Роль русского языка в формировании общероссийской гражданской идентичности в полиэтничном регионе (на примере Башкортостана). Русский язык - это основа формирования общероссийской гражданской идентичности современной россии - лев кузнецов

Содержание

инновационного проекта

«Формирование гражданской идентичности личности школьника на уроках русского языка и литературы».

Руководитель проекта

Зарюта Евгения Владимировна – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с. Воскресеновка

Актуальность проекта

Формирование гражданской идентичности личности школьника является одним из важнейших путей развития ценностной сферы. Идентичность (от лат.Identicus – одинаковый, тождественный) означает уподобление себе подобным, одинаковость, совпадение с чем-либо. Процесс идентификации это процесс самоотождествления личности с другим человеком или общественной группой. Данное понятие широко используется в социальной философии, психологии, социологии культуры, а также педагогике.

Современные дети – представители иной культуры, которая проникает в их сознание благодаря работе с персональным компьютером, с современной аудио- и видеотехникой, с сотовой системой связи и современными коммуникациями. Они знакомятся с содержанием произведений через краткие аннотации и пересказы, в лучшем случае – через экранизации. Мир эмоциональных переживаний подростка в значительной мере обеднен и нуждается в большой эмоциональной насыщенности и подкреплении смысловой основой. Разные поколения становятся малоинтересными друг для друга, все больше наблюдается непонимание и протест.

Цель инновационного проекта

Задачи проекта

Этапы проекта

1 этап: Подготовительный (октябрь - ноябрь, 2014)

2 этап: Практический (декабрь – май, 2014-2015 гг.)

Сроки реализации

Ожидаемые результаты

Формирование интереса к культуре, уважения самобытности культуры разных народов;

Воспитание таких важнейших качеств как патриотизм, нравственность, гуманизм.

Риски

Способы коррекции, компенсации негативных последствий

Введение

«Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

К.Д.Ушинский

«Вы хотели бы поменять место жительства и уехать из России?» – обратились ко мне с вопросом ребята. Почему у них вдруг возник такой вопрос? Задушевный разговор с ребятами показал, что они часто размышляют о переезде в другую страну, ставя на первое место в шкале ценностей материальное благополучие. К сожалению, в нашей стране выросло целое поколение людей, которое слабо ассоциирует себя со своей страной. Стало модным покупать недвижимость за рубежом, отправлять детей учиться в иностранные учебные заведения, открывать счета в зарубежных банках…

Писатель Роберт Хайнлайн в одном из своих произведений создал мир, в котором права гражданства имеет только тот, кто отдал некоторое количество лет своей Планете, служа ей. Служа по-разному: воюя в джунглях Внеземелья, строя трансарктическую магистраль, работая в доме престарелых, подметая улицы Луна-Сити. Никакой рекрутчины. Сознательный выбор сознательного человека.

Я уверена, что в этом есть доля правильного мира: мира, в котором права гражданства не даются по факту рождения, а добываются актом свободного (без принуждения) гражданского соучастия.

В последнее время становится актуальным обсуждение вопросов, связанных с гражданской идентичностью и, на мой взгляд, центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков.

Среди факторов формирования гражданской идентичности можно назвать следующие:

Общее историческое прошлое (общая судьба), укореняющее и легитимизирующее существование данной общности, воспроизводящееся в мифах, легендах и символах;

Самоназвание гражданской общности;

Общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;

Общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;

Переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с сегодняшними реальными ситуациями в стране.

Я думаю, пристальное внимание к проблеме формирования гражданской идентичности в настоящее время связано с несколькими причинами. Это глобализация и расширение межличностных и межгрупповых контактов, неопределенность и изменчивость социальной ситуации развития детей и подростков, изменение содержания и характера межпоколенной трансмиссии.

Особенно актуальной и значимой проблема гражданской идентичности является для поколения, только вступающего в жизнь, для которого процесс становления идентичности совпадает с процессом социализации в целом.

Для развития гражданско - патриотического воспитания была принята целевая программа «Патриотическое воспитание детей и молодежи на 2011-2015 годы». Программа была подготовлена по поручению Правительства РФ, и в её разработке приняли участие все министерства и ведомства, администрации субъектов РФ, ведущие ветеранские, научные и общественные организации. В программе отмечается, что произошедшие в стране социально-экономические процессы, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В этих условиях очевидна неотложная необходимость государственного решения острейших проблем системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.

Российская идентичность учащегося объединяет в себе три основных компонента:

1) знаниевый компонент (знание и понимание историко-географического образа России; знание и понимание социально-политического устройства страны; знание о своей этнической и региональной принадлежности; знание и понимание культурного и научного наследия России, его места в мировом контексте; ориентация в системе морально-нравственных норм и ценностей; уверенное владение русским языком как языком российской нации);

2) эмоционально-ценностный компонент (гордость за Родину (великодушие к прошлому, творческое отношение к настоящему и будущему); принятие этнической идентичности; толерантность (признание и понимание иного, непохожего на меня); уважение личности, нетерпимость к насилию; присвоение ценности семьи; сформированность морально-нравственной самооценки;

3) деятельностный компонент (участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций; выполнение норм и требований школьной и общественной жизни; умение вести диалог, разрешать конфликты; свободное и ответственное следование моральным и нравственным нормам; инициативное участие в общественной жизни, способность к самостоятельному социальному действию; умение строить жизненные планы).

Российская идентичность учащегося в образовательном учреждении представлена в трех позициях:

- «ученик своих учителей» (юный человек, осмысленно и самостоятельно организующий свою учебную деятельность по освоению знаний, ценностей и норм российской культуры под руководством и при поддержке старшего наставника);

- «гражданин школы» (юный человек, принимающий и/или реализующий решения, касающиеся школьной общности; равноправный другим субъектам образовательного процесса – педагогам и своим родителям; неравнодушный и инициативный житель школьного дома);

- «гражданин общества» (юный человек, принимающий и/или реализующий решения, касающиеся жизни других людей за пределами школы – в районе, городе, стране; неравнодушный, инициативный и деятельный субъект гражданского общества).

Каждая из указанных идентификационных позиций формируется специфическим образом:

Позиция «ученик своих учителей» формируется в учебном процессе и школьном дополнительном образовании;

Позиция субъекта детско-взрослой школьной общности, «гражданина школы» получает оформление в общественной среде школы. Общественная среда – это классные коллективы, клубы, общешкольные события, детско-взрослое управление, детское самоуправление и т.п.;

Позиция «гражданин общества» формируется во внешкольном (внешнем по отношению к школе, но все-таки связанном с ней) социализационном пространстве. Ребенок занимает эту позицию, участвуя в социальных проектах школы, социальных акциях, общественных объединениях и т.д.

Таким образом, мы имеем три ключевые сферы гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении:

1) учебный процесс и школьное дополнительное образование (сфера учебности);

2) общественная среда учреждения (сфера клубности);

3) внешкольное социализационное пространство (сфера социальности).

Для инновационного развития каждой сферы гражданско-патриотического воспитания существует специфический ресурс , основу которого составляют эффективные технологии и актуальные практики гражданско-патриотического воспитания.

Для развития первой сферы – учебный процесс и школьное дополнительное образование – наибольший позитивный эффект могут принести технологии проблемно-ценностных дискуссий, социально-образовательных проектов, мировоззренческого кино, молодежных переговорных площадок и практики школьных музеев-клубов краеведческой и военно-патриотической направленности и туристско-краеведческих экспедиций.

Развитие второй сферы гражданско-патриотического воспитания – общественной среды школы – наиболее успешно и интенсивно может осуществляться на основе технологий проблемно-ценностных дискуссий, социально-моделирующей игры, мировоззренческого кино, молодежных переговорных площадок и практик детско-взрослых поисковых отрядов, туристско-краеведческих экспедиций, неимитационного детского самоуправления и детско-взрослого соуправления, школьных клубов и детских общественных объединений (организаций) с выраженной гражданско-патриотической составляющей деятельности.

В развитие третьей сферы гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении – внешкольного социализационного пространства – наибольший вклад могут внести технологии социально-образовательных проектов, социально-моделирующих игр, молодежной переговорной площадки, детско-взрослого образовательного производства и практики детско-взрослых поисковых отрядов, туристско-краеведческих экспедиций, центров социального проектирования, школьных клубов и детских общественных объединений (организаций) с выраженной гражданско-патриотической составляющей деятельности.

Таким образом, из вытекающей из потребностей общества необходимости возрождения гражданско-патриотического воспитания, мною выбрана такая тема инновационного проекта, как «Формирование гражданской идентичности личности школьника на уроках русского языка и литературы». Краткий анализ теоретических источников:

Изучая педагогический аспект этой большой проблемы, я обратилась к исследованиям А.Г. Асмолова, Д.В. Григорьева, А.Н. Иоффе, П.В. Степанова, М.В. Шакуровой, которые в ряду негативных факторов, воздействующих на современную систему образования, указывают проблему формирования российской гражданской идентичности. Так А.Г. Асмолов замечает: «Ситуация ценностно-нормативной неопределенности и социального «раскола» обуславливает новую социальную ситуацию развития подростков, приводя к значительным трудностям в формировании гражданской позиции. Что обуславливает актуальность перехода к новой стратегии воспитания – социальному конструированию гражданской идентичности».

