивающие более высокий уровень познавательной деятельности школьников.

Важным моментом в формировании умения добывать необходимую информацию играет обучение учащихся правилам написания работ научного характера (исследований, рефератов, отчетов о проделанной работе), использование метода проектирования. Создание проектов, научно - исследовательская деятельность предоставляет учащимся максимальные возможности для самостоятельного изыскания и присвоения информации, для стимулирования навыков самостоятельного оперирования полученным материалом. При этом дети получают возможность осваивать продуктивные приемы мыслительной деятельности.

Метод проектирования стимулирует само- и взаимообучение, развитие коммуникативных навыков, а также личностных качеств – познавательную инициативность, поисковую активность, творческие способности, самостоятельность, деловое лидерство. Осуществление проекта происходит поэтапно: движение идет от замысла к результату, а завершение проекта, обсуждение итогов работы, возможность продемонстрировать его другим людям дает ребенку чувство осмысленности и оправданности усилий. К тому же коллективная работа над проектом избавляет учащихся от неприятного ощущения подконтрольности, создает чувство свободы, снимает интеллектуальные страхи, способствует возникновению внутренней мотивации.

Переосмысление учебного материала происходит и в результате творческой деятельности. Творчество – это размышление над известным, в результате которого появляется новый, личностный смысл знания, открывается его «значение для себя», личностная ценность.

Творческое начало при изучении истории может помочь развитию личности ребенка, его способности к саморазвитию, что, по моему мнению, является основной задачей процесса обучения. Мне бы хотелось, чтобы история заставляла детей думать, творить, мечтать, созидать, чувствовать.

Для того чтобы ученик мог почувствовать мой предмет, он должен пропустить полученные знания через себя, свои чувства и представления, создать свой образ видения исторического события. Для этого он должен погрузиться в изучаемое время, увидеть его со всех сторон. Решению этой задачи способствует использование творческих заданий, игровое моделирование, которые помогают наполнить знания детей эмоциональным, личностным содержанием. Ребенок становится как бы участником исторических событий.

В результате применения в образовательном процессе личностно- ориентированных технологий школьники получают возможность запоминать в процессе размышления. Ситуации выбора, принятия решения создают условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой учащиеся не только открывают нечто новое для себя, но и создают это новое, творят его. При этом у ребенка формируется сознательная творческая позиция.