Кара́-Балта́ (кирг. Кара-Балта - «чёрный топор») - город в Киргизии, административный центр Жайылского района Чуйской области. До 1992 был городом районного подчинения Калининского района. Население города в 2009 году составляло 37,8 тыс. человек (2009). По данным на 2015 год, в городе зарегистрировано 47 000 человек, а фактически проживает более 70 000 человек
География
Размещён у северного склона Кыргызского хребта в западной части Чуйской области, в 62 км от города Бишкек в умеренном широтном поясе. Рельеф местности спокойный, с незначительным понижением высотных отметок по направлению с юга на север. Город окаймляет речка Кара-Балта.
Уже в V-VIII веках в Чуйской долине возникли земледельческие поселения. После нашествия Чингиз-хана здесь с XIV до XIX века жили племена кочевников и скотоводов. После подчинения края Кокандскому ханству в начале XIX века в Чуйской долине возводится укрепление. В 1974 году основывается русский переселенческий посёлок Кара-Балта.
Экономика
Кара-Балта - город районного подчинения, имеющий собственные общественные учреждения и объединения, хозяйствующие субъекты, административные структуры министерств и ведомств, являющийся одним из важнейших транспортных узлов Чуйской области. В период существования СССР верхняя южная часть города была закрытым «почтовым ящиком» с несколькими засекреченными производствами, включая основное предприятие города - Кара-Балтинский горнорудный комбинат (КГРК) - крупнейшее в Центральной Азии предприятие по переработке ураносодержащей руды. Эти производства расположены в специальной зоне с высококачественной промышленной инфраструктурой, жилым фондом и объектами социальной сферы в южной части города. Несмотря на то, что многие из этих предприятий в настоящее время закрыты, сократили объёмы производства или перепрофилировались на выпуск другой продукции для продолжения работы, до настоящего времени г. Кара-Балта обеспечивает 70 % промышленного выпуска Чуйской области. На территории города функционируют 32 акционерных общества, 93 ООО, 12 предприятий, предоставляющих услуги населению, 22 предприятия малого и среднего бизнеса по переработке сельхозпродукции, 39 кафе и столовых. Крупнейшим предприятием постсоветского периода является нефтеперерабатывающий завод.
Образование
В городе имеется Пищевой техникум, филиал Кыргызского технического университета, а также медицинское училище и 13 общеобразовательных школ с обучением на киргизском и русском языках, имеется также сеть детских дошкольных учреждений.
Транспорт
Станция Киргизской железной дороги Через город проходят магистральные автотрассы Бишкек - Ташкент и Бишкек - Ош. Внутри города функционирует несколько городских автобусных маршрутов представленных автобусами малой вместимости. Также очень популярны многочисленные частные маршрутные такси в виде легковых автомобилей.
Примечания
Информация о г. Кара-Балта на сайте Ассоциации городов Кыргызской Республики Блог о городе Кара-Балта. Фотографии…
Жайыльский район Чуйской области Киргизии занимает 3028 км². В двенадцати населенных пунктах Жайыльского района проживает 92 645 человек. Город Кара-Балта является его админинстративным центром. Название города переводится с киргизского «черный топор». Справочники Кара-Балта уточняют, что он на протяжении всей своей истории был торговым поселением: в VI-VП веках, именуясь Нузкет, он представлял собой торговый центр на Великом шелковом пути, в начале ХХ века здесь располагались многочисленные артели, с 1975 он становится крупным промышленным центром Чуйской области. Ранее он назывался Микояна и Калининское. Образованный в 1825 году, статус города он получил в 1975. Карта Кара-Балта показывает, что он располагается у подножия склона Ала-Тоо на высоте 700-750 метров. Его окаймляет река Кара-Балта, которая берет свое начало в месте слияния горных рек Тую, Абла, Коль. На территории Кара-Балта проживает 37,8 тыс. человек.
Промышленные предприятия и организации Кара-Балта представлены Кара-Балтинский горнорудным комбинатом - крупнейшим по переработке ураносодержащей руды в Центральной Азии. Также этот комплекс производит молибден, рений, вольфрам, олово, серебро, барит. Город является крупнейшим транспортным узлом области. Здесь проходит железнодорожная линия Ташкент-Тараз-Бишкек-Балыкчи и автомагистраль Ташкент-Бишкек-Алматы. Для экономического и социального развития города огромное значение играют автомобильные дороги, проходящие по правому берегу реки Кара-Балта. Многие фирмы и компании Кара-Балта занимаются логистикой и перевозками. Малый и средний бизнес представлен учреждениями Кара-Балта, которые занимаются переработкой сельскохозяйственной продукции. Образовательные учреждения Кара-Балта представлены средними школами и детскими садами. В настоящий момент здесь есть проблема, связанная с нехваткой учителей и воспитателей.