Научным сообществом признано, что гражданская идентичность юного человека формируется на основе идентичности семейной, школьной, идентичности с территориальным сообществом. Именно в школе ребёнок становится человеком общественным. Поэтому проблема формирования гражданской идентичности школьников приобретает особую педагогическую значимость и решение её в полной мере зависит как в целом от системы образования, так и от каждого педагога.

Цель инновационного проекта:

Формирование ценностных нормативных характеристик личности как идеального представителя гражданского общества.

Задачи проекта:

1.Формировать на уроках русского языка и литературы приоритетные ценности гражданственности, общенациональности; лояльности к основам государственного и общественного строя; патриотизма; гуманизма и нравственности, чувства собственного достоинства; социальной активности, ответственности.

2. Изучать примеры служения Отечеству на основе поступков героев литературных произведений. Понимать политические, экономические, культурные особенности своей области.

3. Приобщать к анализу СМИ на уроках русского языка и литературы, участвовать в работе институтов гражданского общества, уметь применять свои знания и умения в жизни.

4. Усваивать ценности гражданственности и любви к Родине на примере произведений русских и советских писателей и поэтов, культурно-исторических ценностей российского общества, формировать национальное самосознание личности и интереса к культуре, уважения самобытности культуры разных народов.

Ожидаемые результаты:

Формирование интереса к культуре, уважения самобытности культуры разных народов ;

Привитие навыка самообразования и самовоспитания;

Воспитание таких важнейших качеств как патриотизм, нравственность, гуманизм, толерантность.

Возможные риски:

Незаинтересованность учащихся;

Нежелание постигать новое и интересное через художественное слово;

Не усвоение содержания того или иного произведения;

Нежелание проводить поиск необходимой информации.

Способы коррекции прогнозируемых рисков:

Учитывать индивидуальные особенности и способности;

Применять в своей работе новые информационные технологии

Суметь правильно организовать работу учащихся.

Срок реализации инновационного проекта:

Этапы реализации инновационного проекта:

1 этап: Подготовительный (октябрь - ноябрь, 2014г.)

2 этап: Практический (декабрь – май, 2014-2015г.)

3 этап: Заключительный (май, 2015г.)

Статус инновации:

Школьный инновационный проект

Форма предоставления результатов проекта :

Отчёт о результатах проекта на Методическом совете школы;

Диагностический инструментарий:

Мониторинг результативности деятельности учеников в ходе реализации проекта

Нормативно-правовая база:

Закон РФ «Об образовании»

Положение об инновационной деятельности в общеобразовательных учреждениях МО «Тымовский городской округ»

Руководитель проекта:

Зарюта Евгения Владимировна, учитель русского языка и литературы, первая категория

Участники проекта:

Учителя русского языка и литературы

Педагоги школы и района

Учащиеся 5-9 классов

Материально-техническая обеспеченность проекта:

Кабинет русского языка и литературы оснащен всем необходимым оборудованием

Локальная сеть

Подключение к Интернету

Библиотека мультимедийных изданий

Практическая значимость реализации проекта для участников образовательного процесса:

У учащихся должен появиться интерес

- к урокам русского языка литературы не только как к науке, но и части русской культуры,

К чтению художественных произведений,

К анализу и систематизации информации, полученной самостоятельно,

К бережному обращению с родным языком,

К русским обычаям и традициям.

Финансовое обоснование:

Сумма,

рублей

Повышение квалификации педагогических кадров: курсы, семинары, тренинги

Поступления, выделяемые органами исполнительной власти

Командировочные расходы

10 000

Ресурсное обеспечение (программное обеспечение, расходные материалы)

Внебюджетные средства:

Издание методического материала

Информационные буклеты

5 000

Поддержка инновационных проектов учащихся педагогов, родительской общественности

Внебюджетные средства:

реализация грантовых проектов «Фонд социальных инициатив «Энергия»

Проведение тренингов, семинаров, практических занятий

5 000

Итого

20 000

План работы по реализации проекта

Мероприятие

Срок

Ответственные

1 этап: Подготовительный

Цель этапа: Познакомиться и изучить теоретический материал по теме гражданской идентичности школьников

Изучение литературы по теме проекта

Октябрь - ноябрь

Зарюта Е.В.

Подготовка различных тестирующих программ

Октябрь - ноябрь

Зарюта Е.В.

Апробирование различных тестирующих программ

Октябрь - ноябрь

Зарюта Е.В.

Проведение мониторинговых исследований (Приложение 1)

Октябрь - ноябрь

Зарюта Е.В.

2 этап: Практический

Цель этапа: Разработать уроки и внеклассные мероприятия по русскому языку и литературе, основывающиеся на патриотическом воспитании;

Разработка уроков и мероприятий по русскому языку и литературе

Октябрь – май

Зарюта Е.В.

Проведение уроков и мероприятий по русскому языку и литературе

Согласно тематического планирования

Зарюта Е.В.

Промежуточный мониторинг

Февраль

Зарюта Е.В.

Методический совет: Презентация «Промежуточные результаты проекта»

Апрель

Зарюта Е.В.

3 этап: Заключительный

Цель этапа: Подготовить методические рекомендации для учителей и учащихся по формированию гражданской идентичности.

Апрель – май

Зарюта Е.В.

Создание «Библиотеки патриота»

Май

Зарюта Е.В.

Выпуск стенгазет

Май

Зарюта Е.В.

Финишный мониторинг

Май

Зарюта Е.В.

Заключение

Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. Успешность процесса формирования гражданской идентичности личности учащихся школ современной России во многом зависит от эффективности изучения предметов общественно-научной области, в частности русского языка и литературы, - предметов, содержание которых наиболее значимо для формирования гражданской, этнической и общечеловеческой идентичности .

Гражданская идентичность является не только осознанием человеком своей причастности к гражданам государства, но и является важной частью механизма функционирования политической структуры, фундаментом политической жизни и сознания общества. Именно по этой причине её формированию уделяется повышенное внимание на современном этапе развития государства. Наша великая страна Россия - это мозаика из множества этносов, сцементированная русским народом. Культура, традиции, обряды, народные промыслы, искусство – существуют рядом, переплетаясь и обогащая друг друга.

Приложение 1

Анкета для учащихся « РОДИНА, СЕМЬЯ, ТРУД, ЭКОЛОГИЯ»

1. Одни считают Родиной всю страну, другие - то место, где
родились и выросли. А Вы?

а) место, где родились;

б) место, где Вы живете;

в) страна в целом;

г) что-то другое. Что именно?

2. Любите ли Вы свою Родину?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

3. Если бы у Вас была возможность, уехали бы Вы жить за границу?
а) да;

б) нет;

в) не знаю.

4. Как Вы считаете, какие ценности являются наиболее значимыми для
демократического общества?

а) материальные;

б) духовные;

в) все в совокупности.

5. Считаете ли Вы, что патриот должен быть, в первую очередь,
нравственным человеком?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

6. Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?

а) да;

б) нет;

в) совсем не знаю;

г) затрудняюсь ответить.

7. Читаете ли Вы книги по истории?

а) читаю постоянно;

б) изредка читаю;

в) совсем не читаю.

8. Об истории каких народов Вам интереснее читать?

а) о русской истории;

б) о зарубежной истории;

в) другую литературу.

9. Назовите, пожалуйста, события, которые сыграли значительную
роль в истории Вашей Родины?

10. Знаете ли Вы, когда образовался город, в котором Вы живете?
а) да;

б) нет.

11. Любите ли Вы свой город (край)?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

12.Кем работают твои родители?

13.Отмечают ли у Вас дома семейные праздники, поют ли народные
песни?

а) да, поют;

б) не поют;

14. Помогаете ли дома родителям?

а) да;

б) нет;

в) иногда.

15.Ухаживаете ли за цветами и другими растениями?

16.Ухаживаете ли за животными и за какими?

а) да;

б) нет;

в) вообще не люблю животных.

17. Какой вид трудовой деятельности для Вас интересен?

а) технический труд;

б) интеллектуальный труд;

в) сельскохозяйственный труд;

г) художественный труд.

18. Как Вы трудитесь? Дайте самооценку.

а) добросовестно;

б) не всегда добросовестно;

в) чаще избегаю работу;

г) не умею трудится самостоятельно.

19. Считаете ли Вы экологию особым направлением в культуре и
почему?

20. Влияет ли окружающая среда на физическое, психическое и
эмоциональное состояние человека?

