Достоинством метода опроса является. Метод анкетирования. изучить основные требования к анкете

Плюсы и минусы анкетирования online

Анкетирование - один из аспектов современного маркетингового исследования. В наше время очень удобно проводить различные опросы в сети Интернет - это намного быстрее и продуктивнее, чем стандартные опросы на улицах мегаполисов.

Интернет удобен тем, что он сближает анкетируемого и интервьюера, ставит их на один уровень. Также при помощи современных технических средств обработка анкет проходит намного быстрее, чем раньше, ведь сейчас на это тратится несколько часов, а раньше было необходимо обрабатывать анкеты в течение нескольких дней. Это - несомненный плюс данного виду проведения опросов.

Естественно, наряду с плюсами существует ряд минусов. К ним относится и целевая аудитория Интернета. Во-первых, глобальной сетью даже в наше время пользуется далеко не каждый человек, особенно среднего и пожилого возраста. Так, например, компании, желающей знать мнение не только молодежи, но и пенсионеров, необходимо проводить обычные опросы или же комбинировать Интернет-анкетирование и опросы на улицах. Но, если же вы желаете узнать мнение именно пользователей Интернета, удобнее конечно разместить свой опрос на одном из сайтов, связанных тематикой с рядом ваших вопросов. Также существует проблема смещения выборки при Интернет-опросах.

Естественно, чем больший процент населения страны проводит время в Глобальной Паутине, тем меньшим будет смещение. Так, например, в Америке эта проблема не столь остра, ведь более 69% населения этой страны являются активными пользователями Интернета. Но все же серьезные базовые исследования стоит проводить не только online, но и в режиме реальной жизни.

Подведем итоги

Итак, Интернет-анкетирование является удобным, быстрым и недорогим способом проведения исследований. Но такие опросы, возможно, не покажут нам всей картины, так как не все люди пользуются Интернетом. Использование online анкетирования часто удобно для экспресс-опросов. Проведение же крупных исследований должно включать как опрос пользователей Интернета, так и той части аудитории, которая не пользуется Интернетом.

Часто Интернет-опросы используются для раскрутки сайтов или для заработка денег. Так, например, западные компании платят за заполнение анкет, потому что для них этот способ является наиболее территориально-удобным исследованием рынка. На Западе этим занимаются определенных социологические компании, в обязанности которых входит опрос аудитории, обработка данных и предоставление их клиентам. Существует множество сайтов, на которых можно пройти подобные опросы и получить за это деньги. Между прочим, в развитых странах не проводят опросы по телефону. Иностранные маркетологи считают их менее достоверными и неудобными.

Анкетирование – это одно из основополагающих технических средств, при проведении любого социального или социально-психологического исследования. Также, это один из наиболее распространённых видов опроса, в котором коммуникация между исследователем и респондентом происходит посредствам текста анкеты.

Виды анкетирования

Существует несколько классификаций, по которым принято распределять проведение анкетирования.

По числу респондентов

  1. Индивидуальное анкетирование - опрашивается один человек.
  2. Групповое анкетирование - опрашиваются несколько человек.
  3. Аудиторное анкетирование - разновидность анкетирования организованная таким образом что, заполнением анкет занимается группа людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами процедуры проведения.
  4. Массовое анкетирование - участие принимают от сотни до нескольких тысяч человек.

По типу контактов с респондентами

  1. Очное - опрос проводится с участием исследователя-анкетёра.
  2. Заочное - интервьюер отсутствует.
  3. Рассылка анкет по почте.
  4. Публикация анкет в прессе.
  5. Интернет анкетирование.
  6. Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
  7. Онлайн-анкетирование.

Данный метод имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К плюсам стоит отнести скорость получения результатов и сравнительно небольшие материальные затраты. Минусы анкетирования заключаются в том, что полученная информация является очень субъективной и не считается достоверной.

