Спарта история государства кратко. Приложение к уроку"древняя спарта". Воин армии спартанцев

из Плутарха:
ДРЕВНИЕ ОБЫЧАИ СПАРТАНЦЕВ

1. Каждого входящего в сисситии старший, указывая на двери, предупреждает:
"Ни одно слово не выходит за них".

3. На своих сисситиях спартанцы пьют мало и расходятся без факелов. Им
вообще не разрешается пользоваться факелами ни в этом случае, ни когда они ходят по другим дорогам. Это установлено, чтобы они приучались смело и бесстрашно
ходить по дорогам по ночам.

4. Спартанцы изучали грамоту только ради потребностей жизни. Все же остальные виды образования изгнали из страны; не только сами науки, но и людей,
ими занимающихся. Воспитание было направлено к тому, чтобы юноши умели
подчиняться и мужественно переносить страдания, а в битвах умирать или
добиваться победы.

5. Спартанцы не носили хитонов, целый год пользуясь одним-единственным гиматием. Они ходили немытые, воздерживаясь по большей части как от бань, так и от того, чтобы умащать тело.

6. Молодые люди спали совместно по илам на ложах, которые сами приготовляли из росшего у Еврота тростника, ломая его руками без всяких орудий. Зимой они добавляли к тростнику еще растение, которое называют ликофон, так как считается, что оно способно согревать.

7. У спартанцев допускалось влюбляться в честных душой мальчиков, но вступать с ними в связь считалось позором, ибо такая страсть была бы телесной, а не духовной. Человек, обвиненный в позорной связи с мальчиком, на всю жизнь лишался гражданских прав.

8. Существовал обычай, по которому старшие возрастом расспрашивали младших,
куда и зачем они ходят, и ругали тех, кто не хотел отвечать или придумывал отговорки. Тот же, кто, присутствуя при этом, не выбранит нарушителя этого закона, подлежал такому же наказанию, как и сам нарушитель. Если же он возмущался наказанием, то подвергался еще большему поношению.

9. Если кто-нибудь провинился и был обличен, то должен был обойти кругом
алтарь, находившийся в городе, и петь при этом песню, сочиненную ему в укор, то
есть сам себя подвергнуть поруганию.

10. Молодые спартанцы должны были почитать и слушаться не только собственных отцов, но заботиться и обо всех пожилых людях; при встречах уступать им дорогу, вставать, освобождая место, а также не подымать шум в их присутствии. Таким образом, каждый в Спарте распоряжался не только своими детьми, рабами, имуществом, как это было в других государствах, но имел также права и на
собственность соседей. Это делалось для того, чтобы люди действовали сообща и
относились к чужим делам, как к своим собственным.

11. Если кто-нибудь наказывал мальчика и он рассказывал об этом своему отцу,
то, услышав жалобу, отец счел бы для себя позором не наказать мальчика вторично.
Спартанцы доверяли друг другу и считали, что никто из верных отеческим законам
не прикажет детям ничего дурного.

12. Юноши, где только предоставляется случай, воруют продовольствие, обучаясь таким образом нападать на спящих и ленивых стражей. Попавшихся наказывают голодом и поркой. Обед у них такой скудный, что они, спасаясь от нужды, вынуждены быть дерзкими и ни перед чем не останавливаться.

13. Вот чем объясняется недостаток питания: оно было скудным для того, чтобы юноши привыкли к постоянному голоду и могли его переносить. Спартанцы считали, что получившие такое воспитание юноши будут лучше подготовлены к войне, так как будут способны долгое время жить почти без пищи, обходиться без всяких приправ и
питаться тем, что попадет под руку. Спартанцы полагали, что скудная пища делает юношей более здоровыми, они не будут склонны к тучности, а станут рослыми и даже красивыми. Они считали, что сухое телосложение обеспечивает гибкость всех
членов, а грузность и полнота этому препятствуют.

14. Весьма серьезно спартанцы относились к музыке и пению. По их мнению, эти искусства были предназначены ободрять дух и разум человека, помогать ему в его
действиях. Язык спартанских песен был прост и выразителен. В них не содержалось
ничего, кроме похвал людям, благородно прожившим свою жизнь, погибшим за Спарту и почитаемым как блаженные, а также осуждения тех, кто бежал с поля боя, о
которых говорилось, что они провели горестную и жалкую жизнь. В песнях
восхваляли доблести, свойственные каждому возрасту.

17. Спартанцы не разрешали никому хоть сколько-нибудь изменять установлениям
древних музыкантов. Даже Терпандра, одного из лучших и старейших кифаредов
своего времени, восхвалявшего подвиги героев, даже его эфоры подвергли наказанию, а его кифару пробили гвоздями за то, что, стремясь добиться разнообразия звуков, он натянул на ней дополнительно еще одну струну. Спартанцы любили только простые мелодии. Когда Тимофей принял участие в карнейском празднике, один из эфоров, взяв в руки меч, спросил его, с какой стороны лучше обрубить на его инструменте струны, добавленные сверх положенных семи.

18. Ликург покончил с суевериями, которыми были окружены похороны, разрешив хоронить в черте города и вблизи святилищ, и постановил не считать ничего,
связанного с похоронами, скверной. Он запретил класть с покойником какое-либо
имущество, а разрешил только заворачивать его в листья сливы и пурпурное покрывало и так погребать, всех одинаково. Он запретил надписи на могильных памятниках, за исключением тех, которые были воздвигнуты погибшим на войне, а
также плач и рыдания при похоронах.

19. Спартанцам не разрешалось покидать пределы родины, чтобы они не могли
приобщаться к чужеземным нравам и образу жизни людей, не получивших спартанского
воспитания.

20. Ликург ввел ксеноласию - изгнание из страны иноземцев, чтобы, приезжая в
страну, они не научили местных граждан чему-либо дурному.

21. Кто из граждан не проходил всех ступеней воспитания мальчиков, не имел
гражданских прав.

22. Некоторые утверждали, что, если кто из иноземцев выдерживал образ жизни,
установленный Ликургом, то его можно было включить в назначенную ему с самого
начала мойру.

23. Торговля была запрещена. Если возникала нужда, можно было пользоваться слугами соседей как своими собственными, а также собаками и лошадьми, если, только они не были нужны хозяевам. В поле тоже, если кто-либо испытывал в чем-нибудь недостаток, он открывал, если было нужно, чужой склад, брал необходимое, а потом, поставив назад печати, уходил.