Открывая пленарное заседание открывшегося сегодня форума "Совершенствование преподавания русского языка и литературы в школах и вузах Российской Федерации" в Ставрополе, Министр РФ по делам Северного Кавказа Лев Кузнецов подчеркнул огромную объединяющую роль русского языка для многонационального народа России: "Русский язык формирует общекультурный и гуманитарный контекст страны. Именно благодаря русскому языку весь мир узнал Кайсына Кулиева, Расула Гамзатова, Коста Хетагурова, Ису Капаева. И эта традиция не должна исчезнуть". По мнению министра, знаковым является выбор именно площадки Северо-Кавказского федерального университета для проведения такого масштабного образовательного мероприятия. "Очень важно, что форум русского языка и литературы проходит здесь. Миссию русского языка на Северном Кавказе трудно переоценить. Он играл важную роль в объединении народов и консолидации добрых усилий на протяжении нескольких веков ", - отметил Лев Кузнецов. Министр также выразил уверенность в том, что форум сможет стать эффективным инструментом для трансляции и реализации новых образовательных инициатив на Северном Кавказе, сообщает пресс-служба Минкавказа. "Глобальная экономика знаний требует от образовательного сообщества новых профессиональных подходов и стратегий, отвечающих потребностям государства и общества, с одной стороны, и современному уровню развития науки - с другой. Северный Кавказ - пространство динамичного развития, где вопросам образования заслуженно уделяется повышенное внимание. Не вызывает сомнений, что сила и процветание регионов СКФО в значительной степени зависят от уровня образования. И этот форум является отличной коммуникационной площадкой для презентации образовательных технологий, современных методов педагогики и моделей управления профильными образовательными учреждениями ", - сказал Лев Кузнецов. В этом году Форум был посвящен сразу нескольким актуальным темам - методикам совершенствования преподавания русского языка и литературы в системе общего образования, анализу результатов ЕГЭ по русскому языку, переосмыслению роли учителя русского языка и литературы в современной школе, а также использованию современных электронных образовательных ресурсов в общеобразовательных учреждениях регионов СКФО. Мероприятие объединило более 100 участников, в их числе - представители экспертного сообщества, профильных ведомств и министерств, школьные и университетские педагоги из республик СКФО и других регионов России. На Форуме выступили полномочный представитель Президента РФ в СКФО С. Меликов, заместитель Министра образования и науки РФ А. Климов, советник Президента по культуре и искусству, председатель Совета по русскому языку при Президенте России В. Толстой, главы регионов СКФО, а также ректор МГУ имени М.В.Ломоносова В. Садовничий и ректор СКФУ Алина Левитская. Выступая перед широкой аудиторией, почетные гости сошлись во мнении, что сегодня русский язык - это основа формирования общероссийской гражданской идентичности современной России. Проведение форума русского языка и литературы на площадке СКФУ глава Минкавказа назвал правильным решением, выразив уверенность в том, что проблемы, озвученные экспертами на секциях и панельных дискуссиях, найдут всестороннее обсуждение в профессиональном сообществе, что, в свою очередь, будет способствовать совершенствованию преподавания русского языка и литературы в школах и вузах СКФО. "Для СКФУ актуальны проблемы сохранения и развития традиций русской культуры, русской литературы, русского языка как государственного языка и универсального средства общения народов Северного Кавказа, перед вузом поставлены задачи совершенствования этнического и межкультурного диалога, что учитывается в профессиональной подготовке студентов ", - подчеркнул Министр.

1

Статья посвящена проблеме формирования гражданской идентичности учащихся при изучении курса «География России». География относится к числу учебных предметов, располагающих большими возможностями для формирования гражданской идентичности. Анализ литературы по данной проблеме показал, что понятие «гражданская идентичность» имеет территориальный (географический) смысл и рассматривается как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства. Выявлено, что основная часть содержательной нагрузки по реализации гражданской идентичности приходится на курс «География России» (VIII–IX классы), который способствует формированию гражданственности и патриотизма. Основной целью курса «География России» является воспитание географической культуры личности, направленной на становление гражданина России, активно участвующего в решении ключевых проблем своего государства. Основу организации учебной деятельности для формирования гражданской идентичности должно составлять использование современных образовательных технологий.

1. Асмолов А.Г., Карабанова О.А., Марцинковская Т.Д., Гусельцева М.С., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Загладина Х.Т., Терехова Е.С., Глебкин В.В., Левит М.В. Учебно-методические материалы для педагогов различных ступеней системы общего образования по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы. - М., 2012. – 247 с.

3. Водолажская Т. Идентичность гражданская // Образовательная политика. -2010. - № 5-6. - С. 140–142.

4. Иванова Н.Л. Изменение этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях // Вопросы психологии. -2008. - № 2. - С. 87.

5. Наумова Н.Ф. Жизненная стратегия человека в переходном обществе // Социологический журнал. - 2005. - № 2. - С. 93–99.

6. Санина А.Г. Социальные основания гражданской идентичности в современном обществе: субстанциональный, пространственный и деятельностный аспекты // Вестник Санкт-Петербургского университета. -2010. - Сер.12. Вып. 4. - С. 289–294.

Проблема формирования гражданской идентичности школьников - одна из важнейших составляющих системы жизненного и гражданского самоопределения личности. В условиях кризисного состояния общества средства массовой информации и Интернет в большом масштабе оказывают воздействие на сознание современной молодежи. В рамках информационного пространства отчетливо просматриваются тенденции, направленные на формирование гражданской идентичности через представления о национальной культуре, истории и географии, ощущения причастности каждого молодого человека к социуму. В условиях неблагоприятного воздействия социальной среды у молодежи значительно возросли интересы сугубо личностного, прагматического характера, при этом оказались разрушенными или утраченными традиционные духовно-нравственные качества, такие как патриотизм, гражданственность, межнациональная толерантность и др. Социологические исследования, проведенные независимыми экспертами (Институтом социологии РАН, ВЦИОМ, АНО Левада-центр), касающиеся нравственных убеждений учащейся молодежи, свидетельствуют о негативном отношении к понятиям «толерантность», «ответственность перед обществом», «гражданский долг», об отрицании гражданских ценностей и патриотических идеалов. Решение проблемы формирования гражданской идентичности учащихся в контексте общего образования обеспечивает достижение таких личностных и социальных качеств, как осознание школьником себя гражданином Российской Федерации, укрепление российской государственности, рост конкурентоспособности российского общества, снижение риска распада Российской Федерации на отдельные территории по этническим, конфессиональным или региональным параметрам.

В нормативных документах по гражданскому образованию и воспитанию в Российской Федерации показано, что приоритетными задачами современной школы являются: развитие гражданской компетенции личности; формирование у школьников основополагающих ценностей культуры, определяющих гражданское самосознание, т. е. становление общероссийской гражданской идентичности в контексте значимости российской и мировой культуры.

Анализ литературы по данной проблеме показывает, что понятие «гражданская идентичность» имеет территориальный (географический) смысл и рассматривается как «осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл, где феномен сознания является признаком гражданской общности» .

Исследователями определена структура гражданской идентичности. Она включает следующие компоненты: когнитивный (знание о принадлежности к данной социальной общности), ценностный (позитивное, негативное или амбивалентное отношение к принадлежности), эмоциональный (принятие или непринятие своей принадлежности), поведенческий (реализация гражданской позиции в общении и деятельности, гражданская активность, участие в социальной деятельности, имеющей общественную значимость). Результатом сформированности когнитивного компонента гражданской идентичности является знание о принадлежности к гражданской общности, представление об идентифицирующих признаках, принципах и основах данного объединения (территориальных, культурных, политических и т.д.), о гражданстве и характере взаимоотношений гражданина и государства и граждан между собой. В них входят образ государства, занимающего ту или иную территорию, определяющего характер социальных отношений, систему ценностей, а также народ (или народы), населяющий эту территорию, со своей культурой, языком и традициями. Личностный смысл факта своей принадлежности к определенной общности в системе ценностных предпочтений определяет ценностный компонент. Важнейшим составляющим эмоционального компонента является чувство гордости за «свою страну», которое представляет собой индикатор, определяющий отношение учащихся к гражданской принадлежности как к ценности. Предложенная учеными структура гражданской идентичности определяет следующие требования к результатам формирования гражданской идентичности, которые могут рассматриваться как показатели сформированности гражданской идентичности. В рамках когнитивного компонента: создание историко-географического образа, включая представление о территории и границах России, ее географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций; формирование образа социально-политического устройства - представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников, знание своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; ориентация в системе моральных норм и ценностей .

География относится к числу учебных предметов, располагающих большими возможностями для формирования гражданской идентичности. Уникальность географии, ее роль в формировании личности школьников достаточно полно отражена в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Так, в стандарте отмечается, что важнейшими личностными результатами являются ценностные ориентации выпускников школы, гармонично развитые социальные чувства и качества: любовь к родному краю, к своей области, к стране, уважение к культурно-историческому наследию, национальным традициям и жизни других народов, патриотизм.