Анкетирование в психологии используется с целью получения некой информации. Контакт психолога с опрашиваемым, сведён к минимуму. Это позволяет говорить о том, что личность специалиста проводящего опрос ни коем образом не повлияла на результаты, полученные при психологическом анкетировании.

Примером использования метода анкетирования в психологии, может послужить опрос Ф.Гальтона, который исследовал влияние окружающей среды и наследственности на уровень интеллекта. В качестве респондентов в опросе приняли участие более сотни известных британских учёных.

Цель анкетирования

Перед проводящим опрос специалистом изначально стоит задача определиться с целью анкеты, которая формулируется индивидуально в каждом конкретном случае.

  1. Оценка сотрудниками компании проведённых инноваций в её управлении.
  2. Опрос работников по поводу какого-то конкретного вопроса, с целью последующей корректировки методов роботы руководства.
  3. Опрос людей с целью узнать их отношение к тому или иному социальному явлению и т.д.

После того как цель анкетирования определена, составляется сама анкета и определяется круг респондентов. Это могут быть как сотрудники компании, так и прохожие на улице, люди преклонного возраста, молодые мамы и т.д.

Особое внимание уделяется объёму анкеты. По мнению специалистов в стандартной анкете должно быть не более чем 15 и не менее чем 5 вопросов. В начало анкеты необходимо выносить вопросы, не требующие особых умственных усилий. В середине анкеты стоит поставить самые сложные вопросы и в конце они снова должны смениться на более лёгкие.

С помощью социального анкетирования можно без труда получить высокий уровень массовости проводимого исследования. Оно проводиться в большинстве случаев в тех ситуациях, когда за короткий временной промежуток необходимо получить данные от большого количества людей.

Особым отличием этого метода от других существующих можно считать анонимность. Анонимное анкетирование даёт намного больше правдивых и открытых высказываний. Но есть у этого вида письменного опроса и обратная сторона медали, из - за отсутствия необходимости указывать свои данные респонденты очень часто дают поспешные и необдуманные ответы.

Для любого бизнеса очень важно обладать информацией о потребностях его клиентов, знать, как выглядит образ идеального, постоянного покупателя, иметь объективную обратную связь о степени удовлетворенности клиентов качеством сервиса и предоставляемыми услугами. Проведение анкетирования дает возможность собрать и качественно обработать такую информацию.

Анкетирование - метод сбора информации, согласно заранее определенным целям и задачам исследования, с помощью специально разработанной анкеты-вопросника. Метод анкетирования активно используется везде, где необходимо получить достоверную и качественную информацию о поведении или настроении людей, для дальнейшего исследования в маркетинге.

Преимущества анкетирования

  1. Экономичность. Анкетирование - один из самых доступных способов сбора количественных данных. Особенно, если разместить разработанную специалистами анкету в электронном варианте на сайте компании, специальной онлайн-системе, разослать через электронную почту, или в мобильном приложении. В этом случае опрос будет иметь широкий охват аудитории и достаточно низкую стоимость. Чуть дороже обойдется анкетирование на бумажных носителях, в случае, если вы решите проводить исследование прямо на торговой точке. Однако в любом случае, независимо от того какой вариант анкетирования вы выберете, это будет гораздо доступней других видов маркетинговых исследований. Если вы хотите узнать, что думают клиенты о ваших корпоративных стандартах обслуживания, или какой продукт они хотели бы видеть на полках вашего магазина, вопросники один из самых оптимальных способов получить информацию с минимальными инвестициями.
  2. Практичность. Анкета может быть направлена на сбор информации для разрешения практически любого запроса. С помощью открытых и закрытых вопросов, а также вопросов, предлагающих сделать выбор из предложенных вариантов ответов можно:
  • получить обратную связь о степени удовлетворенности клиентов,
  • узнать порекомендовали бы они вашу компанию своим друзьям и родным,
  • услышать, какие есть пожелания по улучшению качества сервиса и предоставляемых услуг вашей компании,
  • получить информацию о том, откуда клиент о вас узнал, чтобы иметь возможность оценить целесообразность того или иного метода привлечения.
  • Скорость. Определившись с тем, какой охват аудитории будет достаточным для получения информации, вы можете быстро и легко провести опрос в режиме реального времени на торговой точке, или в интернете. Имея разработанную специалистами анкету, которая соответствует целям и задачам исследования, собрать необходимую информацию можно даже за 24 часа. Анализ анкетирования будет оперативно произведен специалистами компании «Мир Тайных Покупателей» с помощью математических методов. Подробнее о проведении анкетирования и анализе полученных результатов можно узнать .
  • Масштабируемость. Анкета позволяет собрать информацию от широкой аудитории потребителей: существующих, ушедших и потенциальных клиентов, клиентов в вашей сети и клиентов в сети конкурента, на одной точке продаж или во всех отделениях компании.

