1. Прямое обучение предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас). Далее дает образец способов выполнения задания (как рисовать дерево, как составлять рассказ). В ходе занятия он направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата. Для этого упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.
2. Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация, решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных, ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении.
Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой, в ходе которой педагог ставит вопросы, побуждающие детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам.
Основная движущая сила проблемного обучения - это система вопросов и заданий, которые предлагаются детям. Учитывая важную роль проблемного обучения в активизации мыслительной деятельности детей, в развитии отношений сотрудничества между ними, можно говоритьо его преимуществах перед прямым обучением.
3.Сущность опосредованного обучения в том, что педагог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, видит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только проклевывается.
На основе собранных данных о развитии детей педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усвоения новых знаний, умений, упрочить возникшие интересы. Это могут быть книги, игры, игрушки, растения, оборудование для опытов, предметы утвари и др. Далее необходимо включить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения, делового сотрудничества.
При опосредованном обучении девизом становится «Научился сам - научи другого».
Поэтому важно создавать условия, благодаря которым дети могли бы проявить свою компетентность в том или ином вопросе, рассказывать другим о том, что знают, учить тому, что умеют делать.
Итак, суть опосредованного обучения в том, что педагог учит детей использовать разные средства для познания окружающего мира, ставит ребенка в позицию обучающего других, т.е. активно содействует взаимообучению, самообучению воспитанников.
8 вопрос: Особенности организации образовательного процесса в разных возрастных группах в условиях реализации ФГОС ДО.
Дошкольное образование направлено на: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.
Статья 64. Дошкольное образование Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности
ФГОС обозначил три возраста дошкольного образования:
Младенческий возраст (2 месяца – 1 год)
ранний возраст (1 год – 3 года)
дошкольный возраст (3 года – 8 лет)
Воспитательно-образовательный процесс в ДОУ осуществляется по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» с учетом основных базовых нормативных документов:
Федерального государственного образовательного стандарта, вступившего в силу с 01 января 2014 года, представляющего собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию;
СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".
Перечень документов по планированию воспитательно-образовательной работы:
Расписание НОД и игр-занятий в группе;
Двигательный режим, который напоминает воспитателю, в какие нормы он должен укладываться; Циклограмма воспитательно-образовательной работы группы;
План воспитательно-образовательной работы.
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной общеобразовательной программы.
9 вопрос: Профессиональные и личностные требования к воспитателю ДОО
Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.
Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: 7 готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.
К профессиональным компетенциям и обязанностям воспитателя детского сада относятся:
знание специфики системы дошкольного образования, а также особенностей организации воспитательно-образовательной работы дошкольниками разного возраста
знание и понимание закономерностей развития ребёнка в раннем и дошкольном детстве
знание особенностей становления и развития детских видов деятельности в раннем и дошкольном возрасте
умение организовать необходимые для дошкольного возраста виды деятельности (игровую и предметно-манипулятивную), обеспечивая тем самым развитие детей
умение организовать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников
знание теории и владение педагогическими методиками познавательного, личностного и физического развития детей
умение планировать, осуществлять и анализировать педагогико-образовательную работу с дошкольниками в соответствии со стандартом дошкольного образования
умение планировать и корректировать педагогические задачи (самостоятельно, а также в содружестве с психологом и другими специалистами) в соответствии с результатами мониторинга развития детей, с учётом индивидуальных особенностей каждого дошкольника
умение создавать психологически комфортную и безопасную образовательную среду, обеспечивающую безопасность жизни дошкольников, сохранение и укрепление их здоровья и эмоционального благополучия в период пребывания в ДОУ
владение методами и способами психолого-педагогического мониторинга, благодаря которому становится возможным отследить результаты освоения дошкольниками учебной программы, уровень сформированности у них необходимых качеств, необходимых для последующего обучения в начальной школе
владение методами и способами психолого-педагогического консультирования родителей дошкольников
умение выстраивать правильное взаимодействие с родителями для решения педагогических задач
умение планировать, реализовывать и оценивать свою педагогическую деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста.