24. Во время войн спартанцы носили одежды красного цвета: во-первых, они
считали этот цвет более мужественным, а во-вторых, им казалось, что кроваво-красный цвет должен нагонять ужас на не имеющих боевого опыта противников. Кроме того, если кто из спартанцев будет ранен, врагам это будет незаметно, так как сходство цветов позволит скрыть кровь.

25. Если спартанцам удается победить врага хитростью, они жертвуют богу Арею быка, а если победа одержана в открытом бою, - то петуха. Таким образом они приучают своих военачальников быть не просто воинственными, но и осваивать полководческое искусство.

26. К своим молитвам спартанцы присоединяют также просьбу даровать им силы переносить несправедливость.

27. В молитвах они просят достойно вознаградить благородных людей и больше
ничего.

28. Они почитают Афродиту вооруженную и вообще всех богов и богинь изображают с копьем в руке, ибо считают, что всем им присуща воинская доблесть.

29. Любители поговорок часто приводят слова: "Не приложивши рук, богов не призывай", то есть: призывать богов нужно только, если принялся за дело и работаешь, а
иначе не стоит.

30. Спартанцы показывают детям пьяных илотов, чтобы отвратить их от пьянства.

31. У спартанцев был обычай не стучать в дверь, а подавать голос из-за двери.

33. Спартанцы не смотрят ни комедий, ни трагедий, чтобы не услышать чего-либо, сказанного в шутку или всерьез, идущего вразрез с их законами.

34. Когда поэт Архилох пришел в Спарту, его в тот же день изгнали, так как он написал в стихотворении, что бросить оружие лучше, чем умереть:

Носит теперь горделиво саиец мой щит безупречный:
Волей-неволей пришлось бросить его мне в кустах.
Сам я кончины зато избежал. И пускай пропадает
Щит мой. Не хуже ничуть новый могу я добыть.

35. В Спарте доступ в святилища открыт одинаково как юношам, так и девушкам.

36. Эфоры наказали Скирафида за то, что многие обижали его.

37. Спартанцы казнили человека только за то, что, нося рубище, он украсил
его цветной полосой.

38. Они сделали выговор одному юноше только за то, что он знал дорогу, ведущую из гимнасия в Пилею.

39. Спартанцы изгнали из страны Кефисофонта, который утверждал, что способен целый день говорить на любую тему; они считали, что у хорошего оратора размер речи должен быть сообразен с важностью дела.

40. Мальчиков в Спарте пороли бичом на алтаре Артемиды Орфии в течение
целого дня, и они нередко погибали под ударами. Мальчики гордо и весело
соревновались, кто из них дольше и достойнее перенесет побои; победившего славили, и он становился знаменитым. Это соревнование называли "диамастигосис", и происходило оно каждый год.

41. Наряду с другими ценными и счастливыми установлениями, предусмотренными Ликургом для своих сограждан, важным было и то, что отсутствие занятий не считалось у них предосудительным. Спартанцам было запрещено заниматься какими бы то ни было ремеслами, а нужды в деловой деятельности и в накопительстве денег у
них не было. Ликург сделал владение богатством и незавидным и бесславным. Илоты, обрабатывая за спартанцев их землю, вносили им оброк, установленный заранее; требовать большую плату за аренду было запрещено под страхом проклятия. Это было сделано для того, чтобы илоты, получая выгоду, работали с удовольствием, а спартанцы не стремились бы к накоплению.

42. Спартанцам было запрещено служить моряками и сражаться на море. Однако позднее они участвовали в морских сражениях, но, добившись господства на море, отказались от него, заметив, что нравы граждан изменяются от этого к худшему.
Однако нравы продолжали портиться и в этом, и во всем другом. Раньше, если
кто-либо из спартанцев скапливал у себя богатство, накопителя приговаривали к
смерти. Ведь еще Алкамену и Феопомпу оракулом было предсказано: "Страсть к накопленью богатств когда-нибудь Спарту погубит". Несмотря на это предсказание, Лисандр, взяв Афины, привез домой много золота и серебра, а спартанцы приняли его и окружили почестями. Пока государство придерживалось законов Ликурга и данных клятв, оно в течение пятисот лет первенствовало в Элладе, отличаясь хорошими нравами и пользуясь доброй славой. Однако постепенно, по мере того как законы Ликурга стали нарушать, в страну проникали корысть и стремление к обогащению, а сила государства уменьшалась, да и союзники по этой же причине стали относиться к спартанцам враждебно. Так обстояли дела, когда после победы Филиппа при Херонее все эллины провозгласили его главнокомандующим на земле и на море, а позднее, после разрушения Фив, признали его сына Александра. Одни только лакедемоняне,
хотя их город не был укреплен стенами и из-за постоянных войн у них оставалось совсем немного людей, так что одолеть это утратившее военную мощь государство
было совсем нетрудно, одни лишь лакедемоняне благодаря тому, что в Спарте еще теплились слабые искры Ликурговых установлении, осмелились не принимать
участия в военном предприятии македонян, не признавать ни этих, ни правивших в
последующие годы македонских царей, не участвовать в синедрионе и не платить
фороса. Они не отступали полностью от Ликурговых установлении, пока их
собственные граждане, захватив тираническую власть, не отринули вовсе образ жизни предков и таким образом не сблизили спартанцев с другими народами.
Отказавшись от былой славы и свободного высказывания своих мыслей, спартанцы
стали влачить рабское существование, а теперь, как и остальные эллины, оказались
под властью римлян.

Царь Агесилай, полный имперских амбиций, желающий подчинить себе Грецию , иметь повсюду правительства, состоящие из его друзей, умудряется восстановить против себя всех греков, и прежде всего .

Фивы были давним и надежным союзником Спарты. Расположенные в районе, называемом , Фивы в период Пелопоннесской войны были важным стратегическим пунктом. И Спарта использовала Фивы для покорения Афин.

Но война помогла Фивам стать намного сильнее и богаче. Любое богатство в округе так или иначе оказывается в Фивах. Более того, в ходе войны Фивы начинают ощущать себя военной державой, и теперь не прочь подчинить себе всю Беотию .

В ходе войны Фивам также удается создать новое, более сильное правительство . Пока идет Пелопоннесская война, в Фивах происходит что-то вроде революции: более чем консервативные земледельцы внезапно создают демократическое общество , которое вовлекает в себя все население.