Недостатки анкетирования

Основной проблемой при анкетировании может стать некачественное заполнение опросников. Существует вероятность, что опрашиваемые будут игнорировать тот или иной вопрос, или не доводить заполнение до конца. Эта проблема может быть решена несколькими способами. В случае онлайн-анкетирования можно делать важные для получения результата вопросы обязательными для заполнения. Также следует позаботиться о клиентах заранее, еще на этапе составления анкеты: она не должна быть слишком длинной и содержать запутанные, сложные для понимания и интерпретации вопросы.

Самым популярным методом в изучении читателей и их потребностей в Интернете является опрос. Но очень часто мы делаем это непрофессионально. Называем анкетой любую комбинацию вопросов, а когда получаем результаты не можем, порой, сделать необходимые выводы.

Теория вероятностей позволяет нам составить представление о целом по сравнительно небольшой ее части, причем, с достаточно высокой степенью точности. Главное, чтобы эта выборка была репрезентативна , то есть отражала основные параметры этого целого. Поэтому одной из ключевых задач при проведении опросов является формирование выборки, то есть определение контактной аудитории, на которой будет проводиться исследование. В случае с интернет-опросами есть специфика смещения в результатах. Это связано с тем, насколько широко представлена целевая аудитория в Интернете. А так же приходятся учитывать, что в опросах, как правило, участвуют самые активные пользователи Сети.



Мировая практика проведения серьезных Интернет-опросов выработала следующий алгоритм обеспечения репрезентативности данных: вывешивается объявление об опросе; регистрируются желающие участвовать в нем; собирается информация об участниках и создается, таким образом, база данных (Интернет-панель); рассылаются приглашения принять участие в опросе, собираются и фильтруются результаты.
Библиотеки тоже могут использовать эту практику и сформировать для важных исследований свои Интернет-панели.

Опрос может проводиться путем размещения анкеты на библиотечных сайтах, представительствах библиотеки в соцмедиа, а также путем рассылки по электронной почте, предложения заполнить ее в телеконференциях. В рассылках в почтовые ящики респондентам может содержаться ссылка на сайт, где расположена анкета, или собственно сам вопросник с приглашением его заполнить.

Анкета на сайтах подразумевает размещение специальных интерактивных форм с перечнем вопросов для посетителей. Пользователь заполняет форму и нажимает кнопку. С использованием форм вы можете установить демографические показатели своей аудитории, выяснить ее мнение о предлагаемых библиотекой услугах, о самом сайте, получить жалобы на недоработки в обслу­живании и предложения по его улучшению.

Недостат­ком яв­ляется то, что в этом случае посетитель сайта вынужден совершать определенные действия, а для этого нужна сильная мотивация.

Для повышения интереса пользователей к заполнению анкет в Интернете в полной мере применимы традиционные средства, такие как премирование или оплата. Например, может применяться практика начисления бонусов за заполнение анкеты, какие-то скидки на получение платных услуг библиотеки и т. п.

Основным элементом при проведении опросов является анкета .