Личностные качества:
Доброта и терпение . А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное - любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека - основополагающие для воспитателя.
Высокие нравственные качества . Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.
Организаторские способности . Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно - это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя ДОУ.
Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию - работать будет одно удовольствие.
Позитивный настрой . Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.
Способность к творчеству . В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.
Обучение представляет собой взаимодействие двух сторон – обучающего и обучаемого. Стиль взаимодействия педагога и детей может быть различным: авторитарным, демократическим, либеральным. В зависимости от стиля формируется модель процесса обучения.
Если преобладает авторитарный стиль, то речь идет об учебно-дисциплинарной модели. При доминировании демократического стиля взаимодействия педагога и детей складывается личностно-ориентированная модель. указанные модели отличаются целями, содержанием, методами обучения.
Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующими признаками: - цель – вооружить детей знаниями, умениями и навыками, привить послушание; - лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми «Делай как я»; - способы общения – наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик; - тактика- диктат и опека; - задачи педагога – реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций. Результаты дошкольного обучения оценивались по объему знаний: считалось, что чем больше «вложили» в ребенка, тем успешнее его обучали. Единообразие содержания, методы и формы обучения – отличительная черта у учебно-дисциплинарной модели. Обучение в дошкольных учреждениях, школах и других учебных заведениях страны проводилось по единым программам, учебным планам и пособиям.
Острая потребность современного общества в людях с самостоятельным, творческим мышлением побудила ученых (Ш.А.Амонашвили, В.В.Давыдов и др.) к разработке модели обучения, в основе которой лежит личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка. В личностно-ориентированной модели, которая альтернативна учебно-дисциплинарной модели, воспитатель в общении с детьми придерживается принципа «Не рядом и не над, а вместе». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач: - развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье); - формирование начал личности (базис личностной культуры); развитие индивидуальности ребенка. Ожидаемые результаты – расширение степеней свободы развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив. Эта модель способствует становлению ребенка как личности, обретение им самого себя как неповторимой индивидуальности, обеспечивает чувство психологической защищенности, способствует гуманизации целей и принципов педагогической работы с детьми.
В дидактике сложились разные типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное.
Прямое обучение предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу, ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед нами). Далее дает образец способов выполнения задания (как рисовать дерево, как составлять рассказ). В ходе занятия он направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата. Для этого упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.
Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создаются проблемные ситуации решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями.
В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию, разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении. Коллективно-поисковая деятельность – это цепочка мысли и действия, идущая от педагога к детям, от одного ребенка к другому. Решение проблемной ситуации – итог коллективной работы.
Сущность опосредованного обучения в том, что педагог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдают тенденции развития, видит малейшие ростки нового в ребенке, того, что только проклевывается. На основе собранных данных о развитии детей педагог организует предметно-материальную среду: последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усвоения новых знаний, умений, упрочить возникшие интересы. Это могут быть книги, игры, игрушки, растения, оборудование для опытов, предметы утвари и др. далее необходимо вклбчить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения, делового сотрудничества. При опосредованном обучении девизом становится «Научился сам – научи другого».
Обучение представляет собой вза имодействие двух сторон - обучающего и обучаемых. Стиль взаимодействия педагога и детей может быть различным: авторитарным, демократическим, либеральным. В зависимос ти от стиля формируется модель процесса обучения.
При доминировании демократичес кого стиля взаимодействия педагога и детей складывается личностно-ориентированная модель.
учеб но-дисциплинарная модель. Ее целью было вооружение де тей знаниями, умениями, навыками (ЗУНами).
Учебно-дисциплинарная модель характеризуется следующими признаками:
- - Цель - вооружить детей знаниями, умениями и навыками; привить послушание;
- - Лозунг в ходе взаимодействия взрослого с детьми -"Делай, как я!".
- - Способы общения - наставления, разъяснения, запрет, требования, угрозы, наказания, нотации, окрик.