Все телефоны Кара-Балта предполагают набор кода «+996 331-33» до местного номера абонента. Желтые страницы Кара-Балта являются наиболее информативно полным изданием, предоставляющим всю информацию об организациях, фирмах и компаниях, функционирующих в городе. Справочники телефонов Кара-Балта ежегодно переиздаются и включают все необходимые контакты для жителей и гостей города. Телефонные справочники Кара-Балта можно найти во всех книжных киосках.
Этот замечательный город расположен в Киргизии. До 1992 был городом районного подчинения Калининского района. Расположен у северного склона Кыргызского хребта в западной части Чуйской области и всего в часе езды от Бишкека. Рельеф местности - довольно спокойный с некоторым понижением. По периметру города течет речка под названием Кара-Балта. Первые упоминания о поселении на этих территориях датируются 5 веком нашей эры. В городе есть современные , где располагаются общественные учреждения, в том числе, связанные с инфраструктурой, и на их архитектуру тоже стоит посмотреть.
Достопримечательности
Здесь располагается российская военная база, только навряд ли Вас пустят полюбоваться ее интерьерами и экстерьерами.
Про природные достопримечательности тоже не стоит забывать. Одной из таких является гидрографическая сеть города, представленная рекой Кара-Балта, окаймляющей город с востока на протяжении около 7 километров и, берущей начало в ледниках гор при слиянии горных речушек Абла, Коль, Туюк. Длина реки в целом составляет 133 км, питание реки - снеголедниковое. В районе города русло реки Кара-Балта - сухое, потому что в верхней зоне у выхода реки из горного ущелья расположен водораздел с отводными оросительными каналами, один из которых проходит по территории города. Русло и пойма реки используются для карьерных разработок. По дороге сюда можно заехать на .
В городе удивительно много зелени: величественные сосны на главной улице города - улице Турара Кожомбердиева, два многолетних парка, лесопосадки вдоль всех автомобильных дорог. Накануне 30-летнего юбилея своего города карабалтинцы посадили свыше 30 тысяч фруктовых и декоративных деревьев. Теперь у них красота и нет переизбытка углекислого газа. Везде бы было так много зеленых насаждений и многие бы отказались от проезда пары остановок, а ходили с удовольствием пешком!
Как же добраться?
В Киргизии есть аэропорты, а далее добираться можно посредством железной дороги или автомобильной магистрали на автобусе либо на такси. Кара-Балта - один из крупнейших транспортных узлов Чуйской области: с запада на восток его пересекают железнодорожная линия Ташкент-Тараз-Бишкек-Балыкчи и автомагистраль Ташкент-Бишкек-Алматы, имеющие межгосударственное значение. Вас не оставят равнодушными
сайт - Кара-Балта — один из самых молодых городов Кыргызстана. Город уютно размещен у подножия северного склона Ала-Тоо.
В период правления СССР верхняя часть города была закрытым «почтовым городом» с засекреченными производствами, включая Кара-Балтинский горнорудный комбинат, который является крупнейшим предприятием в Центральной Азии по переработке ураносодержащей руды. Несмотря на то, что многие из этих предприятий в настоящее время закрыты, сократили объемы производства или перепрофилировались на выпуск другой продукции для продолжения работы, до настоящего времени Кара-Балта продолжает обеспечивать 70% промышленного выпуска Чуйской области.
Нузкет — цепь, связывающая Чуйскую область с внешним миром
Сохранившиеся различные арабские и китайские источники свидетельствуют, что на Великом шелковом пути в 6-7 веках нашей эры в Чуйской долине зарождались торгово-ремесленные поселения. В арабских источниках упомянуты их названия: Тараз (Джамбул), Кулан (Мерке), Нузкет (Карабалта), Харон (Беловодское), Джул (Сокулук), Сарыг, Суйаб, Навкат.
Нузкет (Кара-Балта) был одним из самых крупных средневековых поселений Чуйской долины. С целью защиты от грабителей купеческие караваны находили ночлег в этом городе. На базарах города шла бурная торговля и обмен товарами. А работы ремесленников Нузкета уходили в дальние страны по Шелковому пути. Можно сказать, что Нузкет был прочным звеном в цепи, связующей Чуйскую область с широким внешним миром.