Демократические Фивы в такой близости от Афин – крайне неприятная перспектива для Спарты. Когда они узнают, какие ветры дуют у их союзника, спартанцы предпринимают то, что, вероятно, было единственной форой их внешней политики. Спартанцы, вместо того, чтобы как-то утихомирить Фивы и разделить с ними власть, делают попытку подавить демократию Фив и свести на нет их независимость.

Спарта предпринимает крайне жестокие нападения, пытаясь свергнуть правительство Фив . Это вызывает ответную реакцию, и она не сводится к антиспартанизму. Демократия в Фивах набирает силу, создается национальная армия Фив из 10 тысяч гоплитов, великолепно подготовленная и физически, и стратегически – не менее эффективная, чем спартанская армия. И они очень сердиты на Спарту.

Фиванской армией командовал – человек, намного превосходивший своих предшественников и оказавший исключительное влияние на будущее Спарты. Это был великий полководец, прибегавший к тактике, которую до него не знали.

В начале спартанский царь Агесилай неустрашим, олигархия остается неприкосновенной. Но с каждой победой Агесилая Спарта теряет что-то очень важное: тают спартанские ресурсы, в боях гибнут люди, при этом фиванцы усваивают новый характер боя, который будет превалировать в новую эпоху. Агесилай талантлив, как военный он чрезвычайно проницателен. Он одаренный политик, но забывает один из основных спартанских принципов: не встречайся с одним и тем же врагом слишком часто , не давай ему усваивать свои секреты.

Эпаминонд не только усвоил секреты Спарты, он понял, как давать отпор и победил . Они встречались с фиванцами на поле боя слишком много раз и на этот раз имели дело с восходящей военной державой, которая помимо того, что была сильна, усваивала новую и очень эффективную военную тактику.

Эпаминонд имел в своем распоряжении мощное оружие – Афины. После свержения Тридцати Тиранов в 403 году до н.э. афиняне медленно, но уверенно восстанавливали свой флот, воспитывали новое поколение граждан-воинов. И у них появилась еще более сильная демократия . Как ни странно, но поражение в Пелопоннесской войне оказалось для Афин едва ли не наилучшим исходом , если взглянуть на это с точки зрения демократии. После кровавой олигархии Спарты демократия в Афинах как бы обрела второе дыхание.

На протяжении первого кровавого десятилетия 4 века до н.э. Афины были одним из главных союзников Фив. также заключили прочный союз с и Коринфом, создав таким образом единый фронт против Спарты .

Коринф являлся важнейшим членом Пелопоннесского союза. То, что он присоединился к оси Афины – Беотия — Фивы – Аргос, было для Спарты по-настоящему серьезным ударом .

В 379 году до н.э. успешное восстание положило конец спартанской олигархии в Фивах . Фиванцы не были одиноки в ненависти к режиму: было очень много других государств, не выносивших Спарту по другим причинам, и поэтому готовых помочь фиванцам.

Битва при Левктрах

Список недругов Спарты разрастался. Город-государство мог ненавидеть Спарту не только потому, что она была жестока, высокомерна, но и всегда была какая-то иная причина. У немногих оставшихся союзников Спарты возникало ощущение, что спартиаты выигрывали войны, потому что приносили в жертву союзников , но только не себя.

Когда они воевали не одни, они ясно давали понять, что будут сражаться на правом крыле . Это означало, что враг, который тоже поставит свои отборные войска на правое крыло, не встретится со спартанцами. Поэтому во многих сражениях спартанцы встречались с более слабыми частями врага. Часто мы видим, что союзники странным образом подвергаются большему натиску, чем спартанцы. Если вы хотите избавиться от внушающих вам недоверие союзников, пошлите их на левое крыло – спартанцы ими займутся.

Как ни странно, но город-государство, которое всегда старалось обособиться, которое всегда вступало в бой в силу крайней необходимости, теперь сражалось со всем известным миром , чтобы сохранить свое владычество. И все это происходило в в Беотии.

Если у вас растущее население, если ваши женщины рожают в 15-18 лет, что необходимо в в независимости от детских болезней, низкого процента выживаемости – это гарантия того, что вас не ждет катастрофа.

Резко сокращалось число элитных воинов, но и ряды самой спартанской системы неумолимо уменьшались. Падать было легко, подняться – практически невозможно. Вы могли быть изгнаны из своего круга за то, что не смогли устроить ужин для своих приятелей, за то, что дрогнули в бою, еще за какие-то общественные грехи, и это означало для вас конец.

Появился весьма опасный сорт лишних людей , которые были спартанцами по рождению, по воспитанию, но при этом лишенными спартанского гражданства. Они считались бесчестными в обществе, в котором честь была главным. Они несли с собой беду. Однако, Спарта была вынуждена им потворствовать, она воздерживалась от каких-то идеологических трений, она была готова даже сделать их новыми членами элиты. Этот факт говорит о том, что это государство потеряло контакт с реальностью .

Впервые за свою долгую историю ослабленная Спарта будет вынуждена защищать себя на своей же земле. Предельно слабой Спарте предстояло выдержать тяжелейшее испытание. У Эпаминонда , блестящего фиванского полководца, родился новый план : перекроить карту Пелопоннеса и окончательно обескровить Спарту .

Он был заинтересован в том, чтобы не просто уничтожить мощь Спарты, а уничтожить миф о спартанском всесилии , т.е. иначе говоря вбить последний гвоздь в гроб. Он понимал, что Спарта не сможет существовать, как раньше, если освободить илотов .

Спартанцы полностью зависели от труда , на этом держалась вся их система. Без у Спарты просто не было бы ресурсов для того, чтобы быть значимой державой.

При поддержке альянса – – Аргос Эпаминонд приступил к первому этапу уничтожения Спарты . В начале 369 года до н.э. он прибывает в Мессению и объявляет, что мессенийцы больше не илоты , что они свободные и независимые греки. Это очень знаменательное событие.

Эпаминонд и его войска оставались в Мессении почти 4 месяца, пока освобожденные илоты возводили огромную стену вокруг нового города-государства.

Эти мессенийцы были потомками многих поколений илотов, которые ценой своей независимости и жизни обеспечивали благоденствие Спарты. И теперь они становились свидетелями гибели великого спартанского полиса . Спартанцы не один век пытались помешать восстановлению независимости Мессении. Именно это и происходило.