- - Тактика - диктат и опека.
- - Задача педагога - реализовать программу, удовлетворить требованиям руководства и контролирующих инстанций.
Единообразие содержания, методов и форм обучения - отличительная черта учебно-дисциплинарной модели. Обу чение в дошкольных учреждениях, школах и других учеб ных заведениях страны проводилось по единым програм мам, учебным планам, учебникам и пособиям.
Острая потребность современного общества в людях с самостоятельным, творческим мышлением, свободных от догматизма и приспособленчества, побудила ученых (Ш.А.Амонашвили, В.В.Давыдов, В.А.Петровский и др.) к разработке модели обучения, в основе которой лежит личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ре бенка.
В личностно-ориентированной модели воспитатель в общении с детьми придерживается принципа: "Не рядом и не над, а вместе!"
Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Это предполагает решение следующих задач:
- - развитие доверия ребенка к миру, чувства радости существования (психологическое здоровье);
- - формирование начал личности (базис личностной культуры);
- - развитие индивидуальности ребенка.
Ожидаемые результаты - расширение степеней свободы развивающегося ребенка (с учетом его возрастных особенностей): его способностей, прав, перспектив.
В личностно-ориентированной модели утверждается личностно-гуманный взгляд на ребенка (Ш. А. Амоиашви ли). Сущность этого взгляда в том, что ребенок хочет и может учиться, что важно поддерживать его «хочу» и ук реплять его «могу».
Главная обязанность педагога - орга низовать детей и вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, в ходе которого обу чаемые ощущают свой рост, радость творчества, совершен ствования.
Знания, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство полноценного развития личности.
В личностно-ориентированной модели своя педагогическая технология: переход от объяснения к пони манию, от монолога к диалогу, от социального контроля к развитию, от управления к самоуправлению.
Взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества. Обучение реализуется в совместной деятельности, сотрудничестве педагога и детей, в котором педагог - помощник, советчик, старший друг.
Способы общения предполагают умение стать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции.
Тактика общения - сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.
В дидактике сложились разные типы обучения: прямое, проблемное, опосредованное.
1. Прямое обучение предполагает, что воспитатель определяет дидактическую задачу , ставит ее перед детьми (будем учиться рисовать дерево; составлять рассказ по картинке, которая лежит перед каждым из вас). Далее дает образец способов выполнения задания (как рисовать дерево, как составлять рассказ). В ходе занятия он направляет деятельность каждого ребенка на достижение результата. Для этого упражняет детей в овладении способами, действиями, необходимыми для выполнения задания, приобретения новых знаний.
2. Проблемное обучение заключается в том, что детям не сообщают готовые знания, не предлагают способы деятельности. Создается проблемная ситуация , решить которую с помощью имеющихся знаний, умений, в том числе и познавательных, ребенок не может. Для этого он должен «переворошить» свой опыт, установить в нем иные связи, овладеть новыми знаниями и умениями. В проблемном обучении осознать проблемную ситуацию , разрешить ее дети могут в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении.
Познавательная деятельность сопровождается эвристической беседой , в ходе которой педагог ставит вопросы, побуждающие детей на основе наблюдений, ранее приобретенных знаний сравнивать, сопоставлять отдельные факты, а затем путем рассуждений приходить к выводам.
Основная движущая сила проблемного обучения - это система вопросов и заданий , которые предлагаются детям. Учитывая важную роль проблемного обучения в активизации мыслительной деятельности детей, в развитии отношений сотрудничества между ними, можно говорить о его преимуществах перед прямым обучением.
Однако следует помнить и о «слабых сторонах » проблемного обучения.
Прежде всего, педагогу бывает сложно определить степень трудности проблемной ситуации для детей группы (подгруппы). Для одних в этой проблеме может быть все ясно, известно по прошлому опыту, другие, напротив, «не видят», в чем она состоит, еще не «доросли» до нее. Поэтому важно подбирать группу поиска в количестве не более 5-6 человек с «равным стартом».