В структурном плане полноценная анкета должна состоять из четырех частей:

1. Вводной, где высказывается уважительное отношение к опрашиваемым и указывается, кто проводит опрос; с какой целью; инструкция по заполнению анкеты.

2. Основной анкеты, которая состоит из вопросов, связанных с целями и задачами исследования.

3. Контрольной - с вопросами, позволяющими убедиться в достоверности данных.

4. Заключительной - с вопросами, снимающими у респондентов психологическое напряжение, позволяющими выявить их социально-демографические характеристики (пол, возраст, место жительства, социальное положение, образование т.д.). А завершаться анкета словами благодарности к опрашиваемому за участие в опросе.



Формулировка вопросов должна быть конкретной, ясной и однозначной. В анкете, они должны переходить от простых - к сложным, от общих - к специальным. Вопросы не должны содержать двойного отрицания (например, "Не считаете ли Вы, что не следует..."). Особое внимание следует обратить на то, чтобы основной и контрольный вопросы не следовали друг за другом, поскольку большинство людей, отвечают на следующий вопрос, находясь под впечатлением содержания и ответа на предыдущий. Самые сложные вопросы, требующие размышления должны располагаться в середине анкеты.

Анкета должна быть лаконичной и содержать оптимальное количество вопросов (обычно стараются ограничиться 10-15 вопросами), т.к. чем длиннее анкета, тем вероятнее, что она будет отвергнута.

В тексте анкеты должна использоваться общепризнанная терминология;

Вопросы не должны содержать слова "часто", "очень часто", "много", "мало", "редко", и т.п., так как количественное восприятие этих понятий различными людьми далеко не однозначно.


Поговорим о преимуществах и недостатках маркетинговых исследований через Интернет.

Преимущества:

  • Большой охват. Возможность опросить респондентов, проживающих в географически удаленных районах.
  • Устраняется влияние личности интервьюера, если интервьюер на­ходится в плохом настроении или не воспринимает определенный тип людей и т.д. - все это влияет на по­лучаемые данные.
  • Относительно невысокие финансовые затраты.
  • Откровенность респондента. Опыт исследователей говорит и том, что респонденты через Интернет дают более честные ответы, не стремясь угодить интервьюеру.
  • Доступность анкеты.
  • Удобство. Респондент сам решает, когда ему принять участие в исследовании, и это повышает качество ответов.
  • Скорость. Для заполнения и обработки опросника требуется меньше времени, чем при традиционном интервью. Есть специальные формы для проведения и обработки данных анкетирования. Библиотекари сейчас чаще всего используют сервис Гугл.

К минусам проведения Интернет-опросов можно отнести:

  • Ограниченность интернет-аудитории, мы можем опросить только тех, кто подключен к Интернету.
  • Трудности в формировании выборки.
  • Отсутствие связи с исследователем. Респондент не может уточнить у интервьюера вопросы.
  • Искажение информации о себе.
  • Неоднократное участие одного респондента.

Надеемся, что наши советы помогут вам при организации онлайн-опросов!

Тема: «Анкетирование – как метод педагогического исследования. Виды анкет и вопросов»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Анкетирование - метод сбора информации об изучаемом объекте во время непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) педагогического общения педагога и респондента (опрашиваемого) путем регистрации ответов респондентов на сформулированные педагогом вопросы, вытекающие из целей и задач исследования.

С его помощью можно получить информацию, не всегда отраженную в документальных источниках или доступную прямому наблюдению. К анкетированию прибегают, когда необходимо, а часто и единственным источником информации является человек - непосредственный участник, представитель, носитель исследуемых явлений или процесса. Вербальная (словесная) информация, полученная благодаря этому методу, значительно богаче и в целом надежнее, чем невербальная. Она легче поддается количественной обработке и анализу, что дает возможность широко использовать для этого вычислительную технику. Достоинством метода является также его универсальность. Она заключается в том, что при опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и результаты их деятельности. Все это обеспечивает методу анкетирования преимущества, не свойственные ни методу наблюдения, ни методу анализа документов.