Основная часть содержательной нагрузки по реализации гражданской идентичности приходится на курс «География России» (VIII-IX классы), который способствует формированию гражданственности и патриотизма, любви к Родине и ответственности за ее прошлое, настоящее и будущее. Уникальность курса заключается в том, что он сочетает естественные и общественные ветви знаний, позволяя знакомить школьников с особенностями природы, административно-территориальным делением, государственными границами, размещением населения и хозяйством своей страны.

Основной целью курса «География России» является воспитание географической культуры личности, направленной на становление гражданина России, активно участвующего в решении ключевых проблем своего государства. Изучение данного курса способствует формированию географического образа родной страны, особенностей ее природы, знания о народах, проживающих на территории России; культурных особенностях общественного производства, новых тенденциях в развитии производства в каждом из федеральных округов, взаимосвязи всех территориальных единиц России; обеспечивает формирование эмоционально-ценностного компонента гражданской идентичности.

Изучение географии своей местности, района проживания опирается на использование регионального компонента школьного географического образования. Это позволяет учитывать наряду с региональными особенностями и особенности национальных культур. Пограничный характер российской культуры влияет на поликонфессиональность и полиэтничность, готовность к диалогу культур.

Особенностями содержания курса «География России» являются: ориентация курса на личность учащегося, приоритет его индивидуальности, при которой ученик является субъектом познания; развитие личностной ориентации по географическим проблемам России, уважения к ее исторической судьбе, уверенности в будущем; толерантное отношение к людям разных национальностей; создание целостного образа многоликой страны; включение учащихся в различные виды деятельности.

Современное школьное географическое образование должно в полной мере использовать все современные ресурсы и технологии формирования личности подростка. Основу организации учебной деятельности для формирования гражданской идентичности должно составлять использование современных образовательных технологий. Анализ современной научно-методической литературы показал, что наиболее распространенными педагогическими технологиями формирования гражданской идентичности являются коммуникативные (технология «Дебаты», беседа, диспут) и деятельностные (проектная деятельность социальной направленности технология коллективно-творческих дел) технологии обучения.

Наиболее востребованной на сегодняшний день в плане формирования гражданской идентичности является технология проектной деятельности. Проекты «Я - гражданин России!», «Я родился в России», «Национальные символы России», «Отечество мое Нижегородское», «Место, где мне хорошо», «Горжусь тобой, мое село», «О чем рассказала улица», «История моей семьи в истории России» и иные оказывают мощное воздействие на эмоциональную сферу подростка. Данная технология позволяет на основе личностно-деятельностного принципа обучения принять проблемы современного российского общества и осознать школьникам себя частью России, а значит, сформировать гражданскую идентичность.

Организация коллективного творческого дела является еще одной технологией, способной создать прочный фундамент для формирования гражданской идентичности подрастающего поколения. Технология коллективно-творческого дела, автором которой является И.П. Иванов, рассматривает «реальную заботу всех участников воспитательного процесса об окружающем мире, людях, о себе как товарище других людей». В основе идеи технологии лежит развитие нравственной позиции личности, социальной активности и внимания, гражданского неравнодушия, потребности к изменению окружающего мира и саморазвитию. Введение настоящих коллективных творческих дел в школьный курс «География России» - это новый подход к формированию гражданской идентичности и гражданско-патриотическому воспитанию. Для реализации КТД (коллективных творческих дел), которые носят патриотический характер, необходима конструктивная и позитивная деятельность, опирающаяся на коллективное авторство (не «нам организовали и провели», а «мы организовали и провели»).

Рассмотренные технологии, на наш взгляд, являются наиболее эффективными для формирования гражданской идентичности при изучении школьного курса «География России». Они позволяют воздействовать на когнитивную и эмоционально-деятельностную сферу личности подростка.

Таким образом, гражданская идентичность - это формирование чувства долга и ответственности за свою страну, осознание принадлежности к великому народу, ориентация на высокие нравственные ценности. Это долгий и кропотливый процесс, и значительная роль в нем принадлежит школьному курсу «География России».


Рецензенты:

Демидова Н.Н., д.п.н., профессор кафедры экологического образования и рационального природопользования Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, г. Нижний Новгород;

Картавых М.А., д.п.н., профессор кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, г. Нижний Новгород.

Библиографическая ссылка

Беляева Т.К., Пухова А.Г., Солодова Н.Б. КУРС «ГЕОГРАФИЯ РОССИИ» КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20093 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной.

П.А.Вяземский

Центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. В православной гимназии сосредоточена не только духовная, но и гражданская, интеллектуальная и культурная жизнь детей и подростков.

Среди факторов формирования гражданской и культурной идентичности можно назвать следующие:

Общее историческое прошлое (общая судьба);

Самоназвание гражданской общности;

Общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;

Общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;

Переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными ситуациями в стране.

Гражданская идентичность является важнейшим конституирующим элементом гражданской общности, выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства. Как бы не критиковали новый ФГОС общего образования, в нем есть две большие идеи, которые по размышлении захватывают, не оставляют равнодушным – идея метапредметности и идея формирования российской (гражданской) идентичности.

Задача формирования гражданской (российской) идентичности у гимназистов предполагает качественно новый по содержанию, технологиям и ответственности подход педагогов к традиционным проблемам развития гражданского самосознания, патриотизма, толерантности школьников, владения ими родным языком.

Обучение русскому языку происходит не только на уроках словесности, но на любом учебном предмете и за пределами урока, в свободном общении с обучающимися; живой русский язык становится универсалией школьной жизни.

Основой формирования гражданской и культурной идентичности является русский язык. Очень важно, чтобы ребенок не просто механически усваивал и воспроизводил те или иные образцы, а трансформировал их в насыщенные личностные смыслы, ценности, реализуемые в индивидуализированных формах гражданского и социального поведения. Тем самым задаются уникальные ориентиры процессу гражданской идентификации каждого конкретного ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кузина Любовь Владимировна

Негосударственное образовательное учреждение гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца

Учитель русского языка и литературы

Русский язык как основа культурной и гражданской идентичности.

Язык есть исповедь народа,

В нем слышится его природа,

Его душа и быт родной.

П.А.Вяземский

Центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. В православной гимназии сосредоточена не только духовная, но и гражданская, интеллектуальная и культурная жизнь детей и подростков.

Среди факторов формирования гражданской и культурной идентичности можно назвать следующие:

Общее историческое прошлое (общая судьба);

Самоназвание гражданской общности;

Общий язык, являющийся средством коммуникации и условием выработки разделяемых смыслов и ценностей;

Общая культура (политическая, правовая, экономическая), построенная на определенном опыте совместной жизни, фиксирующая основные принципы взаимоотношений внутри общности и ее институционального устройства;

Переживание данным сообществом совместных эмоциональных состояний, особенно связанных с реальными ситуациями в стране.

Гражданская идентичность является важнейшим конституирующим элементом гражданской общности, выступает основой группового самосознания, интегрирует население страны и является залогом стабильности государства. Как бы не критиковали новый ФГОС общего образования, в нем есть две большие идеи, которые по размышлении захватывают, не оставляют равнодушным – идея метапредметности и идея формирования российской (гражданской) идентичности.

Задача формирования гражданской (российской) идентичности у гимназистов предполагает качественно новый по содержанию, технологиям и ответственности подход педагогов к традиционным проблемам развития гражданского самосознания, патриотизма, толерантности школьников, владения ими родным языком.

Обучение русскому языку происходит не только на уроках словесности, но на любом учебном предмете и за пределами урока, в свободном общении с обучающимися; живой русский язык становится универсалией школьной жизни.

О сновой формирования гражданской и культурной идентичности является русский язык. Очень важно, чтобы ребенок не просто механически усваивал и воспроизводил те или иные образцы, а трансформировал их в насыщенные личностные смыслы, ценности, реализуемые в индивидуализированных формах гражданского и социального поведения. Тем самым задаются уникальные ориентиры процессу гражданской идентификации каждого конкретного ребенка.

Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как «Общие сведения о языке » и дидактический материал : упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Любовь к родному языку – одно из проявлений гражданских чувств. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово».
Работа над формированием гражданской и культурной идентичности в каждом классе различен и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами. Так, если на первом уроке в 5 классе мы говорим
о языке как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому способствовали, то в 9 классе это разговор о причинах включения русского языка в состав мировых языков – политических, научных, культурно-исторических, лингвистических.
Воспитание гражданственности и культурных ценностей проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор
дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений предлагаю учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют культуру и гражданственность, например: Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?
Большое воспитательное значение имеют пословицы, которые использую при изучении различных тем в процессе всего обучения русскому языку: «Тире между подлежащим и сказуемым» (8 кл.)
– Родная сторона – мать, чужая – мачеха; Родина – мать, умей за неё постоять ; «Прилагательные полные и краткие» (5 кл.) – Своя земля и в горести мила; Глупа та птица, которой своё гнездо не мило ; «Степени сравнения имен прилагательных» (6 кл.) – Родина краше солнца, дороже золота; Любовь к Родине сильнее смерти и т.д.
Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в
соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм . Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка: Как могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте предложения с разными обращениями; Составьте побудительные предложения со словами «Будьте добры», «Будьте любезны » (5 кл.); др.
Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например:
Прочитайте в «Школьном толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову «культура, патриотизм». Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему «Что значит – быть гражданином своей страны». Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам Родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?