Еще одна «слабая сторона» заключается в том, что проблемное обучение требует больших затрат времени, снижает информационную емкость занятий .
Принимая во внимание эти обстоятельства, не стоит считать проблемное обучение единственным типом обучения: целесообразно сочетать его с прямым и опосредованным.
3. Сущность опосредованного обучения в том, что педагог изучает уровень обученности, воспитанности детей, знает их интересы; наблюдает тенденции развития, видит малейшие ростки нового в ребенке , того, что только проклевывается.
На основе собранных данных о развитии детей педагог организует предметно-материальную среду : последовательно подбирает те или иные средства, с помощью которых можно оптимизировать процесс усвоения новых знаний, умений, упрочить возникшие интересы. Это могут быть книги, игры, игрушки, растения, оборудование для опытов, предметы утвари и др. Далее необходимо включить эти средства в деятельность детей, обогатить ее содержание, повлиять на развитие общения, делового сотрудничества .
При опосредованном обучении девизом становится «Научился сам - научи другого ».
Поэтому важно создавать условия, благодаря которым дети могли бы проявить свою компетентность в том или ином вопросе, рассказывать другим о том, что знают, учить тому, что умеют делать.
Итак, суть опосредованного обучения в том, что педагог учит детей использовать разные средства для познания окружающего мира, ставит ребенка в позицию обучающего других, т.е. активно содействует взаимообучению, самообучению воспитанников.
Руководство опосредованным обучением требует от педагога умения прогнозировать педагогический процесс, гибкости, мобильности поведения.
Вопросы детей как показатель их познавательной активности. Классификация детских вопросов. Ответы взрослых на них.
Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Предметная «исследовательская» деятельность , свойственная ребенку раннего возраста, развивает и закрепляет познавательное отношение к окружающему миру . После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень . Любознательность и познавательные интересы представляют собой разные формы познавательного отношения к окружающему миру.
Любознательность характеризуется как особая форма познавательной активности , недифференцированная направленность. Любознательному ребенку хочется познавать, а что именно - не столь важно. Познавательный интерес проявляется в стремлении ребенка познавать новое, выяснять непонятное о качествах, свойствах предметов, явлений действительности, в желании вникнуть в их сущность , найти имеющиеся между ними связи и отношения. Таким образом, познавательный интерес отличается от любознательности широтой охвата объектов, глубиной познания, избирательностью.
Основа познавательного интереса - активная мыслительная деятельность . Познавательный интерес ребенка отражается в его играх, рисунках, рассказах и других видах творческой деятельности. Поэтому взрослые должны обеспечивать условия для развития такой деятельности .
Издавна вопросы ребенка считались основной формой проявления любознательности, познавательных интересов. Однако исследования А.И.Сорокиной, М.М.Рубинштейна выявили различные мотивы детских вопросов.
Авторы делят вопросы на две группы : познавательные и коммуникативные .
Коммуникативные вопросы ребенок задает, чтобы привлечь взрослых к своим переживаниям, установить с ними контакт. Такие вопросы возникают у детей в минуты тревоги, радости, страха. Они требуют особенно чуткого отношения взрослых: важно понять, что взволновало ребенка, вникнуть в его переживания, успокоить.
В основе многих детских вопросов лежит познавательный мотив : дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Источником познавательных интересов служит разнообразный опыт ребенка . Вопросы возникают у него при непосредственном ознакомлении с какими-либо предметами и явлениями, в общении со взрослыми и сверстниками, часто бывают результатом его собственных рассуждений.
С течением времени вопросы меняются по форме .
Детей 2-3 лет интересуют названия предметов, их свойства и качества. Они задают вопросы типа где? кто? что? какой?
Детям более старшего возраста (4-4,5 года) свойственна активная мыслительная переработка впечатлений об окружающем . Их вопросы направлены на уяснение связей, отношений между предметами и явлениями действительности: на систематизацию представлений, на нахождение в них аналогии, общего и различного. Вопросы усложняются и выражаются в форме зачем? почему?