Пока илоты возводили стены, Эпаминонд осуществил второй этап своего плата . Союзные войска возвели укрепления в одном из ключевых стратегических центров – , что по-гречески означает «большой город».

Это был еще одни сильный мощный город, принадлежавший людям, у которых были все основания опасаться возрождения Спарты. Они изолировали Спарту . Теперь Спарта лишена возможности вернуть себе власть, которая у нее когда-то была. С этого момента Спарта становилась динозавром.

Угасание великого полиса

Теперь Эпаминонд готов к вторжению. Он загнал спартанцев угол, и в его распоряжении 70 тысяч человек.

Он был блестящим политическим деятелем. С помощью одного только авторитета он создал армию возмездия – первую чужеземную армию , появившуюся в долине Лаконии за 600 лет. Есть известная поговорка: за 600 лет ни одна спартанская женщина никогда не видела вражеского костра, который бы догорел.

Спарта сделала то, чего раньше не делала никогда: она отступила, сделав себя тем самым второразрядным государством греческого мира . Сам ход истории был против Спарты, демография была против Спарты, география. И сама удача отвернулась от нее, когда появился такой человек, как Эпаминонд.

После освобождения Мессении в 370 году до н.э. уже никогда не поднимется до уровня той державы, какой она когда-то была в греческом мире. Их погубил их же успех. Они жили в чем-то вроде теплицы – герметичной среде, питаясь своими добродетелями, однако они не сумели устоять перед растлением и соблазнами, которые сопутствовали удаче.

В отличие от других городов-государств, Спарта была тенью прежней державы , она стала чем-то вроде живого музея. Во времена Рима Спарта стала своего рода тематическим музеем, куда можно были зайти и, взглянув на местных жителей, подивиться на их странный образ жизни.

Великий историк сказал, что когда будущие поколения взглянут на Афины, они решал, что Афины были в 10 раз больше, чем в действительности, Спарта же – в 10 раз меньше, чем была.

Спартанцы могли показать миру очень немногое, их дома и храмы были просты. Когда Спарта лишилась власти, она оставила после себя очень немногое, достойное внимания . В то время, как Афины не просто выжили, ими и сейчас восхищается весь мир.

Наследие Спарты

Однако спартанцы оставили наследие . Еще до того, как рассеялся дым от пепелища, афинские мыслители возродили наиболее благородные аспекты спартанского общества в своих городах-государствах.

Это в Спарте впервые появилось конституционное правительство , их примеру последовали другие греки.

Во многих греческих городах случались гражданские войны , в Спарте – нет. В чем тут было дело? Древние не могли решить почему, как и мы сейчас. Что-то позволило Спарте существовать очень долго, более того, создать некую политическую традицию, сопряженную со стабильностью.

Их считали своего рода идеалом греческой цивилизации добродетели. Так думали Сократ , . Понятие республики во многом основано на политике спартанцев. Но подчас в них видели то, что хотели видеть. В последующие 20 веков философы и политики снова и снова возвращались к тому славному прошлому, что когда-то было Спартой.

Спарту идеализировали в период итальянского и его олигархического правительства. Политическая стабильность Спарты преподносилась как своего рода идеал.

В 18 веке во Франции люди были просто влюблены в Спарту . Руссо заявлял, что это была республика не людей, а полубогов. Во время многие хотели умереть благородно, как спартанцы .

В период американской революции Спарта была знаменем для тех, кто хотел создать стабильную демократическую страну. говорил, что из истории Фукидида он узнавал больше, чем из местных газет.

Фукидид рассказывает о том, как радикальная демократия – Афины – проиграли Пелопоннесскую войну. Вероятно, именно поэтому Джефферсон и другие создатели американской конституции предпочитали Спарту Афинам . указывали на афинскую демократию как на ужасный пример того, что не нужно иметь в . Т.е. истинная демократия не может сочетаться с аристократическим элементом, а Спарта тем и хороша, что там все живут обществом, и каждый прежде всего гражданин.

Однако, в 20 веке Спарта привлекала внимание не столько демократических обществ, сколько лидеров, бравших на вооружение худшие аспекты спартанского общества. видела в Спарте идеал , поэтому история Спарты была включена в ней в учебную программу.

И его соратники очень тепло говорили о Спарте . Он говорил, что другие страны могли бы стать илотами немецкой военной касты . Правомерно видеть истоки тоталитаризма в спартанском обществе.

Уроки Спарты по-прежнему ощутимы даже в сегодняшнем обществе. Спартанцы были создателями, основателями того, что мы называем западной военной дисциплиной , и она стала колоссальным преимуществом в , в , в период Возрождения и является по сей день.

У западных армий совершенно иное представление о том, что такое дисциплина. Возьмите западную армию и поставьте ее против иракской армии, против армии какого-нибудь племени, и она почти всегда одержит верх, даже если будет значительно уступать в численности. Т.е. западной дисциплиной мы обязаны Спарте. Мы узнаем от них, что честь – один из важных компонентов человеческой жизни. Человек может жить без чести, если сопутствующие обстоятельства делают это возможным. Но человек не может умереть без чести, потому что когда мы умираем, мы как бы отчитываемся за свою жизнь.

Но говоря о величии , нельзя забывать, что многие люди заплатили ужасную цену за то, чего она достигла . Им приходилось подавлять человеческие качества, необходимые для полноценного развития личности. При этом они обрекали себя на жестокость и узость мышления. То, во что они возводили главенство и честь ценой утраты свободы, даже собственной, является карикатурой на истинный смысл жизни человека.

В конце следует сказать, что Спарта получила то, что заслужила . У современного общества есть одно преимущество: изучив историю, оно может взять у Спарты все лучшее и отбросить худшее.

Древняя Спарта была основным экономическим и военным соперником Афин. Город-государство и окружающая его территория были расположены на полуострове Пелопоннес, к юго-западу от Афин. В административном отношении, Спарта (также называемая Лакедемон) была столицей провинции Лакония.

Прилагательное «спартанские» в современный мир пришло от энергичных воинов, обладающих железным сердцем и стальной выдержкой. Жители Спарты славились не искусствами, наукой или архитектурой, а смелыми воинами, для которых понятие чести, мужества и силы были поставлены превыше всего. Афины того времени, с их прекрасными статуями и храмами, были оплотом поэзии, философии и политики, благодаря чему доминировали в интеллектуальной жизни Греции. Однако такое превосходство должно было когда-нибудь закончиться.