Анализ научных достижений и публикаций указывает на то, что систему методов исследования рассматривают: М.И. Кузнецова, Е.Э. Кочурова, Е.А. Михалычев, П.И. Пидкасистый и другие.

Цель исследования: рассмотреть особенности метода анкетирования.

Задачи: 1. Выявить сущность анкетирования.

2. Рассмотреть достоинства и недостатки метода анкетирования.

3. Проанализировать виды вопросов, помещаемых в анкету.

1. Сущность метода анкетирования

Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Это разновидность опроса, который предусматривает заполнение респондентом собственноручно специального бланка с вопросами анкеты, которая также содержит информацию социально-демографического характера о респонденте .

Основные виды анкетирования различаются объемом участников, способом заполнения анкет и способом общения во время сбора информации. Если анкетирование предусматривает опрос всех без исключения участников определенного процесса, или всю социальную группу, коллектив и т п., то такое анкетирование называется сплошным. Оно чаще используется в тех случаях, когда имеем дело с небольшими количествами людей.

Прямое анкетирование предполагает запись ответов анкеты собственноручно самими опрашиваемыми лицами, а опосредованное – если эти ответы записывает анкетер. Этот случай используется в том случае, когда самому ему это сделать тяжело или невозможно из-за травмы, плохого зрения, возраста и тому подобное.

Личное анкетирование предусматривает непосредственное общение анкетера с респондентом, а анкета заполняется в присутствии исследователя. Такой способ анкетирования наиболее удобный и информативный, он дает возможность анкетеру проконтролировать правильность и полноту заполнения анкет, предоставить в случае необходимости дополнительную консультацию опрашиваемому .

Очень похожи на личное также групповое и индивидуальное анкетирование, которые также требуют непосредственного общения исследователя с респондентами. Во время проведения группового анкетирования, наиболее распространенного при опросе школьников, их родителей, студентов, работников одного учебного заведения, участников собирают в определенное время в одном помещении в группы до 20 человек, с каждой из которых работает один анкетер. Такое анкетирование дает возможность проконтролировать процедуру сбора информации, а также сэкономить время и средства. Если же нет возможности собрать респондентов в одном городе, опрос осуществляется поочередно с каждым индивидуально.

При использовании заочного анкетирования анкетер оставляет опросный лист респонденту и он заполняет его в отсутствии исследователя. Например, анкетер передает с учениками анкеты для родителей. Этот вид анкетирования не дает гарантии в получении достоверной личностной информации от респондента.

Прессовое анкетирование предусматривает опубликование текста анкет на страницах журналов и газет с просьбой прислать заполненные анкеты по адресу. При почтовом анкетировании анкеты рассылаются по почте определенной группе лиц, выбранных избирательно, с просьбой дать ответы и возвратить их почте. Эти способы анкетирования достаточно неэффективны, потому что возвращается в среднем около 5% анкет, следовательно, говорить о репрезентативности, информативности и объективности такого опроса не приходится.

Раздаточное анкетирование напоминает заочное, поскольку анкетер вручает анкеты каждому участнику, объясняет цели исследования и задачи, консультирует по технике заполнения анкет и договаривается с опрашиваемым о сроке и способе их возврата.

Анкета состоит из трех основных частей: вступительная, основная часть и «паспортичка» . Чрезвычайно большая роль в будущей результативности опроса отводится вводной части, поскольку она должна сформировать общее отношение респондента к процедуре анкетирования, его психический настрой, серьезность и добросовестность. Основное назначение вводной части состоит в том, чтобы побудить желание у человека давать ответы. Чаще всего она располагается на титульном листе анкеты, является лаконичной и содержит введение, в котором указывается организация, что проводит опрос, его цель и задачи, раскрывается важность решения исследуемой проблемы и роли респондента, указываются правила заполнения анкеты и выражается благодарность опрашиваемому за участие в исследовании. Особенно нужно отметить аспект анонимности анкеты, а точнее мнений респондента и другой информации, которую он сообщает. Нужно гарантировать опрашиваемому то, что эти сведения, особенно частного, конфиденциального характера, не будут доступны другим без его на это согласия.