Для детей 5-6 лет типичны цепи вопросов о каком-либо предмете или явлении .
Модели обучения дошкольников, особенности их реализации и эффективность
Стиль взаимодействия педагога и детей м. б. различным: авторитарным, демократическим и даже либеральным. В зависимости от стиля формируется и модель обучения. Если преобладает авторитарный стиль, то речь идет об учебно-дисциплинарной модели . При доминировании демократического стиля взаимодействия воспитателя и детей складывается личностно-ориентированная модель . Эти основные модели отличаются целями, задачами, содержанием и методами обучения.
Долгое время в системе образования, в том числе дошкольного, господствовала учебно-дисциплинарная модель, целью которой было вооружить детей знаниями, умениями и навыками. Результаты дошкольного обучения оценивались по объему знаний: считалось, что чем больше «вложили» в ребенка, тем успешнее его обучали. Отличительной чертой учебно-дисциплинарной модели было единообразие содержания, методов и форм обучения, т.е. обучение проводилось по единым программам, учебным планам и пособиям.
Острая потребность современного общества в людях с самостоятельным, творческим мышлением побудила ученых (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдова, В.А. Петровского и др.) к разработке иной модели обучения, основанной на личностно-ориентированном взаимодействии воспитателя и ребенка. Целью такого обучения является развитие интеллектуальных; духовных, физических способностей, интересов и мотивов деятельности, в том числе и учебной (т.е. личностное становление ребенка), обретение им самого себя как неповторимой индивидуальности. Для реализации этой цели у ребенка, начиная с ранних лет жизни, следует поддерживать желание приобщаться к миру человеческой культуры путем освоения передаваемых ему средств и способов, необходимых для этого приобщения. Воспитателю необходимо организовать детей и вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, в ходе которого каждый ребенок мог бы ощущать свой рост, радость творчества и совершенствования.
В личностно-ориентированной модели взаимодействия воспитателя с ребенком своя пед. технология: переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от соц. контроля к развитию, от управления к самоуправлению. При этом обучение реализуется в совместной деятельности, сотрудничестве воспитателя и детей, в котором воспитатель - помощник, советчик, старший друг.
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ - способ упорядоченный взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения. ПРИЕМ - часть метода, его конкретный элемент. Существуют разнообразные классификации методов обучения. Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источникам передачи и х-ру восприятия информации.
Наглядные – наблюдение, демонстрация, использование ТСО;
Словесные – объяснение, рассказ, чтение, беседа
Практические и игровые – упражнение, игровые методы элементарные опыты, моделирование
Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.
Наблюдени е - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.
Метод демонстрации , включает различные приемы:
А) Показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;
Б) Показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;
В) Показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он д. б. точным, выразительным, разделенным на части; м. б. полным или частичным;
Г) Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.
Использование ТСО - в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры.
Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоц. выразительности, доступности для детского понимания.
Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; д. б. выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ - это живое, образное, эмоц. изложение событий, содержащее фактический материал. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.
Чтение Расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию худ. литературы. Беседа способствует ведению активного диалога, развитию самостоятельного мышления, проявление эмоц. составляющей.
Практ. методы связаны с применением знаний в практ. деятельности, овладением умений и навыков посредством упражнений. Игровые методы – дидакт. игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.).
54.Формы организации обучения в д/с
Форма организации обучения – это совместная деятельность обучающего и обучаемых, которая осуществляется в определенном порядке и установленном режиме. В д/с используются фронтальные, групповые и индивидуальные формы организованного обучения.
- Индивидуальная - Позволяет индивидуализировать обучение, однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоц. дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с др. детьми.
- Групповая (индивидуально-коллективная) - Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. Педагогу важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.
- Фронтальная - Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях м. б. деятельность худ. Х-ра. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.
Основной формой организации обучения детей в д/с являются занятия . Занятия проводятся с детьми всех возрастных групп. В режиме дня каждой группы определяется время проведения занятия, как правило, это утренние часы.