Воспитание детей в Спарте

Один из принципов, которыми руководствовались жители Спарты, заключался в том, что жизнь каждого человека, с момента рождения и до самой смерти, полностью принадлежит государству. Старейшины города были наделены правом решать судьбу новорожденных – здоровых и сильных оставляли в городе, а слабых или больных детей сбрасывали в ближайшую пропасть. Так спартанцы пытались обеспечить себе физическое превосходство перед врагами. Дети, прошедшие «естественный отбор», воспитывались в условиях суровой дисциплины. В возрасте 7 лет мальчиков забирали у родителей и воспитывали отдельно, в составе небольших групп. Самые сильные и смелые юноши в результате ставали капитанами. Мальчики спали в общих комнатах на жестких и неудобных кроватях из камыша. Питались молодые спартанцы простой едой – супом из свиной крови, мяса и уксуса, чечевицей и другой грубой пищей.

Однажды богатый гость, приехавший в Спарту из Сибариса, решился отведать «черной похлебки», после чего сказал, что теперь он понимает, почему спартанские воины так легко расстаются с жизнью. Часто мальчиков оставляли на несколько дней голодными, подстрекая тем самым к мелкому воровству на рынке. Делалось это не с умыслом сделать с юноши умелого вора, а только для развития смекалки и ловкости - если его ловили на краже, то жестоко наказывали. Ходят легенды об одном молодом спартанце, который украл на рынке молодую лису, и когда пришло время обеда, спрятал её под одеждой. Чтобы мальчика не уличили в воровстве, он терпел боль от того, что лиса прогрызла ему живот, и умер, не выдав ни единого звука. Со временем дисциплина только ужесточалась. Все взрослые мужчины, возрастом от 20 до 60 лет были обязаны служить в спартанской армии. Им было разрешено вступать в брак, но даже после этого спартанцы продолжали ночевать в бараках и питаться в общих столовых. Воинам не разрешалось владеть никаким имуществом, в особенности золотом и серебром. Их деньги имели вид железных прутьев разного размера. Сдержанность распространялась не только на быт, еду и одежду, но и на речь спартанцев. В разговоре они были весьма немногословными, ограничиваясь исключительно сжатыми и конкретными ответами. Такая манера общения в Древней Греции получила название «лаконичность» от имени местности, в которой была расположена Спарта.

Быт спартанцев

Вообще, как и в любой другой культуре, вопросы быта и питания проливают свет на интересные мелочи в жизни людей. Спартанцы, в отличие от жителей других греческих городов, не придавали особого значения еде. По их мнению, пища должна служить не для удовлетворения, а только для насыщения воина перед боем. Обедали спартанцы за общим столом, при этом продукты для обеда сдавали все в одинаковом количестве – так поддерживалась равенство всех граждан. Соседи по столу зорко следили друг за другом, и если кому-то не нравилась еда, его высмеивали и сравнивали с избалованными жителями Афин. Но когда наступало время сражения, спартанцы кардинально менялись: надевали лучшие наряды, и с песнями и музыкой шагали навстречу смерти. С самого рождения их учили воспринимать каждый свой день как последний, не бояться и не отступать. Смерть в сражении была желанной и приравнивалась к идеальному окончанию жизни настоящего мужчины. В Лаконии существовало 3 класса жителей. К первому, самому почитаемому, относились жители Спарты , имевшие военную подготовку и участвующие в политической жизни города. Второй класс – периеки , или жители окрестных мелких городов и селений. Они были свободными, хотя и не обладали никакими политическими правами. Занимаясь торговлей и ремесленничеством, периеки являлись своего рода «обслуживающим персоналом» для спартанской армии. Низший класс – илоты , были крепостными, и не сильно отличались от рабов. По причине того, что их браки не контролировались государством, илоты являлись наиболее многочисленной категорией жителей, и сдерживались от восстания только благодаря железной хватке своих хозяев.

Политическая жизнь Спарты

Одна из особенностей Спарты заключалась в том, что во главе государства стояли одновременно два царя. Они правили совместно, служили первосвященниками и военными лидерами. Каждый из царей контролировал деятельность другого, что обеспечивало открытость и справедливость решений власти. Королям подчинялся «кабинет министров», состоящий из пяти эфиров или наблюдателей, которые осуществляли общую опеку над законами и обычаями. Законодательная власть состояла из совета старейшин, который возглавлялся двумя царями. В совет выбирались самые уважаемые люди Спарты , преодолевшие 60-летний возрастной барьер. Армия Спарты , несмотря на сравнительно скромную численность, была отлично выучена и дисциплинирована. Каждый воин был наполнен решимостью к победе или смерти – возвращаться с проигрышем было недопустимо, и являлось несмываемым позором на всю жизнь. Жены и матери, отправляя своих мужей и сыновей на войну, торжественно вручали им щит со словами: «Вернись со щитом или на нем». Со временем, воинственно настроенные спартанцы захватили большую часть Пелопоннеса, значительно расширив границы владений. Столкновение с Афинами было неизбежным. Соперничество достигло апогея при Пелопоннесской войне, и привело к падению Афин. Но тирания спартанцев вызвала ненависть жителей и массовые восстания, что привело к постепенной либерализации власти. Количество специально обученных воинов уменьшилось, что позволило жителям Фив, примерно после 30 лет спартанского гнета, свергнуть власть захватчиков.

История Спарты интересна не только с точки зрения военных достижений, но и факторов политического и жизненного устройства. Смелость, самоотверженность и стремление к победе спартанских воинов – вот те качества, благодаря которым удавалось не только сдерживать постоянные нападения врагов, но и расширять границы влияния. Воины этого небольшого государства с легкостью побеждали многотысячные армии и были явной угрозой для неприятелей. Спарта и её жители, воспитанные на принципах сдержанности и верховенства силы, была антиподом образованных и изнеженных богатой жизнью Афин, что в конце привело к столкновению этих двух цивилизаций.

    Греция. Гора Афон,гид в Греции

    На территории современной Греции существует удивительная, таинственная и благодатная монашеская страна на Горе Афон - Автономное монашеское государство Святой Горы. Православные всего мира считают это место одним из святейших на всей планете. Ведь именно здесь, по преданиям, Пресвятая Богородица проповедовала и рассказывала людям о вере в Христа. За это Бог отдал ей эту землю в Свой Удел. С тех пор второе название местности - Сады Пресвятой Богородицы.