Первая крепость
Археологические раскопки показывают, что город был не маленьким, он состоял из цитадели и шахристана общей площадью около 1 км2 и располагался на месте нынешних нижних рынков. Нузкет был средоточием культуры. В городе изготавливали керамические изделия как ручным способом, так и на гончарном круге. Мастера-художники Нузкета отличались своим виртуозностью. В ходе археологических раскопок были найдены предметы с ручками крышек в виде птиц, животных, человек. Более шести веков кочевники обходили Нузкет стороной, так как на месте города не возникало поселений, и только после образования Кокандского ханства при Мадалы хане была построена крепость Шиш-Дебе (Шиш-Тепе).
Ул.Учительская
Знаменитый путешественник В.В. Бартольд посетил Кыргызстан и в своем отчете путешественник писал следующее: «Около двух следующих станций Чалдыбара и Карабалты есть остатки больших кокандских укреплений. Обе крепости имеют вполне аналогичное устройство: крепость окружена валом в виде неправильного четырехугольника: внутри ее, именно в северо-западном углу, находится еще возвышение, окруженное стеной из сырцовых кирпичей, среди сырца встречаются также целые обожженные кирпичи и их обломки. Вход в крепость одна - в восточной стороне, кроме этого пространства крепости со всех сторон были окружены непроходимыми болотами; болото около Карабалты теперь отчасти уже высохло Карабалтинская крепость носит у местных жителей название Шиш-Тепе, основание ее приписывается Соломону. Нет сомнения, что в обеих крепостях цитадели с сырцовыми стенами возведены сартами в самое недавнее время; но самые крепости могут быть гораздо более древнего происхождения… мы кроме укреплений осматривали и каменные бабы… курганы почти всегда расположены к югу от дороги, по направлению к ущельям, у самого входа в ущелье почти всегда есть курганы - явление, которое нам потом пришлось встречать и в Семиречье. Каменные бабы обычного типа находятсяоколо дороги, верстах в 5 от Чалдовара и около крестьянских домов в Николаевке и Карабалты».
Промышленное производство города
Численность населения поселка Кара-Балта к 1912 году составляла около двух тысяч человек. В поселке были саманные дома, покрытые камышом и обнесенные глинобитными дувалами. Потихоньку развивались мелкие кустарные предприятия с двумя или тремя рабочими: мельницы, сапожные, портняжные мастерские. А становление поселка, как будущего города, началось в 1924 году с завершением строительства железнодорожной ветки Пишпек-Луговая, проходящей через город. Кстати, в строительстве железнодорожной дороги участвовали многие карабалтинцы. С завершением этой железнодорожной дороги начало развиваться промышленное производство. Люди начали изготавливать конные брички, колеса, гвозди, столярные изделия, бочки, точнее все, что связано с сельским хозяйством. С 8 марта 1933 года начал работать крупный сахарный завод со всеми вспомогательными службами, теплоэлектроцентралью, жилым поселком. Завод дал мощный толчок развитию свекловодства, животноводства и других отраслей сельского хозяйства. В суровые годы Великой Отечественной войны завод обеспечивал сахаром армию рабочих. В годы войны при сахарном заводе был построен глицериновый завод. Глицерин нужен был фронту, как основа для производства каучука. В то же время шло строительство спиртового завода. Первый спирт в городе был получен в 1943 году. В 1972 году был построен мощный комбинат хлебопродуктов емкостью хранения 56 тысяч тонн зерна, ныне ГП «Буудай — Карабалта».
Памятник В.Ленину в ЦПКиО
Образование города Кара-Балта
Наличие огромного промышленного потенциала требовало для поселка Кара-Балта статуса города. В 1974 году председатель исполкома райсовета Мухамед Тургунович Ибрагимов и первый секретарь райкома партии Асан Камалович Камалов обратились с аргументированным письмом к республиканским властям. Турдакун Усубалиев поддержал инициативу, и 9 сентября 1975 года Верховный Совет республики издал указ об образовании города Кара-Балта.
Город должен был стать спутником столицы
В самом начале Кара-Балта должен был стать спутником столицы. Под руководством главного архитектора института «Киргизпромстрой» Карпенко Н.В. был разработан его генеральный план до 2000 года с расчетом на 100 000 населения. Но, к сожалению, в годы перестройки начал разрабатываться другой план города в институте «Кыргыз НИИП Градостроительства» под руководством архитектора Туговой Т.А. на 56 000 населения.
Численность населения города на 2013 год составляет 46 596 человек. Кара-Балта — многонациональный город, в котором проживают кыргызы, русские, уйгуры, узбеки, корейцы, казахи, немцы и татары. В 1991-1993 годах численность населения составляла 54 200 человек. Стремительный отток за пределы республики привело к этой цифре. На сегодня миграционный процесс значительно снижен.
Памятник Жайылу Баатыру
Спорткомплекс «Манас». Здесь проводятся футбольные, баскетбольные, волейбольные и другие соревнования районного и республиканского уровня.