В настоящее время широко используется следующая классификация занятий с детьми дошкольного возраста.
В зависимости от дидактической задачи :
1. Занятия усвоения новых знаний, умений;
2. Занятия закрепления ранее приобретенных знаний и умений;
3. Занятия творческого применения знаний и умений;
4. Комплексные занятия, где одновременно решается несколько задач.
В зависимости от содержания знаний :
1. Классические занятия по разделам обучения;
2. Интегрированные (включающие содержание из нескольких разделов обучения).
Классическое занятие в ДОУ имеют следующие особенности:
- Начало занятия : Предполагает организацию детей. Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоц. настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты).
- Ход (процесс) занятия : Самостоятельная умственная и практ. деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
- Окончание занятия : Посвящается подведению итогов и оценке результатов учебной деятельности. В младшей группе педагог хвалит за усердие, желание выполнить работу, активизирует положит. эмоции. В средней группе он дифференцированно подходит к оценке результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке и самооценке результатов привлекаются дети.
После проведения занятия педагог анализирует его результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию деятельности и намечает перспективу деятельности.
В последние годы осуществляется поиск путей совершенствования обучения в д/с, указываются недостатки фронтальных форм проведения занятий: на таких занятиях реально работает не более 1/3 группы (самые активные дети); используется школьная форма организации (по типу урока) со всеми требованиями произвольности поведения, что еще не совсем доступно детям дошкольного возраста; занятия часто носят формальный характер (без обратной связи и актуальных развивающих задач). Отмечается целесообразность проведения занятий с подгруппами детей.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ. ГИГИЕНИЧЕСКИЕ. Занятия проводятся в чистом проветренном, хорошо освещенном помещении. Воспитатель, постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускает низкого наклона головы, что ведет к неправильному положения позвоночника и развитию близорукости. Воспитатель не должен допускать переутомления детей на занятиях. Необходимо предусматривать чередование различных видов деят-ти детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия. После занятия с пластилином, землей, клеем, красками нужно следить, чтобы дети тщательно мыли руки.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ. Точно определить образовательные задачи занятия, его место в общей системе занятий. Творчески использовать на занятии все дидакт. принципы в единстве. Определить оптимальное содержание занятия в соответствии с программой и уровнем подготовки детей. Выбирать наиболее рациональные методы и приемы обучения в зависимости от дидактической цели занятия. Обеспечить познавательную активность детей на занятии, рационально соотносить словесные, наглядные и практические методы с целью занятия. Систематически осуществлять контроль за качеством усвоения знаний, умений и навыков.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ. Иметь в наличие продуманный план проведения занятия. Четко определить цель и дидактические задачи занятия. Грамотно подбирать и рационально использовать различные средства обучения, в том число ТСО. Поддерживать необходимую дисциплину и организованность детей на занятии.
Экскурсия. На экскурсии ставятся и решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. В младших группах они проводятся внутри помещения и в пределах участка детского сада, в средней и старшей группах - за его пределами. Для экскурсии х-но непосредственное восприятие жизненных явлений, наблюдение их. Экскурсии используются для ознакомления детей с природой, с трудом взрослых, результатами их труда, для ознакомления с общественными явлениями и событиями. Углубление и закрепление представлений, полученных на экскурсии осуществляется на занятиях и в повседневной жизни (в труде, изодеятельности, конструировании). В заключении на занятии проводится итоговая беседа.
Формы организации обучения в повседневной жизни . На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения - наблюдение с детьми за природными явлениями, за трудом взрослых во время прогулок и т. д.
На современном этапе подход к обучению детей на занятиях несколько изменился, формирование знаний, умений и навыков чаще выступает не как самоцель, а как средство развития ребенка. Появились такие Нетрадиционные формы занятий как КВН, "Блиц-игра", занятия с использованием социально-игровых методов обучения, "Клуб знатоков", "Что? Где? Когда?", занятия в Центрах активности . Такая форма обучения предполагает более индивидуальный подход к детям, и дает ребенку возможность выбора.