    Пляжи Греции

    Береговая линия Греции охватывает почти 16 тысяч километров. Материк и остров окружены бесчисленным количеством красивых пляжей, бухт и заливов. Греческие пляжи всемирно известны и чрезвычайно популярны. Туристы имеют возможность насладиться галечными пляжами, золотыми участками песка с дюнами, прибрежными пещерами, крутыми скалами и темным песком.

    Современные старцы Афона Паисий Святогорец

    Оракулы в Древней Греции

Древняя Спарта – античное государство, город – полис, располагавшийся в южной части Балканского полуострова, в Пелопоннесе.

Название провинции Лаконика дало второе название Спартанскому государству в античный период истории – Лакедемон.

История возникновения

В мировой истории Спарта известна как пример военизированного государства, в котором деятельность каждого члена общества подчинена единой цели – вырастить сильного и здорового воина.

В античный период истории на юге Пелопоннеса располагались две плодородные долины – Мессения и Лаконика. Между собой они были разделены труднопроходимой горной грядой.

Изначально государство-город Спарта возникло в долине Лаконика и представляло собой весьма незначительную территорию – 30 Х 10 км. Выходу к морю препятствовала болотистая местность и ничто не сулило этому крошечному государству мировой славы.

Все изменилось после насильственного завоевания и присоединения долины Мессения и во время правления древнегреческого философа и великого реформатора Ликурга.

Его реформы были направлены на образование государства с определенной доктриной – создать идеальное государство и искоренить такие инстинкты как алчность, корыстолюбие, жажду личного обогащение. Им были сформулированы основные законы, которые касались не только управления государством, но и строго регламентировали частную жизнь каждого члена общества.


Постепенно Спарта превращается в военизированное государство основной целью которой было собственная национальная безопасность. Основная задача – производить солдат. После завоевания Мессения Спарта отвоевала некоторые земли у Аргоса и Аркадии, своих соседей в северной части Пелопоннеса и перешла к политике дипломатии подкрепленной военным превосходством.

Такая стратегия позволила Спарте стать во главе Пелопоннесского союза и играть важнейшую политическую роль среди греческих государств.

Государственное устройство Спарты

Спартанское государство состояло из трех социальных классов – спартанцы или спартиаты, периэки, населяющие завоеванные города и рабы спартанцев илоты. Сложное, но логически стройное устройство политического управления Спартанского государство представляло собой рабовладельческий строй с остатками родоплеменных отношений, сохранившимися с первобытнообщинных времен.

Во главе стояло два правителя – наследственные цари. Первоначально они были полностью самостоятельны и не подчинялись кому-либо еще и не перед кем не отчитывались. Позднее их роль в управлении государством была ограничена советом старейшин – герусией, состоявшей из 28 пожизненно избранных членов старше 60 лет.

Древнее государство Спарта фото

Далее – народное собрание, в котором принимали участие все спартанцы, достигшие 30 лет и располагающие необходимыми для гражданина средствами. Несколько позднее появился еще один орган государственного управления – эфорат. Он состоял из пяти чиновников, выбранных общим собранием. Их полномочия были практически безграничны, хотя и не имели четко определенных границ. Даже правящие цари должны были согласовывать с эфорами свои действия.

Устройство общества

Господствующим классом в Древней Спарте являлись спартиаты. Каждый имел свой собственный земельный надел и определенное количество рабов илотов. Пользуясь материальными благами, спартиат не мог продать, подарить или завещать землю или рабов. Это являлось собственностью государства. Только спартиаты могли входить в органы управления и голосовать.

Следующий социальный класс – периэки. Это были жители захваченных территорий. Им разрешалось торговать, заниматься ремеслами. Они имели привилегию поступать на военную службу. Самый низший класс илоты, находящиеся на положении рабов были государственной собственностью и происходили из порабощенных жителей Мессении.

воины Спарты фото

Государство предоставляло илотов в аренду спартиатам для обработки их земельных наделов. В период наивысшего расцвета Древней Спарты количество илотов превышало господствующий класс в 15 раз.

Спартанское воспитание

Воспитание граждан считалось в Спарте государственной задачей. С рождения до 6 лет ребенок находился в семье, а после его передавали на попечение государства. С 7 до 20 лет юноши проходили очень серьезную физическую подготовку. Простота и умеренность в обстановке полной лишений с детства приучала к строгой и суровой жизни воина.

Прошедшие все испытания 20-летние юноши заканчивали обучение и становились воинами. По достижению 30 лет они становились полноправными членами общества.

Экономика

Спарте принадлежали две наиболее плодородные региона – Лакония и Мессения. Здесь преобладало пашенное земледелие, оливки, виноградники, садовые культуры. Это являлось преимуществом Лакедемонии перед греческими полисами. Самый основной продукт питания хлеб выращивался, а не привозился.

Среди зерновых культур преобладал ячмень, продукт переработки которого использовался как основной в пищевом рационе жителей Спарты. Богатые лакедемоняне использовали муку из пшеницы в качестве дополнения к основному рациону в общественных трапезах. Среди основного населения более распространена была дикая пшеница – полба.

Воинам требовалось полноценное питание, поэтому скотоводство было развито в Спарте на высоком уровне. Для пищи выращивались козы и свиньи, а в качестве тягловых животных использовали быков, мулов, ослов. Лошадей предпочитали для формирования конных военных отрядов.

Спарта это государство воин. Ему требуется, прежде всего, не украшения, а вооружение. Роскошные излишества заменялись практичностью. Например, вместо расписной, нарядной керамики, основная задача которой восхищать, достигает совершенства ремесло по изготовлению сосудов которые можно использовать в длительных походах. Используя богатые железные рудники, в Спарте изготавливалась самая прочная "лаконская сталь”.

Обязательным элементом военного вооружения спартанца был медный щит Истории известно множество примеров, когда политиканство, властные амбиции разрушали самую прочную экономику и уничтожали государственность, не смотря на всю ее военную мощь. Древнее античное государство Спарта наглядный тому пример.