Урок – пространство воспитания благодарного отношения к родному русскому языку, потому что память основана на благодарности, на даре блага, добра. Укорененность этого слова в русском языке удивляет: благоволить, благоговеть, благодарить; благосостояние, благословить, благодеяние, благолепие, благоприятный, благополучие, благоденствие, благой; благодать; благовоние; благородный; благодать.

Язык - величайший учитель, наставник, язык - начиная от колыбельной песни и потешек и до «Илиады», до Тургенева, Чехова, Бунина - всегда формировал и формирует мировосприятие, человечность, нравственность. Язык был педагогом и тогда, когда еще не было ни школ, ни книг. И теперь учит, в век информационных технологий. И чем богаче мир языка, в который мы вводим наших учеников, тем глубже будет развит их мир, - не только области внешнего общения, но их душа, которая, как сказал поэт, « обязана трудиться и день и ночь».

На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над правописанием суффиксов и приставок, над усвоением орфограмм и пунктограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста. Ведь для гармонического развития личности необходимо приобщение к сокровищам духовной культуры русского народа, которое мною осуществляется через знакомство с древнейшими жанрами русского фольклора, воспитывающими в детях православно - христианские добродетели. См.приложение1

При изучении темы «Синонимы», «Антонимы» предлагаю учащимся поработать с понятиями: сострадание, уважение, забота, чуткость, сопереживание, любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие, совесть, благородство, стыд, память, жертвенность, чувство вины, порядочность, угрызение совести.

Совместная работа с учениками может строиться двумя способами: учитель предлагает ученикам продумать и записать понятия, близкие данному, затем каждый знакомит с результатами своей работы, и составляется общий ряд, анализируются основные оттенки, отличающие каждое понятие; совместно в процессе обсуждения выстраивается ряд близких по значению понятий, записывается на доске, а каждый в тетради анализирует их смысловое содержание.

Важно научить ребенка не только объяснять значение нового слова, но и пользоваться изученным на практике. Этому помогают образцы употребления слов - готовые словосочетания и предложения, которые могут быть прочитаны, а затем записаны под диктовку.

В текстах диктантов, изложений нашло отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в древнерусской литературе , в летописи «Повести временных лет», текст которой мы изучаем на протяжении трех лет. В 8 классе, изучая «Житие Александра Невского», ученики говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единству Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят девятиклассники при изучении «Слова о полку Игореве». В изучении текста «Житие Сергия Радонежского» Сергий Радонежский был назван святым в 1452 году. В произведении «Житие Сергия Радонежского» Епифания Премудрого утверждается, что за всю биографию Сергия Радонежского было совершено множество чудес, исцелений. Однажды он даже воскресил человека. Перед иконой Сергия Радонежского люди просят о выздоровлении, а 25 сентября, в день смерти, православный народ отмечает его память.
Также при подготовке к урокам стараюсь подбирать тексты, предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества учащихся. Например, при изучении темы: «Обособленные приложения и определения, вводные слова» в 8 классе провожу выборочный диктант по тексту пересказ Житие Сергия Радонежского Бориса Зайцева)

Семи лет Варфоломея отдали учиться грамоте, в церковную школу, вместе с братом Стефаном. Стефан учился хорошо. Варфоломею же наука не давалась. Как и позже Сергий, маленький Варфоломей очень упорен и старается, но нет успеха. Он огорчен. Учитель иногда его наказывает. Товарищи смеются и родители усовещивают. Варфоломей плачет одиноко, но вперед не двигается.

И вот, деревенская картинка, так близкая и так понятная через шестьсот лет! Забрели куда-то жеребята и пропали. Отец послал Варфоломея их разыскивать, наверно, мальчик уж не раз бродил так, по полям, в лесу, быть может, у прибрежья озера ростовского и кликал их, похлопывал бичом, волочил недоуздки. При всей любви Варфоломея к одиночеству, природе и при всей его мечтательности он, конечно, добросовестнейше исполнял всякое дело - этою чертой отмечена вся его жизнь.

При изучении темы «Правописание Приставок НЕ- и НИ- в наречиях» в 5 классе использую в качестве объяснительного диктанта такие предложения: 1.Никогда Россия ярма не носила. 2.Велика Россия, а отступать некуда. 3.Нигде не дышится так легко, как на Родине. 4.На чужбине чувствуешь себя путником, которому негде голову преклонить. 5.Соврешить хорошее дело никому и никогда не поздно. 6.Смелый человек нигде не пропадет. Предлагается учащимся объяснить данные пословицы, которые воспитывают и гражданские чувства, и нравственные качества.

При повторении умений постановки знаков препинания в сложном предложении и в предложении с однородными членами можно использовать такое высказывание Д.С.Лихачева: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране - к ее истории, ее прошлому, а затем ко всему человеческому, к человеческой культуре». Задание к этому тексту: 1. Определите тему и идею текста. 2. Определите стиль речи. 3. Найдите предложения с однородными членами, назовите их. Итак, дидактический материал разного типа позволяет воздействовать на чувства учащихся, формируя любовь к Родине, к человеку, чувство милосердия, совести и т.д

Эффективно применяется мною на уроках такой прием технологии встречных усилий как «Эпиграф». Я предлагаю учащимся осмыслить текст духовно-нравственного содержания, записанный на доске, и придумать, как он может быть связан с новой, ученикам пока неизвестной темой занятия. Например, на уроке изучения правописания -тся и -ться в глаголах я записываю такую фразу: «Честь и достоинство являются главными качествами человеческой души, и тот, кем они утрачиваются, превращается в человека жестокого и алчного» и так далее. На повторительно-обобщающих уроках использую прием «Лови ошибку»: даю возможность детям поработать с тестовыми заданиями, в которых намеренно допускаю ошибку. Во время ее поиска школьники могут рассуждать вслух, побуждая тем самым друг друга к поиску правильного решения.

Я считаю своей главной задачей в преподавании русского языка в гимназии разбудить душу ребенку и создать благодатную почву для воспитания добрых чувств любви к Родине, к культуре и православной вере.
Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные и гражданские устои жизни.

Использованная литература:

«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»

(А.Я. Данилюк, В.М.Кондаков, В.А.Тишков, М. :Просвещение, 2009)

1.Андрюшков А.А. Формирование российской идентичности как задачи образования: мировоззрения созидающее будущее //Вопросы образования. – 2011 – № 3.

2.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования //Российская газета. Июль 2012.

4.Фундаментальное ядро содержания общего образования. Под редакцией В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 4-е изд. Доработанное. М. Просвещение. 2011.

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского

языка и литературы

Черникова П.В., учитель русского языка

и литературы Старохмелевского филиала

МБОУ Новоникольской СОШ

Попытайтесь быть хотя бы немного добрее

и вы увидите, что окажетесь не в состоянии

совершить дурной поступок.

Конфуций

21 век – век высоких технологий, время информационного общества.

Люди покоряют вселенную и передают информацию со скоростью света.

Возможности информационных технологий сегодня достигли таких высот,

куда не заглядывали даже научные фантасты. В системе школьного

образования наблюдается смещение акцентов в сторону дисциплин

естественнонаучного цикла.

Что делать, если глобальная компьютеризация проникла в сознание

школьника? У него нет времени, а порой, к сожалению, и желания, пойти в

библиотеку или дома взять с полки книгу и почитать ее. У него нет времени

задуматься о «разумном, добром, вечном».

«Печально я гляжу на наше поколенье!» – сказал бы сегодня

М.Ю. Лермонтов.

Вопрос нравственного воспитания настолько актуален, что это нашло

своё отражение в Законе Российской Федерации «Об образовании». Во

второй статье Закона РФ говорится: «Государственная политика в области

образования основывается на одном из принципов: гуманистический

характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и

здоровья человека, свободного развития личности, воспитание

гражданственности и любви к Родине…».

Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача

защиты и развития национальных культур, регионально-культурных

традиций и особенностей. Национальные традиции, без сомнения, обладают

значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным

средством духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Духовно-нравственное состояние общества считается одним из

основных показателей его развития и благополучия. Ведь духовность – это

стремление к возвышенному, прекрасному, позволяющему постичь

подлинные высшие ценности.

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-

нравственного развития должна быть направлена на обеспечение духовно-

нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной,

внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе

образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. Такимобразом, цель духовно-нравственного воспитания: это создание системы

формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов,

развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.