Основная часть – это наиболее важная, наиболее информативная часть анкеты для исследователя, потому что именно она предоставляет содержательную информацию, которая затем анализируется и интерпретируется, то есть она выступает основой для формулировки тех или иных выводов. Основная часть условно делится на три составляющие: сначала формулируются так называемые контактные вопросы, они несложные, просто сформулированы. Их основное назначение состоит в том, чтобы заинтересовать респондента, включить его в проблему, дать возможность апробировать на себе технику заполнения анкеты.

Вопросы постепенно усложняются, но опрашиваемый уже подготовлен к этому. Вторую группу вопросов составляют основные – наиболее сложные вопросы.

Содержание этих вопросов соответствует цели и задачам исследования и предоставляет исследователю ключевую информацию относительно исследуемой проблемы. Если необходимо решить несколько заданий, то сначала формулируются группы вопросов к каждому заданию, но в анкету они могут помещаться или блочно, или же перемешиваться с вопросами других блоков, однако, должны располагаться обязательно только в середине основной части.

Заканчивается основная часть анкеты заключительными вопросами. Стоит отметить один недостаток анкеты, которая появляется при таком расположении вопросов по уровню сложности. Поскольку все вопросы логически связаны между собой и тема постепенно сужается для рассмотрения, то возникает взаимное влияние предыдущих вопросов на последующие, что постепенно искажает общую картину.

Такое влияние вопросов имеет название эффекта излучения ибо эффекта эха.

И, наконец, «паспортичка», которая содержит вопросы о профессии, образовании, возрасте, поле, социальном происхождении, семейном положении, места проживания др. Количество и характер этой информации зависит от цели и назначения конкретного исследования. Составить «паспортичку» не так просто, как кажется на первый взгляд. Эта информация имеет большое значение во время анализа результатов исследования для выявления определенных закономерностей, характерных тенденций и взаимосвязей между выявленными ответами (мыслями, поведением), и, например, местом проживания людей или их вероисповеданием, возрастом или характером деятельности. Именно поэтому список вопросов, градация (классы) на определенные группы должен быть четко продуманным. Например, при изучении в конкретном ОУЗ учебных интересов и планов на дальнейшее обучение учеников разных возрастных категорий можно включить возрастной интервал от 12 до 15 или до 14 или 16 лет .

2. Преимущества и недостатки анкетирования

Достоинствами анкетирования являются:

Независимость ответов респондента от личности анкетера, его мировосприятия, ценностных ориентаций и тому подобное;

Достаточность времени у респондента для обдумывания вопроса и формулировки (выбора) ответа;

Использование четко разработанной анкеты как инструмента, который имеет соответствующие качественные характеристики, что уменьшает влияние на результат через недостаточность опыта анкетера;

Предварительная продуманность, взвешенность вопросов, которые формулируются в анкете (при условии ее качественной разработки);

Достаточно широкий спектр вопросов, неограниченность во времени как, например, при интервьюировании;

Возможность стандартизации процедуры сбора данных и их последующей статистической обработки, что дает возможность использовать эту информацию для выработки управленческих решений и формулировки взвешенных выводов (при условии соблюдения всех правил формирования выборки респондентов, проведения процедуры анкетирования и качества самой анкеты как инструмента) .

Различные виды анкетирования дают возможность получить информацию разной степени надежности и достоверности, что является естественным ввиду особенности процедур анкетирования в разных случаях. Понятно, что анкетирование, которое проводится опытным анкетером в его присутствии после короткого инструктажа респондент(а)ов, а анкета собирается исследователем собственноручно и проверяется ее заполнение (то есть анкетирование прямое, личное и индивидуальное) имеет значительно более высокие качественные характеристики и может применяться при количественных исследованиях определенной ситуации или явления.