  • В Древней Спарте заботились о здоровом и жизнеспособном потомстве весьма жестоко. Новорожденных детей осматривали старейшины и больных или слабых сбрасывали в пропасть с Тайгетской скалы. Здоровых возвращали в семью.
  • Девочки в Спарте занимались атлетикой наравне с юношами. Они также бегали, прыгали, метали копье и диск, чтобы вырасти сильными, выносливыми и произвести здоровое потомство. Регулярные занятия физическими упражнениями делали спартанских девушек очень привлекательными. Они выделялись своей красотой и статностью среди остальных эллинок.
  • Древнему спартанскому воспитанию мы обязаны такому понятию как "лаконичность”. Это выражение связано с тем, что в Спарте юношей приучали скромному поведению, и речь их должна была быть короткой и сильной, то есть "лаконичной”. Этим и выделялись жители Лаконии среди любящих ораторствовать жителей Афин.

Тема: Древняя Спарта

Задачи: показать, что жизнь в Спарте была подчинена военным законам, раскрыть причины такого общественно- политического устройства; дать представление о древних законах Спарты, сопоставить их с порядками в Афинах; охарактеризовать понятия «олигархия»; познакомить обучающихся с особенностями воспитания спартанских детей.

Планируемые результаты:

Личностные:

Осмысление социально-нравственного опыта предшествующего поколения; Быть способным к самоидентификации с культурной общностью; проявлять самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Предметные:

Характеризовать жизнь в Спарте как подчинение военным законам, раскрывать причины общественно-политического устройства. Рассказывать о древних законах Спарты и личности Ликурга. Раскрывать понятие олигархии, выделять основные существенные черты данной формы правления. Систематизировать информацию о воспитании спартанских детей.

Метапредметные :

Познавательные: воспринимать, перерабатывать и представлять информацию в словесной и письменной формах.

Регулятивные: умение осуществлять действия по заданному правилу; умение контролировать свою деятельность по результату выполнения задания.

Коммуникативные: готовность к сотрудничеству со сверстниками.

Основные термины и понятия: спартанцы, периэки, илоты, лаконичная речь, апелла, герусия, эфор, олигархия.

Основное содержание:

    Местоположение Спарты, история ее завоевания.

    Устройство общества Спарты, положение основных групп населения.

    Законы Ликурга. Государственное устройство Спарты

    Образ жизни спартанцев. Спартанское воспитание.

Ресурсы урока: учебник, § 34, с.88-89; тетрадь - тренажер, с. 47.(№7), с.63 (№ 1), с.69 (№4); атлас; электронное приложение к учебнику.

Документ №2.

Определите, в каком из представленных ниже документов описана Спарта, а в каком Афины.

А. Этот город, несмотря на его грязные улицы, показался бы нам красивым городом. Вершина акрополя и городские площади были украшены храмами и другими постройками, повсюду было много мраморных и бронзовых статуй, на склоне акрополя под открытым небом располагался театр, который в дни представлений был переполнен публикой. На улицах множество ремесленников и торговцев, моряков, вернувшихся из плавания, приезжих из всех греческих городов – государств. Шумная толпа двигалась в разных направлениях, обменивалась новостями, занималась делами.

Б. Другой город сильно походил на военный лагерь, это был хмурый и не приветливый к чужеземцам город. Здесь не было ни шумного рынка, ни ремесленных мастерских. Вдоль улиц тянулись одноэтажные дома, похожие друг на друга. Здесь отсутствовал театр, почти не было каменных храмов и статуй. На улицах мы могли увидеть отряды марширующих людей, услышать отрывистые слова команды и военную хоровую песню.

Как вариант задания: Организация работы в парах или в группах: (или как вариант игра «передай другому». З адают друг другу вопросы. Самостоятельно принимать решения. Умение работать в группе. По ходу сверять свои действия с целью, находить и исправлять ошибки

Конкретное задание: Выписать в тетрадь со всего учебника с.88-89 новые слова, выделенные жирным черным цветом и дать им определение.

Алгоритм работы 1 группы: чтение текста учебника «Государственное устройство» с. 89. На листе А4 сделать схему устройства Спарты. Указать орган власти, кто входил, какие вопросы решал.

Задание 2 группе: познакомится со спартанским воспитанием в учебнике; рассказать об образе жизни и воспитании детей в Спарте. Устно ответить на вопросы: понравилась вам жизнь в Спарте? Почему? Что привлекло ваше внимание? Предположите. Что бы вас могло удивить в Афинах и Спарте? Что могло разочаровать?

Алгоритм работы 2 группы:

    Чтение материала учебника «образ жизни и воспитание детей» с. 89.

    Приготовить устные ответы о жизни детей в Спарте.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный момент (Мотивация к учебной деятельности)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Добрый день, ребята! Изобразите ваше настроение в виде смайлика в своей тетради на полях: улыбающегося или грустного. Покажите мне свое настроение в виде смайликов.

Изображают в тетрадях по истории смайлики и показывают их, демонстрируя свое настроение.

Самоопределение

(Л), целеполагание (П), планирование учебного сотрудничества (К)

2.Актуализация предыдущих знаний:

Цель: повторение изученного ранее материала, необходимого для «открытия нового знания», развития ранее приобретённых умений, выявление затруднений.

1. Мы с вами на предыдущем уроке изучили тему «Рождение демократии в Афинах», каждому ряду дается лист А4 , задача каждого обучающегося в ряду написать то, что запомнил по теме.

Или вариант: проверка д/З: если приготовили вопросы то задают своим одноклассникам, а если же нет, то собрать рисунки и работы в тетради- тренажере.

Каждый обучающихся, пишет на листе А 4 то, что запомнил по прошлой теме.

Обсуждают проделанную работу.

Показывают учителю, выполненное д/з.

Отбор информации, анализ, сопоставление, умение сравнивать, умение делать выводы, умение передавать содержание в сжатом виде. (П), (М).

Владение диалоговой формой речи, владение устной и письменной речью, ее оформление(К).

    Открытие нового знания

Цель: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися новых знаний

Формулируем проблему :

Сегодня, нам предстоит о другом крупнейшем греческом полисе - Спарта. Устройство этого полиса, жизнь в этом полисе была совершенно иная.

Задача урока: узнать особенности жизни в Спарте.

Определим, как мы можем решить эту задачу. С помощью самостоятельной работы с учебником, рассказа учителя.

Дети записывают задачу урока, которую необходимо решить.

Владение диалоговой формой речи, оформление своих мыслей, формулирование собственных мыслей и позиций, участие в работе группы, распределение обязанностей, планирование своей части деятельности и ее выполнение, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля (К), (Р).