Многие подростки имеют ценности, несовместимые с общепринятыми

моральными нормами. Современная молодёжь настроена враждебно к

«консервативным» взглядам своих родителей. Такие понятия, как

патриотизм, совесть, честь очень часто вызывают у детей негативные

эмоции.

Воспитать – значит способствовать формированию сердечного

человека с крепким характером. А для этого «пробудить душу» в нём как

можно раньше, воспитывать чуткость ко всему Божественному, волю к

духовному совершенству, радость любви и вкус к доброте, милосердию,

отзывчивости и умение ни при каких обстоятельствах не оставаться

равнодушным ко всему, что происходит рядом с нами. Оставаться

Человеком.

Главной задачей духовно-нравственного воспитания является процесс

становления в каждом ребёнке Человека. Но этот процесс очень сложен, а

результат его во многом зависит не только от мастерства педагога, но и

родителей.

Современная школа пытается влиять на мировоззрение учащихся,

способствовать их духовно-нравственному становлению, решение проблем,

связанных с преодолением духовного кризиса в обществе и воспитанию

такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной

морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко

осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу

внутреннего влечения к добру.

Первоочередной задачей учителя-словесника является духовно-

нравственное воспитание школьника, способствующее формированию

личности ученика. Поэтому я работаю над темой: «Духовно-нравственное

воспитание школьников на уроках русского языка и литературы». Также

уделяю внимание формированию развитию речи учащихся, развитию

творческих способностей обучающихся.

К большому сожалению, многие ученики не могут и не хотят

грамотно говорить. И многих из них это устраивает. Остаётся

«невостребованным» духовный опыт, оставленный нашими замечательными

художниками слова: Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем, Чеховым,

Достоевским, Толстым… А задача учителя – «достучаться» до сердца, души

ребёнка, дать возможность прикоснуться к миру прекрасного.

Роль классической литературы в духовно-нравственном воспитании

подростков просто неоценима, она способствует нравственному

воспитанию, воспитанию чувства долга, ответственности за свои поступки,

патриотизма, любви к ближнему, доброты, уважения к старшим, позволяет

организовать досуг детей.

В воспитании духовно-нравственных качеств использую различные

формы проведения уроков: урок-диалог, урок-исследование, урок-

творческая мастерская, урок-семинар, урок-экскурсия, урок-дискуссия. Общаясь каждый день с детьми, можно увидеть их взаимоотношения, их

моральный и духовный уровень, отношение к окружающему их миру.

Во время учебной деятельности при изучении различных тем я

использую разнообразные приёмы, влияющие на выработку нравственных

принципов и понимание нравственных ценностей в жизни. Для того чтобы

помочь ученикам осмыслить, осознать сущность нравственного понятия,

необходимо рассмотреть его во всех оттенках, во взаимосвязи с другими

близкими и противоположными ему. При прохождении тем «Синонимы»,

«Антонимы» подходит прием, позволяющий раскрыть сущность

нравственного понятия на основе сопоставления, сравнения его с другими,

близкими и противоположными ему. Безусловно, учитель должен проделать

эту работу сам, выстроив для себя своеобразный ряд синонимов. Например:

сострадание, уважение, забота, послушание, чуткость, сопереживание,

любовь, нежность, сердечность, сочувствие, миролюбие или совесть,

благородство, стыд, обязательность, память, жертвенность, чувство вины,

порядочность, угрызение совести и т.д.

При подготовке к урокам русского языка стараюсь подбирать тексты,

предложения из текстов, которые помогают развивать нравственные качества

учащихся. Огромную возможность для духовно-нравственного воспитания

учителям-словесникам дают пословицы и поговорки русского народа,

фразеологизмы, крылатые выражения. Нужно только умело их преподносить

детям.

Наряду с уроками русского языка воспитывать нравственные качества

мне помогают и уроки литературы, где просто и доступно даются ответы на

многие вопросы: «Что такое добро и зло? Как очиститься от дурных

помыслов? Как научиться жить среди людей?»

Часто практикую на своих уроках сочинения- миниатюры, сочинения-

рассуждения о таких нравственных понятиях, как совесть, честь,

милосердие, сострадание, благородство. Меня всегда волнуют творческие

работы моих учеников, тонко трогают мою душу и успокаивают: «На

правильном пути стоят мои дети».

Вопросы нравственности также можно рассмотреть на примере

произведений А. Платонова, Б. Васильева, В. Распутина, В. Астафьева,

В. Белова, С. Алексеева, А. Костюнина. Их произведения не относятся к

разряду «легкой» литературы, позволяющей расслабиться, забыться, уйти от

проблем. Напротив, они погружают читателей в самые болевые проблемы

времени: убывание добра, безверие, отсутствие духовности,

безнравственность. Эти писатели пишут правду, взывают к проблемам

направляют нас к вечным ценностям.

В качестве завершения работы с этими авторами учащимся

предлагается написать сочинения-рассуждения (например «Уроки

нравственности в …»)

Предполагается, что учащиеся будут знать традиции народа,

выработают навык составления собственной родословной, будут

ориентироваться в понятии «духовные ценности», разовьют осознанноеотношение к духовному наследию страны. Учащиеся смогут уверенно

ориентироваться в основных понятиях нравственной культуры, осознавать

ответственность за собственную жизнь, здоровье, за благополучие близких,

усвоят нравственные нормы поведения, будут уверенно разбираться в

терминах «нравственность», «нравственная культура», «нравственный

подвиг».

Работая над формированием духовно-нравственных ценностей

учащихся, большое внимание уделяю словесному творчеству учащихся,

развитию их творческих способностей.

Серьёзное внимание в работе с учащимися уделяется воспитанию

православной культуры – одной из составляющих духовно-нравственного

воспитания. Убеждена, что детям необходимо привить навыки нравственного

самоанализа, дать возможность открыть внутренний мир своей души.

Огромная работа учителя по духовно-нравственному воспитанию

подрастающего поколения невозможна без взаимодействия с семьёй ученика.

Педагог и родитель должны понимать, что без соблюдения определённых

нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет

достойным гражданином общества. А мы, педагоги, всегда готовы к

сотрудничеству с семьёй в деле духовно-нравственного воспитания

подрастающего поколения: не равнодушного, ответственного, честного,

трудолюбивого, с активной гражданской позицией.

Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле,

поэтому нужно внешнее воздействие образовательной среды. Духовно-

нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы является

важным средством формирования у дет


УДК 37.035.46

И.В.Хаирова

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В статье раскрывается проблема формирования основ гражданской идентичности у учащихся младших классов в процессе обучения их русскому языку на основе использования методологии социокультурного образования. Представлена диагностика социокультурных знаний у учащихся 4-х классов. Раскрываются теоретический, методический и практический аспект реализации социокультурного принципа в обучении русскому языку.

Ключевые слова: основы гражданской идентичности, лингвокульторология, социокультурный подход к изучению языка, национальная языковая картина мира, концепт.

I. V.Khairova FORMATION OF THE FOUNDATIONS OF CIVIC IDENTITY IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN IN THE LEARNING PROCESS RUSSIAN LANGUAGE

In the article the problem of developing the foundations of civic identity in students ofjunior classes in the learning process of their Russian language using a methodology of social and cultural education. Presented diagnosis sociocultural knowledge ofstudents 4 classes. Reveal the theoretical, methodological and practical aspects of implementing the principle of social and cultural learning Russian.

Key words: The basics of civic identity, the science of language and culture, socio-cultural approach to the study of language, national language picture of the world, concept.

Отличительной особенностью нового образовательного стандарта начального общего образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные УУД предполагают, что у выпускников начальной школы будут сформированы в том числе основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности

Безусловно, формирование основ гражданской идентичности будет осуществляться на разных предметах. Высоким потенциалом в решении данной задачи обладает учебная дисциплина «Русский язык». Ведь язык есть средство формирования и сохранения знаний. По словам А.А.Леонтьева, язык есть вся система значений, включающая и языковые, и предметные значения, отражающие качества и свойства реального мира . В слове фиксируются результаты человеческого познания. Из результатов этого познания складывается языковая картина мира. При этом каждый язык создает свою особую картину мира, в которой отражается не только общечеловеческий, но национально-культурный опыт народа - носителя языка.

Вопрос о необходимости изучения языка как феномена культуры является актуальным для современной стратегии языкового образования. При этом в методике и практике используются два термина для обозначения данного подхода к изучению русского языка -культуроведческий подход, предполагающий прежде всего формирование представлений о русской культуре как материальной и духовной ценности, воспитание любви к русскому народу, формирование русской языковой картины мира, осознание особенностей русского языка, его своеобразия ; и социокультурный, предполагающий знания о культурах разных народов, о человеческом обществе, о современном состоянии социума, в котором ученик развивается .

В аспекте проблемы формирования основ гражданской идентичности, на наш взгляд, актуальным становится реализация социокультурного подхода в изучении русского языка, поскольку сам термин семантически шире, соприкасается с принципами глобального образования, обучения в диалоге культур.