Однако анкетированию свойственны и некоторые общие недостатки, а именно:

Невозможность гибкого реагирования на процесс получения информации, перевод его другую сторону, на более интересные, актуальные для исследователя аспекты;

Возврат незаполненных или частично заполненных анкету в случае использования почтового анкетирования или же по невнимательности анкетера;

Существование определенных ограничений в применении отдельных видов анкетирования, что снижает достоверность полученных данных (например, заполнение анкетных листов анкетерами по ответам респондентов – детей, больных лиц и тому подобное, заполнение анкет другими лицами при почтовом или прессовом анкетировании и некоторые другие.

3. Виды вопросов в анкете

Рассмотрим кратко различные типы вопросов, их особенности и назначение.

Закрытые – это такие вопросы анкеты, если в анкете приводится несколько вариантов ответа. Респондент должен подчеркнуть или обвести кружочком выбранный вариант или код ответа. Такие вопросы удобны для будущей машинной обработки анкет и статистической обработки результатов, однако есть также и недостатки.

Например, вопрос:

«Какие внеклассные мероприятия, направленные на популяризацию опыта работы педагогов Вашего ОУЗ Вы проводили?»

Для того, чтобы улучшить его информативность можно порекомендовать в такой ситуации применить полузакрытый вопрос, дополнив указанный перечень строке «Другие (указать, какие именно)», который предусматривает, в случае необходимости открытый ответ респондента. Строка «Прочее» вместо абсолютно неинформативного «Не могу ответить» или «Не знаю» гораздо целесообразнее.

И, наконец, открытые ответы не подразумевают никаких вариантов ответы в анкете, респондент самостоятельно формулирует краткий ответ. Например, «По каким критериям Вы оцениваете эффективность работы администрации Вашего ОУЗ?»

Прямой вопрос позволяет получить прямую информацию от респондента на вопросы и как правило сформулированы в личной форме. Например, «Вы прошли специальное обучение тренера в пределах программы?»

Опосредованное вопрос сформулирован таким образом, что позволяет опрашиваемому высказать свое мнение с позиции определенной группы, коллектива. Часто нужная информация получается с помощью не одного, а серии вопросов .

Такая форма чаще используется, когда вопросы касаются личной жизни респондента, интимных вопросов, отношения к определенным негативным явлениям и др. При этом спрашивают не о том, как непосредственно сам респондент будет вести себя в той или иной ситуации, а как относятся к этой ситуации или явлению другие его знакомые, коллеги, друзья.

Выводы. Несмотря на указанные выше недостатки, анкетирование как метод сбора первичной информации при мониторинговых исследованиях, оценке деятельности получил очень широкое распространение особенно в последние годы в связи с активизацией гражданских процессов во всем мире, проведением большого количества исследований общественного мнения и тому подобное.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

Таким образом, мы выяснили следующее.

Анкета – распространенный вид диагностических и исследовательских методик, распространенных как серии тематически связанных вопросов, определенным образом упорядоченных, открытого или закрытого типа, включающие вопросы демографического характера (так называемая «паспортичка») и обращение к респонденту. Профессионально составленная анкета разрабатывается на основе предварительно разработанного конструкта, что моделирует диагностированное явление, существенные признаки и формы поведения опрашиваемого.

Анкета – одно целое, а не сумма вопросов, отражающих определенные свойства и помещаемых в анкету по желанию исследователя.

Метод анкетирования имеет как достоинства, так и недостатки.

Но, несмотря, на несовершенство, этот метод получил широкое распространение, особенно в последнее время.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

    Болюбаш Я.Я., Булах И.., Мруга М.Г., Филончук И.Ф. Педагогическое оценивание и тестирование. Правила, стандарты, ответственность. Научное издание. – К.: Мастер-класс, 2007. – 272 с.

    Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э. Методика проведения педагогической диагностики и комплект диагностических материалов, определяющих готовность детей к обучению в школе. – Интернет-ресурс - .

    Михалычев Е.А. К понятийному аппарату педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. – 2006. - № 2 . – С. 57.

    Общество России, – 2006. – 608 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Таблица 1

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Михалычев Е.А. К понятийному аппарату педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. – 2006. - № 2 . – 16 с.

3. Виды опроса: анкетирование и интервьюирование. Вступительная часть анкеты играет значительную роль в результативности и информативности опрос должен сформировать общее положительное отношение респондента к процедуре анкетирования, его психическое настроение, серьезность и добросовестность. Основная часть анкеты – это наиболее информативная часть анкеты для исследователя, предоставляет содержательную информацию, которая затем анализируется и интерпретируется, выступает основой для формулировки исследователем (аналитиком, экспертом) тех или иных выводов и рекомендаций.

Болюбаш Я.Я., Булах И.., Мруга М.Г., Филончук И.Ф. Педагогическое оценивание и тестирование. Правила, стандарты, ответственность. Научное издание. – К.: Мастер-класс, 2007. – 104 с.

4. Личное анкетирование предусматривает непосредственное общение анкетера с респондентом, а анкета заполняется в присутствии исследователя. Такой способ анкетирования наиболее удобный и информативный, он дает возможность анкетеру проконтролировать правильность и полноту заполнения анкет, их по объему

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, – 200 6. – 132 с.

5. Опосредованный вопрос - сформулирован таким образом, что позволяет опрашиваемому высказать свое мнение с позиции определенной группы, коллектива.

Михалычев Е.А. К понятийному аппарату педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. – 2006. - № 2 . – 25 с.

6. Опрос - наиболее популярный метод сбора информации, который дает возможность получать надежную информацию, что подвергается статистической обработке. По способу проведения опросов они делятся на анкетирование, предусматривающее заполнение респондентом собственноручно специального бланка с вопросами анкеты и интервьюирования, в ходе которого респондент отвечает на вопросы устно, а интервьюер фиксирует ответы.

7. “Паспортичка” - структурная часть анкеты, которая содержит вопросы по профессии, образования, возраста, пола, социального происхождения, семейного состояния, места проживания и тому подобное.

Болюбаш Я.Я., Булах И.., Мруга М.Г., Филончук И.Ф. Педагогическое оценивание и тестирование. Правила, стандарты, ответственность. Научное издание. – К.: Мастер-класс, 2007. – 211 с.

8. Прямое анкетирование предполагает запись ответов анкеты собственноручно самими опрашиваемыми лицами, а опосредованное – если эти ответы записывает анкетер. Этот случай используется в том случае, когда самому ему это сделать тяжело или невозможно из-за травмы, плохого зрения, возраста и тому подобное.

Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э. Методика проведения педагогической диагностики и комплект диагностических материалов, определяющих готовность детей к обучению в школе. – Інтернет-ресурс - .

9. Структура анкеты: вводная, основная части и “паспортичка”.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, – 200 6. – 611 с.

10. Шкала – это средство фиксации результатов измерения свойств объектов путем упорядочивания их в определенную числовую систему, в которой отношение между отдельными результатами выражено в соответствующих числах. В процессе упорядочения каждому элементу выборки ставится в соответствии определенный балл (так называемый шкальный индекс), что определяет положение данного результата на шкале.

Кузнецова М.И., Кочурова Е.Э. Методика проведения педагогической диагностики и комплект диагностических материалов, определяющих готовность детей к обучению в школе. – Інтернет-ресурс - .

11. Шкалирование – присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Шкалирование помогает определить высшую и низшую ступени исследуемого явления, дает возможность выявить интенсивность явлений и процессов, позволяет численно отразить качественные данные с помощью ступеней шкалы.

Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, – 200 6. – 429 с.