Изучение 1 пункта плана: «Местоположение Спарты. История ее завоевания».

1.Предлагает совершить путешествие в Древнюю Спарту. Рассказывает о местоположении, природных условиях Спарты, условиях её заселения. (используя карту) .

В конце 11 века до н.э. дорийцы вторглись на п.Пелопоннес, покорив местное население ахейцев. На юге Пелопоннеса дорийцы основали государство Лакедемон или Спарта.

Из моего рассказа, объясните, каким образом возникло государство Спарта????

Работа с картой атласа «Древняя Греция», находят Спарту и выясняют особенности ее местоположения.

Отвечают на вопрос учителя.

умение осуществлять действия по заданному правилу; умение контролировать свою деятельность по результату выполнения задания. (Р); анализ карты с опорой на легенду карты (П). Владение диалоговой формой речи, владение устной и письменной речью, ее оформление(К).

Изучение 2 пункта плана « Устройство общества Спарты, положение основных групп населения»

Учитель задает вопрос: Как называли жителей Спарты? (предполагаемый ответ: спартанцы.

На самом деле все жители Спарты назывались по – разному, в зависимости от их занятий. Население Спарты делилось, согласно древним Законам – спартанского законодателя Ликурга на 3 группы: Спартанцы, периэки и илоты.

Их положение было неодинаковым..

Учитель: делит класс по 3 рядам, каждый ряд получает задание охарактеризовать положение жителей Спарты.

Ваша задача, прочитав материал учебника с. 88 «Население Спарты», рассказать о своей группе населения Спарты.

Вывод : учитель показывает в электронном приложении схему «Сословное деление Спарты». Расположите снизу вверх (устно) эти группы населения, какое занимало низкое положение, среднее и господствующее???

Конкретное задание: Однодворцева, Захарова – Выписать со всего учебника новые слова, выделенные жирным черным цветом и дать им определение.

Дополнение учителя по теме: Законы Ликурга, закрепили такое положение основных групп населения, запрещалось: ч/с, богатство, передача отцом сыну своего наследства, спартанцу заниматься с/х, торговлей, ремеслом. Его долг – быть воином, физически развитым и дисциплинированным!!!

Слушают вопрос учителя и отвечают.

Записывают три группы населения Спарты.

Класс делится на 3 части по принципу 3 группы населения Спарты. Читает материал учебника, и затем устно дают ответ на заданный вопрос учителя.

В форме устного ответа формулируют расположение населения Спарты с низкого до господствующего.

Остальные выполняют конкретное задание учителя (работа с новыми словами)

умение осуществлять действия по заданному правилу; умение контролировать свою деятельность по результату выполнения задания. (Р); Владение диалоговой формой речи, владение устной речью, ее оформление.(К).

Физкультминутка

Учитель проводит физкультминутку

Выполняют вместе с учителем физкультминутку.

Изучение 3 пункта плана « Государственное устройство Спарты»

Деление класса на 2 группы:

Предлагает 1-ой группе «погостить» государстве Спарты, рассказать об органах власти Спарты.

Алгоритм работы 1 группы: чтение текста учебника «Государственное устройство» с. 89. На листе А4 сделать схему устройства Спарты. Указать орган власти, кто входил, какие вопросы решал.

Ответ: показать правильный вариант схема в электронном приложении «Государственное устройство Спарты».

2-ой группе – познакомится со спартанским воспитанием; рассказать об образе жизни и воспитании детей в Спарте. Устно ответить на вопросы: понравилась вам жизнь в Спарте? Почему? Что привлекло ваше внимание? Предположите. Что бы вас могло удивить в Афинах и Спарте? Что могло разочаровать?

Алгоритм работы 2 группы:

    Чтение материала учебника «образ жизни и воспитание детей» с. 89.

    Приготовить устные ответы о жизни детей в Спарте.

После этого происходит обсуждение ответов. Все спартанцы учились говорить кратко и точно. Такая речь называлась лаконичной. Например, однажды явились к ним послы с пустым мешком и сказали: Мешок есть, муки нет».Спартанцы, сказали в ответ: «достаточно было и двух слов.- «Муки нет».

Внимательно слушают задания учителя, делятся на 2 группы. Получают задания и выполняют его.

После этого происходит обсуждение ответов.

Включение в систему знаний

Предлагает поразмышлять: Если бы вы оказались в Древней Спарте, понравилась бы вам жизнь в ней? Обоснуйте свой ответ.

Высказывают и отстаивают свою точку зрения.

Отстаивать своё мнение, пользуясь примерами из жизни. Установление причинно-следственной связи построение логической цепочки. Применение полученной информации

Готовность применять исторические знания на основе практических действий и опыта из прошлого

Итог урока (Рефлексия деятельности).

Цель: осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и деятельности всего класса

Решим тест на закрепление нового материала. (Приложение №1).

Что узнали на сегодняшнем занятии?

Что ты понял или не понял на уроке?

Выставление оценок с комментарием

2) тетрадь- тренажер с. 49 №3, или с. 54-55 № 3.

Решают тест. Проверяют друг у друга и проверяют по предложенному ключу.

Делятся впечатлениями

Помогают своим одноклассникам в неясных моментах.

Записывают в дневники задания и получают инструктаж выполнения.

Оценивание результатов собственной деятельности, деятельности, класса в целом, Регуляция своего поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими требованими.(Р),(К).

Тест по теме «Древняя Спарта».

1.Укажите, как называлась область Греции, где возникла Спарта.

А. Лакония.

Б. Беотия.

В. Аттика.

2. Укажите, какое занятие у спартанцев было главным.

А. Торговля.

Б. Земледелие.

В.Военное дело.

3. Укажите, почему афиняне называли спартанцев неучами.

А. Потому что спартанцев с детства приучали к занятиям земледелием

и скотоводством.

Б.Потому что спартанцев с детства приучали к занятиям живописью и

В.Потому что спартанцев с детства приучали к занятиям военным

4. Укажите, кого спартанцы называли илотами.

А. Иноземцев.

Б. Покорённое население Древней Спарты.

В. Вождей.

5. Кем были илоты в Спарте?

А. Свободными земледельцами.

Б. Рабами.

В. Воинами.

6. Укажите высший орган власти в Спарте

А. Народное собрание.

Б. Ареопаг.

В. Совет старейшин.

7. Какую речь называют лаконичной?

А. Ту, которую произносил житель Лаконии.