Новые антропологические подходы к исследованию языка и ориентация лингводидактики на культуру, на способы концептуализации и категоризации знаний о мире, повышенное внимание к формированию языковой личности, ее ментальности требуют нового взгляда на роль родного языка при изучении неродных языков. Сопоставление отдельных явлений в родном и изучаемом языках при этом осуществляются на болеешироком фоне сопоставления фрагментов языковых картин мира, концептосфер, когнитивных и ассоциативных полей. Учет реалий культуры, особенностей концептуального членения мира, своеобразия аспектов коннотации, метафорики, знание особенностей внутренней формы слов, вторичной номинации вносят коррективы в изучение всех уровней языка.

Внедрение лингвокультурологической концепции обучения языкам (какродному, так и неродным) оптимизирует содержание обучения русскому языку, в котором должны найти отражение такие проблемы, как взаимосвязь языка и культуры, национальная языковая картина мира, национально-культурная семантика слова, базовые концепты родной культуры и культуры изучаемого языка; фразеология в национально-культурном аспекте и т.д.

Каков же уровень владения знаниями о культуре русского народа у младших школьников? Нами был разработан диагностический комплекс культурно-ориентированных вопросов и заданий на основе диагностики Л.Н.Новиковой

Приведем примеры вопросов и заданий данного комплекса. 1.Закончите пословицы: Семь раз отмерь.. .(один раз отрежь); Кто где родится... (там и пригодится); Без труда не вытащишь... (рыбку из пруда) Старый друг лучше.. .(новых двух) и т.д. (пословицы из курса начальной школы). 2. Подчеркните животное (рыба, насекомое, птица), обозначающее в русской культуре такие человеческие качества, как: нечистоплотность - (медведь, свинья, осел); упрямство -(баран, козел); хитрость - (волк, лиса, осел) трудолюбие - (пчела, бабочка, ворон) и т.д. 3. Что означал в русской культуре красный цвет? (красоту). 4. Перечислите известные вам народы, проживающие в России? 5. Назовите русскую национальную еду, которая была повседневным сытным и любимым кушаньем. 6. Что обозначают выделенные слова в известных фразах из сказок А.С. Пушкина (материал взят из сказок, изучаемых в начальной школе), например: «И царица хохотать... и прищелкивать перстами...» (пальцами); «Наступает срок родин; сына бог им дал в аршин» (старинная мера длины) и т.д. 7. Назовите несколько известных вам: а)блюд русской кухни; б)народных игр; в)названий ремесел, распространенных на Руси; г)народных праздников; д)названий «нечистой силы»; е)народных примет; ж)древних русских имен; з)слов, важных для русского человека.

Экспериментом было охвачено более 300 учащихся школ Республики Татарстан. В данной статье проиллюстрируем результаты эксперимента на примере двух классов.

Анализ результатов выполнения заданий диагностического комплекса показал следующее. Учащиеся относительно успешно справились с первым заданием, однако далеко не все смогли закончить все шесть предложенных пословиц. Многие учащиеся не смогли закончить первую и вторую пословицу, одна из учениц отметила, что «1 и 2 пословицу никогда не слышала». Несмотря на то, что большинство учащихся справились со вторым заданием, некоторые ученики не смогли правильно указать, какие животные в русской культуре обозначают лень, сонливость; верность; хлопотливость. Лишь отдельные ученики справились с третьим заданием. Среди наиболее частых ответов, которые давали учащиеся, были «кровь», «боль», «страдание», «любовь». Наиболее трудным для учащихся оказался четвертый вопрос диагностического комплекса: учащиеся имеют слабое представление о народах, населяющих нашу страну. Были учащиеся, которые вовсе не смогли назвать ни одного народа, проживающего на территории России; другие назвали только татар и русских; а несколько учеников отметили, что на территории России проживают только «японцы и китайцы». Многие учащиеся не различают такие понятия, как национальность и религия; страна и народ; республика и жители. Например, в некоторых работах школьники, называя народы, населяющие Россию, написали: «россияне, россиянцы, россисты, мусульмане, православцы». Очень трудным оказалось задание, в котором нужно было определить значение устаревших слов из сказок А.С.Пушкина, включенных в программу начальной школы. Часть учащихся

дали неверное толкование таким словам, как «душегрейка», «перстами», «аршин», «парчовая», «столбовая дворянка», «кичка». При ответе на седьмой вопрос крайне мало было названо блюд истинно русской кухни. Среди наиболее частых ответов были: пельмени, хлеб, манная каша, блины, борщ. Кроме того, испытуемые отмечали еду, не относящуюся к народной кухне, например «биг мак, чипсы» и др. В номинации народные приметы, ученики назвали следующие: если чёрная кошка дорогу перейдет - жди несчастья; птицы низко летают - значит будет ливень; не свисти - денег не будет и др.; некоторые испытуемые вместо примет писали пословицы или выдумывали приметы сами, например: найди сто рублей и ты счастлив; не ссорься и будет много друзей. Во многих работах незаполненными остались номинации «названия ремесел, распространенных на Руси», «народные игры», «народные праздники», «древние русские имена». Определяя слова, важные для русского человека, ученики указали такие: «спасибо», «здравствуйте», «мама», «Бог».

В соответствии с законами математической статистики мы выделили низкий (до 25% выполненных заданий), средний (от 26% до 50% выполненных заданий), достаточный (от 51% до 75% выполненных заданий) высокий (от 76% до 100% выполненных заданий) уровни владения культурологическими знаниями. В экспериментальном классе результаты получились следующие: 10% имеют достаточный уровень владения культурологическими знаниями, 60% -средний уровень и 30% - низкий уровень. В контрольном классе 7% учащихся имеют достаточный уровень, 28% - средний уровень и 35% - низкий уровень.

Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента было установлено, что большинство учащихся имеют низкий или средний уровень владения знаниями о культуре русского народа.

Далее школьникам был предложен комплекс вопросов, выявляющих владение социокультурными знаниями по трем языкам: английскому, татарскому и русскому. В него вошли вопросы, связанные с обычаями и традициями, с достижениями культуры интеграционного характера, реалии бытового обихода, позиция «язык» косвенно отражена во всех вопросах. Приведем примеры вопросов, входящих в разработанный нами комплекс для учащихся 4-х классов: татарский национальный праздник, проводимый в конце весны; как называют татарского Деда Мороза; в русском языке животные, птицы, рыбы отвечают на вопрос «кто?», а на какой вопрос они отвечают в татарском языке; в русском языке - это небольшая постройка для хранения старых и ненужных вещей, в татарском языке - это дворец; в России начало весны символизирует праздник Масленица, а как называется этот праздник у татарского народа; как принято обращаться в Англии к другим людям: на ты или на вы; английский глагол со значением «показывать», а в русском языке - существительное, обозначающее яркое эстрадное представление; всемирная организация, которая борется за экологическую чистоту на нашей планете и т.д.

По результатам составлялись матрицы, затем определялись уровни владения социокультурными знаниями. Приведем общие результаты в таблице (см. табл/ 1).

Таблица 1.

К ла сс Кол-во учащихся Низкий уровень владения социокультурными знаниями Средний уровень владения социокультурными знаниями Достаточный уровень владения социокультурными знаниями Высокий уровень владения социокультурными знаниями

А А 25 8 % 76% 16%

ББ 26 19 % 54 % 27 %

Анализируя ответы учащихся, следует отметить, что отдельные вопросы вызвали у школьников затруднения. Например, отвечая на 11 вопрос («Вещь, бывшая в употреблении, планируемая попасть во «вторые руки»), дети давали следующие ответы: «наследство», «б/у», «кот в мешке» и даже «такого быть не может». Или, например, среди ответов на 13 вопрос

(«Подарок, которого не ожидаешь») встретились и такие: «выигрыш», «машина» и даже «PSP» (детская компьютерная игра). Это связано, на наш взгляд, с тем, что ответы на подобные вопросы требуют от школьников и определенного уровня мышления, смекалки. Встречались и ответы с юмором, например, на вопрос № 7 («Г орячие собаки», которые стали популярными и в России) был дан ответ не «хот-дог», а Белка и Стрелка. Но порадовало и знание детьми организаций, борющихся за жизнь нашей планеты, так как кроме ответа «Greenpeace», был ответ и WWF (World Wildlife Fund) - Всемирный фонд дикой природы.

Однако самые большие затруднения вызвали вопросы, связанные со знаниями традиций, национальных праздников. В этом блоке дети дали больше всего прочерков и неправильных ответов. И это несмотря на то, что все эти праздники проходят на общешкольном уровне. Науруз и Масленицу устраивают в школе с обязательным концертом, блинами на Масленицу и татарскими национальными блюдами на Науруз.

Эта проблема приобретает еще более актуальное звучание в контексте задачи формирования основ гражданской идентичности. Ведь для того, чтобы ученик осознавал себя гражданином России, свою этническую принадлежность, научился гордиться своим народом, уважительно относиться к культурам других народов, необходимо знание и понимание национально-культурных особенностей (обычаев, традиций, уклада быта и т. д.) своего народа, народов, которые населяют Россию, осознание самобытности, уникальности языковой картины мира своего народа (в сравнении с другими культурами и языками). Формирование национального и межкультурного сознания и менталитета обуславливается социокультурным подходом к изучению русского языка.

Реализацию социокультурного подхода видят прежде всего в использовании текстов с национально-культурным компонентом, в обращении к образным средствам языка, к фразеологизмам, к клише и стереотипам в русском национальном языке, в привлечении материальных (невербальных) объектов культуры (предметов национального быта, утварь, одежда, произведения народного декоративно-прикладного искусства, живописи, музыки, зодчества, скульптуры).

Целый урок русского языка может быть посвящен работе с одним словом, близким и знакомым учащимся. Еще в начале нашего века австрийская школа «WORTER UND SACHEN» («Слова и вещи») продемонстрировала важность культурологического подхода во многих областях языкознания, и прежде всего - в лексике и этимологии.

Так создается серия уроков «Энциклопедия одного слова». Такие уроки не только способствуют формированию основ гражданской идентичности, но и развивают у учащихся языковое чутье, интерес к предмету, поскольку история одного слова позволяет ученикам увидеть язык живым, изменяющимся, осуществить настоящее лингвистическое микроисследование.

Базовой лингвосоциокультурной задачей такого урока может стать актуализация фоновых знаний учащихся по тому или иному культурному феномену. Уроки такого типа могут включать следующие элементы:

1. Введение слова (Формулировка цели и задач урока);

2. Работа с лингвистическими словарями (толковые словари С.ИОжегова, В.И.Даля, этимологический словарь Н.М.Шанского, школьный словообразовательный словарь русского языка А.Н.Тихонова, словарь синонимов, словарь антонимов). Организуя такую работу на уроке, учитель может использовать групповые, парные формы работы, ставить пред школьниками исследовательские задачи (каково значение суффиксов в словах, входящих в одно словообразовательное гнездо, в чем заключается отличие синонимичных слов), а также выслушать выступления заранее подготовленных учащихся.

3. Осмысление фразеологического материала, в котором используется данное слово.

4. Жизнь слова в литературных произведениях.

Этот элемент урока может быть реализован по-разному: в форме викторины, брейн-ринга, в форме специально подготовленных докладов школьников, например, «Образ коня в любимых сказках».

5.Использование текстов с национально-культурным компонентом.

6. Работа с материальными (невербальными) объектами культуры (живопись, музыка, предметы национального быта и т. д.).

7.Творческое, проектное задание, предполагающее применение языковедческих и культур-ных сведений по теме, их углубление, систематизацию, выражение личностного отношения к рассматриваемому культурному феномену.

Например, на уроке по слову «Конь» учащимся может быть предложено на выбор выполнение следующих заданий: 1. По материалам, имеющимся в кабинете, составить текст на одну из предложенных тем: «День коня в одной из стран», «История лошади», «История повозки разных народов». 2. Вопросы к брейн-рингу. 3. «Лошадиный» словарик. 4. Узнай песню о коне.

5. Описание картины с изображением коня. 7. Напиши стихотворение о коне или проанализируй любимое стихотворение о коне.

Покажем, как может быть организована работа с текстом на уроке по слову «Конь»

"Конь в хозяйстве - что печь в доме",- говорит пословица. Без коня крестьянину было поля не вспахать, в путь не отправиться. Конём дорожили, о нём складывали сказки, пели песни и даже после того, как коня заменили машины, мощность их моторов по привычке измеряли в лошадиных силах.

[Словарная работа: лошадиная сила (единица мощности двигателя, машины, равная 736 ваттам)]

В Болгарии до сих пор празднуют Тодорицу, День коня. В этот день на окраине Софии готовятся к скачкам; в гривы коней вплетают красно-белые ленты, украшают их веточками герани и базилика - символами весны. Всадники надевают новые вышитые рубашки и специально приготовленные шляпы. А потом на лугу начинаются скачки с препятствиями. Победителей ждут свежий каравай и подарки. (По А.Стрижеву.)

Определите тему текста?

Сформулируйте основную мысль текста?

Какие типы речи использованы в нем? Докажите.

На каком празднике татарского народа проводят мероприятие, похожее на праздник Тодорица? (Сабантуй) Расскажите об этом празднике. Что значит конь для татарского народа?

«Конь для татарского народа во все времена был другом и кормильцем. Конь был надёжной опорой. В тёмные, глухие ночи выносил резвый конь из страшной, чёрной чащобы на дорогу, на коне путешествовали и выходили на лашманскую работу - валили для царя корабельный лес. Оседлав верного коня, шёл татарский джигит в пугачёвскую рать (войско); татарские всадники сражались в одном строю с героями Великой Отечественной войны.

Неслучайно обязательной частью программы Сабантуя являются скачки. Здесь принимают участие подростки десяти - пятнадцати лет. Лошадей к скачкам начинают готовить задолго до праздника: холят, кормят, берегут. Когда Сабантуй уже близок, им «разогревают ноги».

Среди волжских татар живёт прекрасная традиция: одаривать не только резвейшую, но и ту лошадь, которая придёт последней. Это обычно делают женщины постарше или бабушки. Они приходят на Сабантуй с заветным подарком: скатерть ли, платок, либо рушник, вышитый в молодые годы своими руками. И на лошадь ту, что позади, смотрят они как на дитя человеческое, обиженное судьбой. Да и то правда, протянуть униженному руку помощи - всегда было в характере трудового народа».

По итогам работы с текстами можно задать учащимся вопросы:

Что общего в культурах татарского, болгарского, русского народов в восприятии коня?

Какими качествами наделяют его народы?

Однако далеко не все символы воспринимаются одинаково во всех культурах. Ведь концепты вербализуются в разных языках в соответствии с характером и своеобразием материальной, духовной, социальной культуры и менталитета конкретного этноса, в тесной взаимосвязи с лингвистическими и прагматическими фактами.

Интересен в этом отношении концепт БЕРЕЗА (в рамках лингвокультурологического

под-хода концепт рассматривается как ментальная сущность, несущая на себе отпечаток духовного облика человека определенной культуры). Восприятие этого символа в русской и татарской культуре не совпадает.

В традиционной русской культуре береза является мифическим деревом, символом женского начала, любви, материнства, символом памяти об умерших предках. «Страной берёзового ситца» называл Россию С.А. Есенин. В сознании носителей русского языка берёза - это неотъемлемый ассоциативный атрибут национальной идеи, артефакт и ментофакт русской культуры.

В текстах татарских народных песен часто встречается слово каен «берёза». В песнях символизация волшебных и лечебных свойств берёзы практически не сохранилась, хотя в некоторых произведениях берёза выступает символом красивой, стройной девушки и вообще молодости, изящной красоты, чистоты. Тем не менее у татар берёза в основном выступает символом печали, грусти, горя. Более того, она считается кладбищенским деревом. Рядом с домом, в садах берёзу татары не сажают. Об этом говорит пословица: «каен утырткан кайгылы була», т.е. человек посадивший березу, наживает горе [Типология татарского фольклора, 1999, с.33].

На последующих этапах обучения подобный исследовательский подход к слову может стать отправной точкой к созданию учащимися творческих проектов по русскому языку. Так, учащимся старших классов могут быть предложены следующие темы для исследования: «ДОМ в русском и татарском языковом сознании», «ПРИРОДА в русском и татарском языковом сознании» и т.д. Предметом исследования школьников могут стать ключевые национально маркированные концепты. Ведь именно в них в языковой картине мира актуализируется этнический менталитет, поэтому изучение ключевых концептов позволяет заглянуть в сердцевину национальной культуры.

Реализуя в обучении русскому языку социокультурный подход, можно успешно решать задачу формирования основ гражданской идентичности. Поскольку на таких уроках учащиеся получают знания о мире, об обществе, в котором личность живет и развивается, о народе, к которому принадлежит, получают опыт эмоционально-ценностной ориентации в мире, в обществе, в социуме, происходит освоение личностью норм общества и ценностей культуры с помощью родного языка.

Литература

1.Архипова Е. В. Основы методики развития речи учащихся: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Вербум - М, 2004. - 192 с.

2.Быстрова Е. А. Преподавание русского языка в многонациональной школе //Русский язык в школе. -2007. - №> 4. - С. 3-7

3.Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии: Избранные психологические труды. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - С. 138.

4.Новикова Л.Н. Культуроведческий аспект обучения русскому языку в 5 - 9-х классах как средство постижения учащимися национальной культуры. Дис. ... докт. пед. наук. - М., 2005. - 515 с.

5.Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова и др.]; под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 120 с. - (Стандарты второго поколения). - КВК 9785090210584.